Спецификация КИМ
для проведения полугодовой диагностической контрольной работы
по русскому языку в 3 классе
Назначение контрольной работы: определить актуальный уровень знаний каждого обучающегося 3 класса, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» ученика.
Содержание контрольной работы определяется на основе ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.).
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «Русский язык».
Контрольная работа состоит из 12 заданий: 9 заданий базового уровня, 3 - повышенного уровня.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, типам заданий, максимальный балл за задание:
№ задания | Уровень сложности | Что проверяется (код контролируемого элемента) | Тип задания | Максимальный балл |
1 | Базовый | 1.2 | Задание с кратким ответом | 1 |
2 | Базовый | 1.2 | Задание с кратким ответом | 1 |
3 | Базовый | 4.4 | Задание с кратким ответом | 1 |
4 | Базовый | 6.1 | Задание с кратким ответом | 1 |
5 | Базовый | 2.2 | Задание с кратким ответом | 1 |
6 | Базовый | 2.1 | Задание с кратким ответом | 1 |
7 | Базовый | 6.1 | Задание с кратким ответом | 1 |
8 | Базовый | 1.3 | Задание с записью верного ответа. | 1 |
9 | Повышенный | 2.3 | Задание с записью верного ответа. | 2 |
10 | Повышенный | 6.1 | Задание с записью верного ответа. | 2 |
11 | Повышенный | 2.2 | Задание с записью верного ответа. | 2 |
12 | Повышенный | 5.1 | Задание с записью верного ответа. | 2 |
Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»:
Содержательные разделы | Количество заданий | Максимальный балл |
Фонетика, орфоэпия и графика Состав слова (морфемика) | 3 4 | 3 5 |
Правописание: орфография и пунктуация | 3 | 5 |
Морфология | 1 | 1 |
Синтаксис | 1 | 2 |
| | |
Система оценивания выполнения заданий
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. За задания с кратким или развернутым ответами можно получить (от 2 до 0) баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания.
Условия проведения работы
Время работы, включая и организационную часть, – 45 мин. Время выполнения заданий обучающимися – 40 мин.
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения стартовой диагностической контрольной работы
Вид контроля: полугодовой
Перечень элементов предметного содержания,
проверяемых на диагностической контрольной работе
№ задания | Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания |
1, 2, 8 | 1 | 1.2, 1.3 | Звуки и буквы. Последовательность букв в русском алфавите, пользование алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации |
3 | 4 | 4.4 | Находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы |
4, 7, 10 | 6 | 6.1 | Применять правила правописания (в объеме содержания курса) |
5, 11,6, 9 | 2 | 2.1, 2.2, 2.3 | Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова, Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс Различать изменяемые и неизменяемые слова |
12 | 5 | 5.1 | Различать предложение, словосочетание, слово |
2. Перечень элементов метапредметного содержания,
проверяемых на диагностической контрольной работе
№ задания | Код раздела | Код контролируемого элемента | Описание элементов метапредметного содержания |
1, 2, 8 | 1 | 1.2, 1.3 | Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) (УУД контролировать процесс и результаты своей деятельности , учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям) |
3 | 4 | 4.4 | Находить в перечне слов или в тексте имена существительные. (УУД анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения) |
4, 7, 10 | 6 | 6.1 | Применять правила правописания (в объеме содержания курса) (УУД овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи; осознавать познавательную задачу, решать её самостоятельно) |
5, 6, 9, 11 | 2 | 2.1, 2.2, 2.3 | Различать изменяемые и неизменяемые слова Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс (УУД осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации) |
12 | 5 | 5.1 | Различать предложение, словосочетание, слово (УУД планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; осуществлять синтез как составление целого из их частей) |
Продолжительность контрольной работы
На выполнение 12 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа содержит два варианта. Каждому обучающемуся предоставляется распечатка заданий.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы для проведения работы (не) требуются.
Методика шкалирования, в том числе перевод в балльную систему
№ задания | Количество баллов |
1-8 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
9-12 | 2 балла - правильный ответ 1 балл – задание выполнено на половину 0 баллов – неправильный ответ |
Итого | 16 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы | Отметка |
14-16 | Отметка «5» |
11-13 | Отметка «4» |
8-10 | Отметка «3» |
0-7 | Отметка «2» |
Лист самооценки
Умение | Номера заданий из к/р | Уровень усвоения | Возникшие трудности |
не умею | решаю, но допускаю ошибки | умею |
Умею характеризовать звуки русского языка, ставить ударение в словах. | 1, 2 | | | | |
Умение писать слова в соответствии с орфографическими нормами | 4, 6, 7 | | | | |
Умею делать разбор слов по составу | 9 | | | | |
Умею определять части речи | 3 | | | | |
Умею записывать слова в алфавитном порядке | 8 | | | | |
Умею распределять слова по виду орфограмм | 10 | | | | |
Умею определять в предложении грамматическую основу и выписывать словосочетания | 12 | | | | |
Умею образовывать однокоренные слова | 5, 11 | | | | |
Контрольная работа по русскому языку 3 класс I полугодие
Инструкция по выполнению работы
Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.
На выполнение контрольной работы по русскому языку даётся 40 минут.
Работа состоит из 12 заданий.
Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
1вариант
1. Укажите слово, которое начинается со звонкого согласного звука:
а) абрикос б) кони в) радуга г) тень
2.Определите, в каком слове ударение падает на 3-й слог
а) водолаз б) корзина в) азбука г) автомобиль
3.Найди имя существительное?
а) дружить б) дружба в) дружный г) дружеский
4.Найдите проверочное слово для подчёркнутой буквы СМОТРЕТЬ:
а) смотровой б) осмотр в) смотрел г) смотрящий
5.Какое слово не является однокоренным:
а) слон б) слониха в) слоновый г) прислонился
6.Найдите слово, которое пишется раздельно:
а) (по)бежал б) (на)качелях в) (за)кат г) (с)мех
7.В каком слове нужно вставить букву А:
а) в_да б) н_чной в) тр_ва г) гр_за
8. Запиши слова на строчку в алфавитном порядке:
ноябрь, ветер, восток, сапоги, лестница.
_____________________________________________________________________________
9. Разбери слова по составу и соедини с подходящей схемой.
подставка берёза поход котёнок | |
10. Распредели и запиши слова по виду орфограммы в подходящий столбик: ГРУСТНЫЙ, САПОЖКИ, СОЛИТЬ, ПЛЯСАТЬ, ЧЕСТНЫЙ, ЗУБ
Проверяемый безударный гласный в корне слова | Парный по глухости-звонкости согласный в середине и на конце слова | Непроизносимый согласный |
| | |
| | |
11. Придумай и запиши два однокоренных слова. Выдели корень.
Ягода - ___________________, _____________________.
12. Выдели в предложении грамматическую основу и выпиши любое словосочетание. Укажи главное и зависимое слово.
На опушке леса росла высокая берёза.
Комплексная контрольная работа по русскому языку 3 класс I полугодие
2вариант
1. Укажи слово, которое начинается с глухого согласного звука
а) итог б) радуга в) жук г) пень
Определи, в каком слове ударение падает на 4-й слог
а) заночевать б) санаторий в) малиновый г) заготовка
3.Найди имя существительное?
а) морозить б) мороз в) морозный г) заморозить
4. Найдите проверочное слово для подчёркнутой буквы ПИСАТЕЛЬ:
а) подписал б) письма в) пишу г) запись
5. Какое слово не является однокоренным:
а) водолаз б) водить в) вода г) водный
6. Найдите слово, которое пишется раздельно:
а) (от)сел б) (с)кучал в) (под)рябиной г) (на)солит
7. В каком слове нужно вставить букву О :
а) в_дяной б) тр_ва в) м_лыш г) д_леко
8. Запиши слова на строчку в алфавитном порядке:
декабрь, месяц, молоко, сапоги, город.
_____________________________________________________________________________
9. Разбери слова по составу и соедини с подходящей схемой.
тигрёнок осина забег перевязка | |
10. Распредели и запиши слова по виду орфограммы в подходящий столбик: РАДОСТНЫЙ, ТРУБКА, БЕЖАТЬ, ПЛЯСАТЬ, ЧЕСТНЫЙ, ДУБ
Проверяемый безударный гласный в корне слова | Парный по глухости-звонкости согласный в середине и на конце слова | Непроизносимый согласный |
| | |
| | |
11. Придумай и запиши два однокоренных слова. Выдели корень.
Яблоко - ___________________, _____________________.
12. Выдели в предложении грамматическую основу и выпиши любое словосочетание. Укажи главное и зависимое слово.
Весной птицы вернутся в родные гнезда.
Ключи (ответы) 1 вариант
Номер задания | Правильный ответ |
1 | Укажите слово, которое начинается со звонкого согласного звука: в) радуга |
2 | Определите, в каком слове ударение падает на 3-й слог а) водолаз |
3 | Найди имя существительное б) дружба |
4 | Найдите проверочное слово для подчёркнутой буквы СМОТРЕТЬ: б) осмотр |
5 | Какое слово не является однокоренным: г) прислонился |
6 | Найдите слово, которое пишется раздельно: б) (на)качелях |
7 | В каком слове нужно вставить букву А: а) в_да б) н_чной в) тр_ва |
8 | Запиши слова на строчку в алфавитном порядке: ветер, восток, лестница, ноябрь, сапоги |
9 | Разбери слова по составу и соедини с подходящей схемой. подставка берёза поход котёнок | | |
10 | Распредели и запиши слова по виду орфограммы в подходящий столбик: РАДОСТНЫЙ, ТРУБКА, БЕЖАТЬ, ПЛЯСАТЬ, ЧЕСТНЫЙ, ДУБ Проверяемый безударный гласный в корне слова | Парный по глухости-звонкости согласный в середине и на конце слова | Непроизносимый согласный | бежать | трубка | радостный | плясать | дуб | честный | |
11 | Придумай и запиши два однокоренных слова. Выдели корень. Ягода – ягодка, ягодный |
12 | Выдели в предложении грамматическую основу и выпиши любое словосочетание. Укажи главное и зависимое слово. Весной птицы вернутся в родные гнезда. Вернутся весной |
Ключи (ответы) 2 вариант
Номер задания | Правильный ответ |
1 | Укажи слово, которое начинается с глухого согласного звука г) пень |
2 | Определи, в каком слове ударение падает на 4-й слог а) заночевать |
3 | Найди имя существительное? б) мороз |
4 | Найдите проверочное слово для подчёркнутой буквы ПИСАТЕЛЬ: б) письма |
5 | Какое слово не является однокоренным: б) водить |
6 | Найдите слово, которое пишется раздельно: в) (под)рябиной |
7 | В каком слове нужно вставить букву О : а) в_дяной |
8 | Запиши слова на строчку в алфавитном порядке: город, декабрь, месяц, молоко, сапоги. |
9 | Разбери слова по составу и соедини с подходящей схемой. тигрёнок осина забег перевязка | | |
10 | Распредели и запиши слова по виду орфограммы в подходящий столбик: РАДОСТНЫЙ, ТРУБКА, БЕЖАТЬ, ПЛЯСАТЬ, ЧЕСТНЫЙ, ДУБ Проверяемый безударный гласный в корне слова | Парный по глухости-звонкости согласный в середине и на конце слова | Непроизносимый согласный | бежать | трубка | радостный | плясать | дуб | честный | | | | |
11 | Придумай и запиши два однокоренных слова. Выдели корень. Яблоко – яблочко, яблочное |
12 | Выдели в предложении грамматическую основу и выпиши любое словосочетание. Укажи главное и зависимое слово. Весной птицы вернутся в родные гнезда. Вернутся весной |