СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфические особенности работы классного руководителя с ребенком воспитывающимся в неполной семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфические особенности работы классного руководителя с  ребенком воспитывающимся в неполной семье

Просмотр содержимого документа
«Специфические особенности работы классного руководителя с ребенком воспитывающимся в неполной семье»

Специфические особенности работы классного руководителя с ребенком воспитывающимся в неполной семье

Воспитание – это очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, чтобы один человек только давал, наставлял, в другой – только пассивно все принимал.

Дети в полной семье, так же, как и дети, свое детство прожившие только с матерью или бабушкой, развиваются по тем же биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются те же нормы воспитания. Жизнь ребенка только с матерью или только с отцом не развивает в нем какие-то специфические качества, которые нельзя найти у других детей.

Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать-отец, отец – дети, мать – дети, дети – бабушки и дедушки. В неполной семье нарушен психологический климат, для нее характерны большая изолированность и оторванность от окружающего мира. Чаще всего неполная семья – мать с одним или двумя детьми. В такой семье мать вынуждена выполнять множество несвойственных ей функций и ролей. Кроме того, в такой семье дети получают одностороннее феминизированное воспитание [ ].

Отец и мать взаимно дополняют друг друга, мужское и женское начало лишь в своем единстве способно обеспечить всю полноту и богатство человеческих отношений. И ребенок – подросток - юноша – девушка могут полностью познать себя в полной семье. Не будем касаться аномальных явлений, когда отец (или мать) настолько антисоциальная личность, что его отсутствие способствует лучшему воспитанию детей.

Могут возникнуть возражения, ссылки на случаи вполне успешного, даже блестящего воспитания ребенка в неполной семье. Но и в этих случаях была перегрузка родителя, ребенок чего-то все же недополучил в сравнении с тем, что мог бы иметь в полной семье.

Наряду с биологической потребностью ребенку очень важны потребности психические, которые должны удовлетворяться в той мере, которая необходима для того, чтобы ребенок чувствовал себя действительно хорошо.

Первым учителем для ребенка, как правило, является мать, а потом – остальные члены семьи. Если рядом с ребенком нет человека, который мог бы с самого раннего детства «оценивать» его первые успехи в жизни, кто мог бы всем его «изобретениям» и «открытиям» давать определенный смысл, то этому ребенку будет трудно не только физически, но и морально.

Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психологический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это требует очень больших усилий со стороны того родителя, с которым останется ребенок. Если разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро [ ].

Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять это чувство многие годы.

Наиболее частой, можно сказать «типической», является ситуация, когда мать одна воспитывает одного или нескольких детей, и главная ответственность воспитательной деятельности ложится на нее. Очень часто после разделения семьи мать вынуждена больше времени отдавать работе и не может уделять ребенку столько времени, как прежде. Поэтому тот чувствует себя обделенным, отвергнутым матерью.

Некоторые дети, воспитываемые только матерью и находящиеся чаще в женском окружении, бывают безудержно радостны и возбуждены, когда вступают в контакт с мужчиной. Это не связано с быстрым возникновением чувства привязанности, а происходит по другой причине: в общении с мужчиной ребенок открывает для себя новый, неизвестный ему до сих пор мир [ ].

Какое-то время после развода или разделения семьи отец регулярно навещает ребенка. Во всех случаях это глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод окажется для ребенка еще мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начнет спрашивать себя, почему, собственно, он должен с ним видеться, и в результате у него может развиться комплекс вины. Если родители охвачены, вдобавок, желанием мстить друг другу, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая друг друга и подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно ребенок получает в нормальной семье.

Когда ребенок живет только с одним родителем, ему совсем не угрожает лишение возможности совершать «открытия», играть, познавать окружающий мир и его законы. Первое социальное обучение происходит обычно в самом узком семейном кругу, так что при нормальных условиях мать сама может с этим справиться. Когда никто не нарушает спокойную жизнь матери и ребенка, то в этом даже есть определенный положительный смысл. Ребенок всегда находит поддержку в первую очередь у матери. Мать дарит ребенку уверенность, создает атмосферу эмоционального комфорта.

У ребенка, который живет только с матерью, имеется гораздо меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта. Некоторые психологи считают, что ограничение возможности знакомства с разными общественными ролями в неполной семье больше всего касаются девочек, так как мальчики, особенно школьного возраста, благодаря спортивным, естественно-научным или техническим интересам, находят достаточное количество мужских ролевых поведенческих примеров. Но, тем не менее, с уходом из семьи отца при разводе дом лишается мужского начала.

У некоторых одиноких матерей иногда, к сожалению, возникает представление, что за всеми ее поступками, и тем более за воспитанием ребенка, внимательно следят окружающие люди. Каждый недостаток ребенка, по ее мнению, воспринимается окружающими, как ее собственное упущение в воспитании.

Однако в жизни можно встретиться и с такими семьями, в которых запущенность ребенка является результатом завуалированного недоброжелательного отношения одинокой матери к ребенку. Недружелюбное отношение матери иногда может быть замаскировано даже чрезмерным стремлением «помочь ребенку», например, поисками для него места в больнице или стремление отдать его в школу-интернат. Совершенно ясно, что такое «воспитание» может очень плохо повлиять на развитие характера ребенка [ ]

При оценке отношений с детьми матери в неполной семье, по сравнению с полной, определяют отношения с мальчиками, как более, а с девочками как менее конфликтные. Оценка мальчиков как упрямых преобладает в неполных семьях. Таким образом, мальчики из неполных семей находятся в более неблагоприятной жизненной ситуации, чем девочки. У матерей более высокая степень невротизации, и они чаше конфликтны с сыновьями. Положение осложняется еще больше, если мать была конфликтна со своим отцом в детстве и сын похож на мужа, с которым она длительное время также была в конфликтных отношениях.

В неполных семьях матери чаще, чем в полных, проживают вместе со своими родителями. Их моральная и экономическая поддержка при разводе дочери с мужем являются одним из способствующих ему факторов. Тем более, что бабушка часто испытывает неприязненное чувство к мужу дочери, особенно при его попытке занимать независимую и доминирующую позицию в семье. Характерным феноменом отношений в неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка, а роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью.

Если дети живут с матерью, то формально забота о них заметно не различается в неполных и полных семьях. В отношении контроля различия есть. Они заключаются в большем числе ограничений и запретов в неполной семье у мальчиков и в меньшем их числе у девочек. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Сыновья здесь нередко становятся объектами для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности [ ].

У девочек мать менее невротична и конфликтна, она менее строга к дочерям и реже использует их для отреагирования негативных чувств к отцу, меньше угрожает, ругает и наказывает физически.

В больших семьях с их богатыми внутренними связями возможно перераспределение возникающих напряжений, а в диадических (мать-ребенок, отец-ребенок) любое событие может приобретать преувеличенное значение. Значительное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье отмечается в подростковом возрасте. У маленького ребенка складываются эмоционально-глубокие (симбиотические) взаимоотношения с матерью. Такая мать (а иногда это может быть и отец) очень болезненно воспринимает неизбежный кризис в своих взаимоотношениях с подростком, когда первоначальный эмоциональный альянс разрушается. Кризис во взаимоотношениях может наступить и в более поздних возрастах (в юношеском возрасте или в возрасте зрелости), если ребенок отстает в своем психологическом развитии от сверстников. Поскольку родителям иногда свойственно игнорировать возрастные изменения в личности ребенка, они могут бессознательно поощрять его инфантилизацию, хотя сами подростки склонны преувеличивать в подобных конфликтах с родителями степень своей независимости.

Очевидно, что в неполной семье подросток рискует оказаться в психологически сложной ситуации. Это происходит в том случае, если мать находится от него в сильной эмоциональной зависимости и начинает тяжело переживать его первые шаги в самостоятельной жизни. Часто это проявляется в ухудшении самочувствия. Подросток сталкивается с необходимостью выбирать между жизнью, которая ему нравится, и здоровьем матери. Некоторые женщины склонны манипулировать своими детьми, ставя свое самочувствие в прямую зависимость от их поведения [ ].

В диадических семьях типа «мать – сын» встречаются и своеобразные конфликты, основанные на перенесении матерью на сына невостребованных претензий к его отцу, то есть по существу их столкновения начинают напоминать супружеские конфликты. При отсутствии мужа претензии к сыну могут сочетаться с перенесением на него отношения матери как взрослой женщины к своему брату. Таким образом, мать фактически ожидает от подростка поведенческих проявлений двух взрослых мужских ролей (мужа и брата). Но поскольку ее сын реально другой, отличный от отца и дяди человек (к тому же подросток, а не взрослый), он, естественно, не может соответствовать неадекватным ожиданиям матери, осложняя этим уже достаточно «эмоционально спутанные» отношения с нею.

Достаточно сложной оказывается ситуация в неполной семье, когда оставшийся с ребенком родитель (чаще мать) стремится воспитать ребенка таким образом, чтобы продемонстрировать обществу, что и в отсутствии отца ее ребенок вырос достойным человеком. Обычно в подобных случаях мать стремится реализовать в ребенке свои собственные нереализованные планы, жизненные установки и идеалы. При этом склонности ребенка игнорируются. В результате несоответствия родительских ожиданий и реальных достижений ребенка возникают травмирующие всех участников детско-родительские конфликты [ ].

Очень часто один из оставшихся родителей, а чаще всего это именно мать, иногда чересчур наседает, «наваливается» на осиротелое дитя со своей любовью. Отношения матери и сына, матери и дочери могут складываться по-разному: иногда более или менее гармонично, а зачастую доходит до крайностей, в особенности, когда ребенок переживает период созревания. Женщины же не всегда умеют соблюдать меру. Они либо требуют от ребенка чрезмерного послушания, помощи, понимания, душевной поддержки, вынуждая его инстинктивно защищаться, либо стремятся слишком много дать ему, заласкать, избаловать. Но, пожалуй, самый нежелательный вариант, когда мать старается привязать к себе свое детище путами безраздельной любви и ревниво удерживает его в этих оковах, иной раз чуть ли не до взрослых лет.

Другой тип семей, где отцы являются единственным родителем, становится все более распространенным. Если отец чувствует, что не может удовлетворить все потребности детей, он может пригласить домашнюю работницу для помощи по дому и присмотру за детьми. Но может ли она удовлетворить потребность ребенка в материнской ласке? Многое зависит от ее личных качеств, от отношения отца к детям, от них самих.

К сожалению, есть и такие случаи, когда одинокий родитель, совершенно пренебрегая ребенком, бросается на поиски личного счастья в надежде найти его хоть где-то и с кем-то.

С уходом из семьи отца или матери дети теряют ощущение неразрывной родительской связи и счастливую уверенность в том, сто они всегда могут положиться на маму или папу. Чувство это, почти незаметное, но ничем невосполнимое, глубоко укореняется в душе ребенка, оно формируется в младенческом возрасте и при определенных обстоятельствах сопутствует всему периоду детства.

Ситуация развода может быть драматичной для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. Возникающее реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, то есть тревогой одиночества и социальной изоляции. Нередко девочки (и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое беспокойство при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста. Частыми диагнозами в этих случаях являются невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний. У ребенка появляются навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенности в себе и навязчивые страхи. К концу подросткового – началу юношеского возраста начинает отчетливо звучать депрессивная невротическая симптоматика по типу сниженного настроения, чувства подавленности и безысходности, неверия в свои силы и возможности, мучительных переживаний по поводу кажущихся неудач, проблем общения со сверстниками, разочарований в любви и призвании [ ].

Очень большая проблема неполной семьи состоит еще и в том, что поскольку дети не могут наблюдать отношения между мужчинами и женщинами, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений. Мальчики в неполной семье сталкиваются с серьезной проблемой: заласканные матерью или убедившиеся в том, что в обществе главенствуют женщины, они начинают чувствовать, что они – ничтожество. Матери сложнее прививать мальчику чисто мужские интересы, формировать у него правильное представление о роли мужчины в доме. Мальчики, росшие без отца, могут усваивать «женский» тип поведения. У них может сформироваться искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком.

Очень часто мужское стремление оберегать беспомощную мать вынуждает их отказаться от собственной, независимой жизни. В итоге многие мальчики остаются со своими матерями и просто не представляют своих собственных гетеросексуальных влечений; или же они восстают против матери и убегают из дома с чувством, что все женщины – враги. Мучимые чувством вины, они или плохо обращаются с женщинами, или поклоняются им, часто портя себе всю оставшуюся жизнь.

Девочка в неполной семье тоже может получить искаженное представление об отношении между мужчинами и женщинами. Девочки, которых воспитывает одна мать, могут составить искаженное представление о мужчинах. Если это представление формировалось у них на примере крушения идеала матери, ее разочарования, ее неприязненного отношения к бывшему мужу, то у дочери может возникнуть общее деформирование представление о замужестве, жизни в браке. Даже без этого ложного воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия отца создаст идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, более похожий на героев литературных произведений или кинофильмов. Понятно, что такой ребенок при встрече с действительностью очень легко может разочароваться в жизни. Девушки из неполных семей при выходе замуж испытывают психологические затруднения при попытке адекватно понять своих мужей и сыновей, выполнять роль жены и матери в традиционном понимании этих ролей [ ] .

Ее собственная личностная идентификация может быть очень изменчивой: она готова на роль прислуги – дает все и ничего не получает, или чувствует, что может делать все самостоятельно и быть совершенно независимой.

Замечено, что ошибки родных «так и хочется повторить», и дети разведенных родителей зачастую подсознательно провоцируют разводы в своих семьях.

Таким образом, проблемы неполной семьи ограничиваются не только взаимоотношениями между родителем и ребенком, но и часто оказывают влияние на его собственную семейную жизнь.



Список используемых источников

1. Актуальные проблемы семьи и детства сегодня – Петрозаводск, 1994.

2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988.

3. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1986.

4. Васильева А. К. Структура семьи. – М., 1988.

5. Васильева Э. К. Неполные семьи. В сб. Семья: 500 вопросов и ответов. – М.: Мысль, 1992.

6. Вестермарк Э. История брака. – М., 2001.

7. Винникот Д. В. Разговор с родителями. – М., 1995.

8. Воспитание ребенка в неполной семье. / Под ред. Н. М. Ершовой. – М.: «Прогресс», 1980.

9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.

10. Гордон Т. Популярная педагогика. – Екатеринбург: изд-во АРД ЛДТ, 1997.