Спецификация
к аттестационному материалу для промежуточной аттестации
учащихся
Промежуточная аттестация по изобразительному искусству ставит своей целью:
Оценку уровня достижения учащимися планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с планируемыми результатами ООП ООО МБОУ СОШ № 13.
Промежуточная аттестация проводится в форме:
Показа творческой работы по рисунку, живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству и синтетическим видам искусства.
Сроки подготовки и проведения:
выполнение творческой работа осуществляется в 2 этапа:
I этап - сентябрь-февраль 2021-2022 гг. Подготовительный.
II этап – 1 – 20 марта 2022 г. Защита творческой работы. Защита творческой работы проводится в урочное время, в соответствии с графиком ПА, утвержденным директором школы.
Ход защиты работы:
Промежуточная аттестация обучающихся проводится учителем-предметником и ассистентом. Аттестуемый должен уметь представить свою работу. Предоставив на просмотр свою работу, учащийся отвечает на следующие вопросы:
К какому виду искусства относится работа?
Что ты хотел(а) выразить в своей работе?
Какие цели ты ставил(а) перед собой, чтобы достичь результата?
Какие средства ты использовал(ла) для достижения своей цели?
Достиг(ла) ли ты своей цели?
Остальные учащиеся класса работают в группах: прослушивают представление работы и выставляют баллы по критериям, оценивая своего одноклассника. В этом же оценочном листе каждый из учащихся дает самооценку собственной работе в пятибалльной системе. По окончании защиты результаты самооценки и взаимооценки можно сравнить с оценкой учителя.
Содержание выполнения творческих работ для учащихся 5 класса:
Русская изба (пейзаж).
Народные обряды (пейзаж).
Изготовление изделий по мотивам народного промысла (Городец, Гжель, Жостово).
Изготовление изделий по мотивам народного промысла (дымковская, филимоновская игрушки).
Изготовление витража.
Изготовление панно.
Изготовление вазы.
Система оценивания работы:
Критерии оценивания работы обучающихся:
знание особенностей народного искусства;
использование элементов народного искусства в своей работе;
построение формы,
передача пропорций;
умение использовать цвет и свет при создании композиции, выразительность;
умение поставить цель;
умение достичь цели;
умение представить свою работу;
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов следующим образом:
0 – умение не сформировано;
1 – умение сформировано частично;
2 – умение сформировано.
Максимальное значение – 2 балла за один критерий, за всю работу – 24 балла.
Перевод первичных баллов в отметку:
Баллы | Уровень достижений | Отметка |
менее 10 | ниже базового | «2» |
10-15 | базовый | «3» |
16-20 | повышенный | «4» |
21-24 | высокий | «5» |
За умение подобрать соответствующие речевые выразительные средства для изложения мысли в ходе представления творческой работы учащийся может получить дополнительный 1 балл.
Требования к уровню достижений учащихся:
Выпускник научится:
Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Р-5.1. наблюдать и анализировать свою деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
К-2.1. доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи.
К-2.11.10. подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.
И-9. владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций
И-2. характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
И-3 распознавать несколько народных художественных промыслов России;
И-7.выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
И-7.1.распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
И-16 знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива)
И-20 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые соотношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
Выпускник получит возможность научиться:
И-1.15 4 получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
И-4.5 получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
И-5.53 различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
И-6.11 научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне
И-6.13 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
содержание выполнения творческих работ для учащихся 6 класса:
натюрморт (в цвете, в графике)
пейзаж (в цвете, линейная и воздушная перспектива)
пейзаж – настроения (в цвете, линейная и воздушная перспектива)
портрет (автопортрет) в цвете, в графике)
животные (в цвете, в графике)
Система оценивания работы:
Критерии оценивания работы обучающихся:
композиционная организация изображения в листе;
построение формы,
передача пропорций;
умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;
умение поставить цель;
умение достичь цели;
умение представить свою работу;
умение использовать освещение;
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов следующим образом:
0 – умение не сформировано;
1 – умение сформировано частично;
2 – умение сформировано.
Максимальное значение – 2 балла за один критерий, за всю работу – 22 баллов.
Перевод первичных баллов в отметку:
Баллы | Уровень достижений | Отметка |
менее 10 | ниже базового | «2» |
10 - 14 | базовый | «3» |
14 - 18 | повышенный | «4» |
19 - 22 | высокий | «5» |
За умение подобрать соответствующие речевые выразительные средства для изложения мысли в ходе представления творческой работы учащийся может получить дополнительный 1 балл.
Требования к уровню достижений учащихся:
Выпускник научится:
Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Р-5.1. наблюдать и анализировать свою деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
К-2.1. доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи.
К-2.11.10. подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.
И-13 знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
И-16 знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива)
И-18 пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь)
И-19 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами воздушной и линейной перспективы;
И-20 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые соотношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
И-5.24 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
Выпускник получит возможность научиться:
И-1.8 получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
И-1.10 знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
И-5.51 знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
И-5.54 создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
И-6.10 знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
И-6.11 научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне
И-6.13 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
И-6.14 применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
содержание выполнения творческих работ для учащихся 7 класса:
Архитектура моего города (в цвете)
Городской дизайн (город, микрорайон, улица) – в цвете.
Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Замысел архитектурного проекта и его осуществление (объемно-пространственный макет - 2-3 дома).
Система оценивания работы:
Критерии оценивания работы обучающихся:
раскрытие сюжета в работе;
понимание сочетания различных объемов в здании;
организация архитектурно-ландшафтного пространства;
умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;
умение поставить цель;
умение достичь цели;
умение представить свою работу;
подбор соответствующих речевых выразительных средств для изложения мысли.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов следующим образом:
0 – умение не сформировано;
1 – умение сформировано частично;
2 – умение сформировано.
Максимальное значение – 2 балла за один критерий, за всю работу – 20 баллов.
Перевод первичных баллов в отметку:
Баллы | Уровень достижений | Отметка |
менее 9 | ниже базового | «2» |
9-13 | базовый | «3» |
14-17 | повышенный | «4» |
18-20 | высокий | «5» |
Требования к уровню достижений учащихся:
Выпускник научится:
Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Р-5.1. наблюдать и анализировать свою деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
К-2.1. доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи.
К-2.11.10. подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.
И-5.44 получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
И-4.4 понимать сочетание различных объемов в здании
И-5.8 характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
И-5.10 приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
И-32 получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
Выпускник получит возможность научиться:
И-5.54 создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
И-5.55 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
И-5.56 узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры
И-6.14 применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
И-6.15 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
И-7.29 называть имена великих русских архитекторов XVIII – XIX веков;
И-7.30 называть и характеризовать произведения архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
И-7.31 характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
содержание выполнения творческих работ для учащихся 8 класса:
Создание анимационного фильма (индивидуальная и групповая работа)
Создание документального фильма:
А) Мой город в прошлом, настоящем, будущем (презентация + фильм, включая кинохронику родного края);
Б) Это моя школа (включая интервью учителей);
В) Преемственность поколений – мой род, моя семья.
Г) История театра моего города (с включением интервью актеров этого театра)
История создания киностудии «Поиск» (интервью + анимационный фильм)
Создание театральной куклы.
Система оценивания работы:
Критерии оценивания работы обучающихся:
создание композиции (сценария) и композиции кадра (траектория движения персонажа, которая рассказывает о смысле происходящем событии, характере героя);
методы (съемки разных планов, ракурсная съемка, съемка с ускоренной или замедленной скоростью и т.д) и приемы (ракурс зрителя относительно объекта, ракурс придающий объекту эмоциональную окраску);
Свет, цвет, звуковая палитра (музыка, шум, слова в различных речевых видах-монолог, диалог, текст от автора и др);
Замысел или ключевая идея фильма (о каких героях в картине идет речь, чем они могут быть интересны)
Авторское отношение к происходящему на экране, выраженное в информации или комментарии;
умение поставить цель;
умение достичь цели;
умение представить свою работу;
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов следующим образом:
0 – умение не сформировано;
1 – умение сформировано частично;
2 – умение сформировано.
Максимальное значение – 2 балла за один критерий, за всю работу – 20 баллов.
Перевод первичных баллов в отметку:
Баллы | Уровень достижений | Отметка |
менее 9 | ниже базового | «2» |
9-13 | базовый | «3» |
14-17 | повышенный | «4» |
18-20 | высокий | «5» |
Требования к уровню достижений учащихся.
Выпускник научится:
И-5.5 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
И-5.6 понимать разницу между реальностью и художественным образом;
И-6.4 представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
И–6.6 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
Выпускник получит возможность научиться:
И-3.16 понимать изобразительную природу экранных искусств;
И-3.17 характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
И-3.18 различать понятия: игровой и документальный фильм;
И-6.24 применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
И-6.26 понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
И-6.27 применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
И-6.28 применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
И-6.30 реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
содержание выполнения творческих работ для учащихся 9 класса:
Выполнение творческой работы в виде коллажа используя следующие темы:
Пейзаж, человек на фоне пейзажа
Натюрморт
Интерьер, человек в интерьере
Портрет
Архитектура
Система оценивания работы:
Критерии оценивания работы обучающихся:
Композиционная организация изображения в листе;
Умение выхватить своим взглядом мгновение жизни и запечатлеть его (фиксация выразительных цветовых и световыразительных состояний природы, психологическая выразительность портрета);
Проявление индивидуальности своего видения мира
Применение в композиции снимка разные художественно-съемочные средства и приемы (ракурс, крупность плана, и др.).
Умение использовать цвет, передачу характера и состояния модели, выявлять форму и фактуру вещей при помощи выразительной композиции и разных вариантов освещения;
Умение поставить цель;
Умение достичь цели;
Умение представить свою работу;
За улучшение художественных качеств снимка благодаря его послесъемочной компьютерной обработке (кодировке, работа с цветностью, применение различных эффектов) добавляется еще 1 балл.
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов следующим образом:
0 – умение не сформировано;
1 – умение сформировано частично;
2 – умение сформировано.
Максимальное значение – 2 балла на один критерий, соответственно на все критерии – 16 баллов.
Перевод первичных баллов в отметку:
Баллы | Уровень достижений | Отметка |
менее 7 | ниже базового | «2» |
7-9 | базовый | «3» |
10-13 | повышенный | «4» |
14-16 | высокий | «5» |
Разработанные критерии помогают учащимся подготовиться к сдаче промежуточной аттестации.
Из всех выше перечисленных баллов складывается общая оценка работы учащегося.
При подведении итогов путём подсчёта количества баллов определяется уровень достижений учащегося, который переводится в отметку по балльной системе.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;
- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная ( живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение, и т.д.), специфике их образного языка;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
- о декоративных искусствах как способе организации социально общения и социальной среды;
- о конструктивных искусствах как среде организации окружающей нас среды жизни;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
Учащиеся должны уметь:
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;
- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- высказывать аргументированные суждения о произведении искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.