Тема 2.
Специфика использования ЭОР на уроках закрепления знаний
и формирования умений
Бакута Е.П.
Формы урока закрепления знаний, умений и отработки навыков.
Обобщённая схема урока закрепления знаний, умений и отработки навыков
1. Организационный момент
2. Вступительная часть
проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала
определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений
3. Основная часть:
4. Домашнее задание
5. Заключительная часть. Подведение итогов урока
Разновидности П – модулей
компьютерная лабораторная работа (40% от общего числа модулей «П»)
компьютерная моделирующая (виртуальная) среда (2%)
самостоятельная работа с тестовыми заданиями. (20%)
игровые задания (5%)
задания творческого характера с комментариями (5%)
практикум – интерактивные тестовые здания с комментариями (28%)
Схема организации урока решения задач
№ | Этап урока | Содержа-ние | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Постановка задачи №1 | Модули И-типа, П-типа | Воспринимают условие задачи | Поясняет условие задачи |
2 | Поиск решения задачи | Содержание поиска. Содержание наводя щих под сказок. И-модули, П-модули | Осуществляют поиск решения задачи. Воспринимают и осознают содержание подсказок, делают выводы | Задает наводящие вопросы. Демонстрирует по необходимости наводящие подсказки |
3 | Оформление плана решения задачи | План решения задачи | Фиксируют план решения задачи | Дает необхо димые поясне ния этапам ре шения задачи. |
4 | Решение задачи. Запись ответа. | Содержание реше ния зада чи и поша говых подсказок | Знакомятся с содержанием подсказок, офо рмляют реше ние задачи, записывают ответ | По необходимости оказывает помощь, отвечает на вопросы |
5 | Постановка задачи №2 | … | … | … |
6 | … | … | … | … |
7 | Выполнение учащимися контрольного задания | Контрольное задание. Модули К – типа. | Выполняют задание | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность |
8 | Формулирование выводов урока | Выводы по уроку | Фиксируют выводы | Формулирует выводы |
Режимы работы с использованием ИИСС (ИИСС - информационные источники сложной структуры)
1.Объяснение порядка и способов решения задач учителем (с вызовом учащихся к доске для самостоятельного выполнения элементов решения и с интеллектуальной поддержкой их всем классом) – проходят в кабинете математики с использованием мультимедийного проектора или интерактивной доски. Материал может подаваться в декларативной форме или в форме проблемной беседы; программный компонент на этом этапе не обязательно содержит экспертную систему, поскольку процесс полностью контролируется учителем
2. Соревнование групп – относительно самостоятельное выполнение заданий учащихся на местах и у доски с поддержкой советами участников группы, методической помощью преподавателя и, как правило, реакциями экспертной системы
3. «Мозговой штурм» – фронтальная работа класса по выполнению заданий практически без помощи учителя с поочередным выходом учащихся к доске или решением в тетрадях на местах с использованием результатов обсуждения. В этом и следующих режимах предполагается наличие встроенной в интерактивные задания экспертной системы
4. Подготовка к тренингам – отработка ключевых и наиболее сложных этапов решения в режиме поочередного решения у доски. В отличие от «мозгового штурма» приветствуется самостоятельность решения на доске и в тетради; работа на оценку
5. Тренинги – групповая или индивидуальная работа с интерактивными тренажерами в компьютерном классе, самоконтроль в усвоении важнейших элементов знания, овладение основными умениями, отработка базовых навыков; при необходимости методическая поддержка
учителя
6. Решение задач – групповая или индивидуальная работа с интерактивными задачами в компьютерном классе; задания имеют комплексный характер, более высокую сложность; при необходимости методическая поддержка учителя
7. Обучающие, тренировочные и контрольные тесты, контрольные работы – индивидуальная работа по выполнению интерактивных заданий в компьютерном классе, без поддержки учителя
8. Самоподготовка в компьютерном классе во внеурочное время или дома с использованием личных компьютеров
Общая последовательность действий педагога для подготовки урока
1. Конкретизировать тему урока
2. Сформулировать цель и задачи урока
3. Выбрать форму проведения урока
4. Выбрать форму взаимодействия учащихся с ЭОР
5. Определить место ЭОР в структуре содержания
6. Отобрать ЭОР
7. Сформулировать задания для учащихся
8. Определить наиболее сложные фрагменты для усвоения
9. Спрогнозировать возможные ошибки и затруднения учащихся
10. Отобрать соответствующие выделенным фрагментам и затруднениям ресурсы
11. Конкретизировать задания
12.Сформулировать вопросы для подведения итогов урока
13.Оформить разработанный урок в виде таблицы, выделив этапы урока, задачи каждого этапа, конкретизировав названия ЭОР, виды деятельности учащихся и учителя на каждом этапе