СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс "Кулинарная география"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс "Кулинарная география"»

Приложение № 1 к основной образовательной программе основного общего образования по ФГОС МБОУ «СОШ № 8»


РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО

МБОУ «СОШ №8»

Протокол № 1

от «__» августа 2020 г.

Руководитель ШМО

_____________


СОГЛАСОВАНО




«__» августа 2020 г

Зам. директора по ВР

_________________

Калинина Е.В.

УТВЕРЖДЕНО



Приказ № ___

от «__» августа 2020 г.

Директор МБОУ «СОШ №8» ______________

Ярцева Л.Н.








Рабочая программа

внеурочной деятельности

спец.курс

« Кулинарная география»

для учащихся основного общего образования


Направление внеурочной деятельности: «Общекультурное»







Авторы разработки: Попова Светлана Анатольевна, учитель технологии,

первая квалификационная категория

Ащеулова Наталья Михайловна, учитель географии,

первая квалификационная категория










Братск,2020

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Кулинарная география» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года), основной образовательной программы. Срок реализации программы 1 год, 34 часа (1 час в неделю). Возраст воспитанников 12 - 13 лет. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности, требования действующих СанПин, специфика данной возрастной группы учащихся.

Данная программа представляет успешную и жизненно важную интеграцию таких учебных дисциплин как география, материальные технологии. Содержит относящиеся к изучаемой теме сведения по истории, билогии и направлена на удовлетворение образовательного запроса по разделу «кулинария», выявленного в результате диагностического исследования среди учащихся. Программа позволит учащимся расширить их знания о национальных традициях нашей страны и стран мира, познакомить с традиционной русской и другими кухнями.

Основная цель программы: продолжить дальнейшее развитие и формирование эстетического вкуса, культуры общения, творческих способностей и расширить знания учащихся в области кулинарии.

Задачи:

- расширить знания учащихся о национальных традициях нашей страны и стран мира;

-познакомить с традиционной русской кухней;

- научить навыкам приготовления, оформления и подачи блюд на стол.

Программа «Кулинарная география» включает в себя теоретическую часть, которая подкрепляется практической частью.

Общая характеристика учебного курса: программа «Кулинарная география», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основными способами и приёмами приготовления пищи. Обучение по данной программе способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания и умения по кулинарии. На занятиях учащиеся приучаются к трудолюбию, аккуратности, качественной механической и тепловой обработке продуктов и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с электрооборудованием, инструментами и приспособлениями, а также используются здоровьесберегающие технологии.

Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теоретические и практические занятия), экскурсии, конкурсы, выставки, беседы, лекции и т. д.

Занятия в кружке завершатся выполнением и защитой коллективного проекта (по выбранной стране). Наиболее характерна комбинированная структура занятий: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, вводный инструктаж, подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест, сервировка стола, дегустация. Заключительный инструктаж, мытье посуды, уборка помещения. На занятиях применяется широкий арсенал методов:

словесные (объяснения, рассказ, беседа);

наглядные (демонстрация приемов выполнения операций, вариантов оформления готовых блюд); проблемные (постановка проблем и поиск ее решения);

исследовательские (самостоятельный анализ задачи и ее решение);

метод коллективных и групповых работ.

Развивает творческую активность личности учащихся частая работа с различной литературой. Работая самостоятельно с интернет-ресурсами, с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу. В этой деятельности проявляются и получают дальнейшее развитие творческие способности детей. Форма подведения итогов: выставки и конкурсы фотографий готовых блюд, защита проектов, дегустации и взаимооценка - всё это будет способствовать развитию творческой активности учащихся. Прямыми критериями оценки получаемых результатов обучения являются достижения учащихся: приготовление блюд данной страны, выполненных в соответствии с технологией приготовления.

Программа направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетентностей:

-познавательная компетентность (знание истории приготовления пищи разных народов, овладение опытом самопознания);

-организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью, владение навыками контроля и оценки собственной и совместной деятельности в процессе выполнения проекта);

-информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения творческого проекта);

-коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, умение принимать и передавать необходимую информацию);

-социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе).

Программа способствует:

-развитию чувства красоты и эстетического вкуса посредством практической деятельности;

-оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;

-созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;

-приобретению навыков общения в профессиональной среде.

 Метапредметными результатами освоения курса «Кулинарная география» являются:

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; проявление инновационного подхода к решению практических задач или технологического процесса;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения курса «Кулинарная география» являются: -знание способов механической обработки продуктов питания, историю приготовления пищи; -правила использования инструментов, приспособлений и электрооборудования для приготовления пищи; -способы тепловой обработки продуктов питания; -технологический процесс изготовления блюд и способы повышения его питательной ценности; -правила безопасности труда; -способы выявления потребностей общества в товарах и услугах; -основные правила этикета; -знакомство с профессиями, связанными с приготовлением пищи.

Содержание учебного курса «Кулинарная география»

Вводное занятие (1 час). Цели и задачи курса, содержание курса, правила безопасности. История развития способов приготовления пищи. Правила ТБ при работе с электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Организация рабочего места. Знакомство с инструментами, приспособлениями, бытовой техникой для приготовления пищи. Правила санитарии, гигиены и организация трудового процесса

Этикет за столом (1 час) Этикет. Сервировка стола. Прием гостей.

Основы рационального питания (1 час) Основы правильного питания. Диетическое питание, правила составления меню. расчет энергетической ценности блюд.

Особенности русской кухни (5 часа). Роль овощей в русской кухни. Капуста. Блюда из капусты. Картофель. Блюда из картофеля. Особенности православной русской кухни. Постные супы. Холодные супы. Вторые блюда. Любимые блюда русской народной кухни. Традиционные праздничные русские блюда. Сладкие блюда. Квас традиционный русский напиток.

Кавказская национальная кухня (3 часов). Особенности и традиции кавказской кухни. Роль открытого огня в приготовлении национальных кавказских блюд. Мясные блюда на Кавказе. Кавказские супы. Пряности и соусы. Плов. Шашлык- визитная карточка Кавказа. Сладкие блюда.

Белорусская национальная кухня (3 часов). Особенности и традиции белорусской кухни. «Картошка»- королева белорусской кухни. Дранки. Клецки из картофеля. Цибики.

Традиционные белорусские супы. Белорусский борщ. Овсяный кисель. Фруктово - ягодный квас. Традиции и обычаи белорусских праздников.

Украинская национальная кухня (3 часа). Особенности и традиции украинской кухни. Мучные изделия в украинской кухне. Галушки, пампушки. Свиное сало любимый и наиболее употребляемый продукт. Свекла национальный овощ. Суп со свеклой. Узвар из сушенных фруктов. Сладкие блюда. Украинские праздники и связанные с ними кулинарные традиции.

Бурятская кухня. (3 часов) Особенности и традиции бурятской кухни. Буузы,

Карвинг (2 часа). Понятие карвинг. История возникновения искусства карвинга. Украшение из овощей и фруктов. Инструменты и приспособления для карвинга. Основные приемы и способы работы инструментами для карвинга. Бабочка из яблока. Композиция из овощей

Выполнение и защита творческого проекта (12 часа).

Планируемые результаты

-развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

-активное использование знаний, полученных при изучении курса, и сформированных универсальных учебных действий;

-совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

-формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

-формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Содержание спецкурса «кулинарная география»

7 класс (34 часа)

Раздела

Содержание курса

Практическая работа

Вводное занятие (1 час).

Этикет за столом (1 час)

Основы рационального питания (1 час)

Цели и задачи курса, содержание курса, правила безопасности. История развития способов приготовления пищи. Правила ТБ при работе с электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Организация рабочего места. Знакомство с инструментами, приспособлениями, бытовой техникой для приготовления пищи. Правила санитарии, гигиены и организация трудового процесса. Этикет. Сервировка стола. Прием гостей.

Выполнение сервировки стола.

Правила этикета.

Особенности русской и сибирской кухни (5 часа).

Роль овощей в русской кухни. Капуста. Блюда из капусты. Картофель. Блюда из картофеля. Особенности православной русской кухни. Постные супы. Холодные супы. Вторые блюда. Любимые блюда русской народной кухни. Традиционные праздничные русские блюда. Сладкие блюда. Квас традиционный русский напиток.

https://studyinrussia.ru/life-in-russia/life-conditions/russian-food/

https://eda.ru/recepty/osnovnye-blyuda/russkaya-kuhnya

Пастила – это традиционная русская сладость, известная с XIV века. По форме и консистенции напоминает зефир, но обладает собственным неповторимым вкусом. Первоначально пастилу изготавливали из антоновских яблок, которые росли только в России. С XIX века эксклюзивный русский десерт начали экспортировать в Европу.

Рассольник, солянка, кулебяка.

Кавказская национальная кухня (3 часов).

Особенности и традиции кавказской кухни. Роль открытого огня в приготовлении национальных кавказских блюд. Мясные блюда на Кавказе. Кавказские супы. Пряности и соусы. Плов. Шашлык - визитная карточка Кавказа. Сладкие блюда.

Хачапури, пхали из свеклы или капусты с орехами, хинкали.

http://xcook.info/kuhnja-kavkaza

https://1000.menu/catalog/kavkazskaya-kuxnya

Печенье гата.

Белорусская национальная кухня (3 часов).

Особенности и традиции белорусской кухни. «Картошка»- королева белорусской кухни. Дранки. Клецки из картофеля. Цибики.

Традиционные белорусские супы. Белорусский борщ. Овсяный кисель. Фруктово - ягодный квас. Традиции и обычаи белорусских праздников.

http://www.mmenu.com/recepty/nacionalnaya-kuhnya/belorusskaya-kukhnya/

Драники, зразы, колдуны, мядзведзь (картофельная запеканка)

Украинская национальная кухня (3 часа).

Особенности и традиции украинской кухни. Мучные изделия в украинской кухне. Галушки, пампушки. Свиное сало любимый и наиболее употребляемый продукт. Свекла национальный овощ. Суп со свеклой. Узвар из сушенных фруктов. Сладкие блюда. Украинские праздники и связанные с ними кулинарные традиции.

https://tripmydream.com/ukraine/cuisine

http://www.outdoorukraine.com/content/view/124/201/lang,ru/



Капустняк, галушки, вареники с вишней, налистники, лежни картофельные, вергуны.



Бурятская кухня. (3 часов)

Особенности и традиции бурятской кухни. Буузы.

https://nosviatores.com/buryatskaya-kuxnya/

http://irkipedia.ru/content/buryatskaya_kuhnya

Бурятские супы (шулэн, бухлёр, хирмаса), Хургэчэн Ээзгэй (Снежки творожные), Бурятские шаньги, Хушуур.


Карвинг (2 часа).

Понятие карвинг. История возникновения искусства карвинга. Украшение из овощей и фруктов. Инструменты и приспособления для карвинга. Основные приемы и способы работы инструментами для карвинга. Бабочка из яблока. Композиция из овощей.


Итоговая работа по курсу «Кулинарная география» (12 часов).


Выполнение и защита творческого проекта.



Тематическое планирование

спецкурса «кулинарная география»

7 класс 34 часа

Тема

Количество часов

Примечание

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

3



Этикет за столом.

1



Основы рационального питания .

1



Особенности русской и сибирской кухни

5



Географическое положение, природные условия России и Восточной Сибири.

1



Особенности православной русской кухни.

1



Роль овощей в русской кухни.

1



Традиционные праздничные русские блюда.

1



Квас традиционный русский напиток. Сладкие блюда.

1



Кавказская национальная кухня.

3



Географическое положение, природные условия Кавказа.

1



Особенности и традиции кавказской кухни.

1



Мясные блюда на Кавказе.

1



Белорусская национальная кухня.

3



Географическое положение, природные условия Белоруссии.

1



Особенности и традиции белорусской кухни.

1



«Картошка»- королева белорусской кухни.

1



Украинская национальная кухня.

3



Географическое положение, природные условия Украины.

1



Особенности и традиции украинской кухни.

1



Мучные изделия в украинской кухне.

1



Бурятская кухня.

3



Географическое положение, природные условия Бурятии.

1



Особенности и традиции бурятской кухни.

1



Буузы.

1



Карвинг.

2



История возникновения искусства карвинга.

1



Украшение из овощей и фруктов.

1



Итоговая работа по курсу «Кулинарная география»

12



Выполнение и защита творческого проекта.



































Используемая литература.

  1. Серия книг из цикла Кухни народов мира изд. Аванта +

  2. Е.А. Жижина « Поурочные разработки по географии» 8 класс. М.,2007г.

  3. Журнал « География в школе».

  4. Узун Л.А. «Рецепты вкусной жизни», М.,2008г.

  5. Интернет-ресурсы: supercook.ru

  6.  Вольпер И.Н. “Легенды и быль о продуктах”, М. “Экономика”, 1969.

  7. Ковалев В.М., Могильный Н.П. “Традиции, обычаи и блюда русской кухни”, М. “Терра”, 1998.

  8. Лазерсон И. “Французская кухня”, М. “Центрполиграф”, 2005.

  9. Похлебкин В.В. “Все о пряностях”, М.“Центрполиграф”, 1997.

  10. Похлебкин В.В. “Занимательная кулинария”, М. “Центрполиграф”, 1997.

  11. Похлебкин В.В. “Специи и приправы”, М.“Центрполиграф”, 1997.

  12. Райченок Ж.Е. “Самые популярные блюда мира”,Мн.Литература,1998

  13. Сенгурова Е. “Пир на весь мир”, М. “Терра”, 1998.

  14. Халин А.А.,Сунин Н.С. “Русский дом”, Н.Новгород, “Нижний Новгород”, 1991.


2