Специфика работы по развитию диалогической речи.

В естественных условиях на первоначальном этапе развития детей овладение языком идет на основе диалогической речи. Это обусловлено тем обстоятельством, что «...деятельность ребенка еще не отделена в своих существенных звеньях от деятельности взрослых. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка со взрослыми» (Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960, с. 107). Деятельность ребенка в этот период совершается в большинстве случаев или совместно с взрослым или при его помощи. Поэтому речь его состоит из ответов на вопросы взрослого, вопросов к взрослому в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, требований об удовлетворении тех или иных потребностей, возникающих при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.
Обучение не слышащих школьников начальных классов языку также начинается с развития диалогической речи как наиболее естественной и распространенной формы непосредственного общения, дающей возможность педагогу установить контакт между ним и учащимися и позволяющей организовать словесное общение детей не только с учителем, но и друг с другом.
Требования к обучению диалогической речи изложены в программе по обучению русскому языку в разделе «Развитие речи». Материал для развития диалогической речи, включенный в программу, отражает основное содержание общения. Объем его быстро нарастает от класса к классу. Программа предусматривает для всех четырех классов развитие диалогической речи в следующих направлениях: понимание и выполнение поручения, выражение просьбы, желания, побуждения; обращение к товарищу или другому лицу по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению; ответы на вопросы, сообщение о выполненной работе и о той работе, которую предстоит сделать; участие в диалоге. Как мы видим, детей в первую очередь обучают словесному материалу, необходимому им для включения в учебный процесс.
![]()
Работа по развитию диалогической речи ведется в определенной системе. В учебной программе указываются фразы, которыми учащиеся не только должны овладеть, но и которые, как правило, являются моделью, образцом для самостоятельного построения аналогичных фраз. Учитель выписывает каждую фразу на табличку, затем в процессе работы в нужной ситуации вывешивает ее на стене или доске с тем, чтобы ученики могли познакомиться с ней и в дальнейшем употреблять ее. Для введения новой фразы в речь детей или для закрепления уже знакомой им фразы педагог продумывает, в какой естественной ситуации в процессе учебной деятельности это можно сделать. Например, такая фраза, как: «Исправь ошибку», может быть естественно введена на уроке и при письме, и при чтении, и при ответах на вопросы, т. е. при разных видах деятельности. Фразу: «Что будешь делать?» легко можно включить в содержание урока не один, а несколько раз, не нарушая при этом хода урока и последовательности, предусмотренных для выполнения на уроке заданий. В тех случаях, когда на уроке не возникает нужной ситуации, учитель может создать ее преднамеренно, с тем чтобы вызвать у детей потребность в данной фразе. Например, чтобы побудить учащихся использовать фразу типа: «Дайте мне книгу», учитель до урока раздает книги не всем ученикам. Ученики, не имеющие книг, получив задание прочитать рассказ, вынуждены обратиться к учителю с просьбой дать им книгу. Введя новую фразу, учитель в дальнейшей работе активно употребляет ее сам, использует и создает ситуации, когда эту фразу говорят ученики. Следует отметить, что словесный материал усваивается учащимися постепенно. Учитель на уроке не делает новую фразу предметом специального изучения. Новые фразы включаются в речь на уроках и употребляются по мере надобности.
Практика развития речи не слышащих детей позволяет выделить своеобразные пути овладения ими словесным материалом: употребление фраз по подражанию, конструирование по аналогии, самостоятельное конструирование.
Обучение по подражанию занимает большое место в учебном процессе в школе для глухих детей. Укажем типичные его приемы. Учитель ставит на свое место «маленького учителя», и ученик, оказавшийся в этой роли, подражая учителю, обращается к детям с помощью фраз, которыми обычно пользовался учитель: «Сядьте», «Смотрите на меня», «Позовите Сашу» (1-й класс), «Начнем работу», «Саша, не мешай нам» (2-й класс), «Давайте начнем работу», «Что мы успели сделать на прошлом уроке?» (3-й класс), «Тема урока: «Весной в лесу» (4-й класс) и т. д.
Педагог, заготовив заранее задания на карточках, вручает их вызванному ученику и предлагает задавать эти задания учащимся. Ученик читает задания, написанные учителем. Чтобы приучить учеников задавать вопросы, учитель сам садится за парту одного из учеников и задает вопросы дежурному. Учитель обучает детей подражать друг другу. Например, в 1-м классе, после того как учитель сообщил, что дети будут писать рассказ, один из учеников спрашивает: «Можно писать рассказ?». Учитель привлекает внимание всех учащихся к вопросу: он предлагает ученику, задавшему вопрос, повторить его, а всех внимательно посмотреть на товарища. Затем требует, чтобы все учащиеся повторили вопрос, и только после этого сам дает ответ.
Предусматривается усложнение требований по развитию диалогической речи в трех планах:
1. Последовательное усложнение содержания и структуры отдельного предложения. Например, в первой четверти 1-го класса в речь детей вводится фраза типа: «Попроси красный карандаш», в которой содержится указание на предметную направленность действия. Затем она усложняется: «Попроси карандаш у Карины (указываются предметная направленность и адресованность действия). «Попроси у Карины зелёный карандаш (указываются предметная направленность действия, адресованность действия и качество предмета). Наряду с названными выше фразами в речи начинает употребляться и такая фраза: «Попроси у Карины цветные карандаши и раздай ребятам», в которую добавляется новое смысловое содержание — выражение временной последовательности действия. Такое усложнение фраз от года к году постепенно обогащает речь учащихся.
2. Переход от пассивной речи учащихся к активной. Так, в начале 1-го класса от ученика требуется понимание фразы учителя «Исправь ошибку», а в конце 1-го класса — умение самому обратиться с этой фразой к товарищу. Другими словами, фразы, первоначально предлагаемые учителем, на более поздних этапах обучения должны употребляться учащимися в самостоятельной речи. Как это практически делается? При знакомстве с новой фразой учитель сначала сам говорит ее, например: «Откройте тетради», — потом показывает табличку с этой фразой и дети читают ее. Затем учитель показывает, что нужно сделать, и учащиеся выполняют задание, а потом отчитываются с помощью учителя в выполнении: «Я открыл (а) тетрадь». На следующих уроках учитель предлагает ученику обратиться с этой фразой к одноклассникам. Для этого он может использовать различные методические приемы:
а) дает дежурному карточку с этой фразой и предлагает прочитать ее. Тот читает фразу. Остальные учащиеся выполняют задание и сообщают дежурному о выполнении;
б) говорит ученику: «Скажи, чтобы ребята открыли книги». Выполняя требование учителя, ученик обращается к товарищам: «Откройте книги».
3. Постепенное формирование все более развернутого диалога. Здесь можно выделить следующие направления работы над диалогом: от обучения единичным, разрозненным высказываниям (сообщениям, вопросам, ответам) к связному диалогу; от работы над диалогом двух лиц к диалогу групповому, коллективному (внесение в реплики уточнений сказанного, дополнений по содержанию, речевому оформлению и т. д.); от диалога, тесно связанного с конкретной предметно-практической деятельностью детей, к диалогу с элементами рассуждений и выражением своего отношения к содержанию (Какой учебный предмет мне больше нравится и почему? Чем я люблю заниматься в свободное время и почему? Почему Вова опоздал в школу? Зачем мальчики ловили утят? И т. д.).
Так постепенно формируется диалог, который становится все более и более распространенным. К концу обучения в 1-м классе учащиеся уже могут построить, например, такой диалог:
- Нарисуй лису.
- У меня нет оранжевого карандаша.
- У кого есть оранжевый карандаш?
- Дай мне, пожалуйста.
- На.
- Спасибо.
Во 2-м классе дети способны уже участвовать в беседе:
- Что нарисовано?
- Двор, дом, мяч, деревья.
- Кто нарисован?
- Мальчик.
- Что делает мальчик?
- Играет в мяч.
- Где играет мальчик?
- Во дворе и т. д.
Диалоги чаще всего возникают в связи с планированием деятельности, во время выполнения той или иной работы на уроках и по завершении ее, в ходе обсуждения конкретных событий, происходящих в классе, на перемене, прогулке. При организации диалогов очень важно следить за тем, чтобы они носили мотивированный характер, чтобы дети были заинтересованы в них. Для этого педагог может использовать различные ситуации, например ситуацию, когда не все дети бывают вовлечены в одну и ту же деятельность. Поработали в живом уголке 2—3 человека, затем они сообщают товарищам, что они делали, каких животных видели, чем их кормили. При этом учитель на уроке не только оказывает им помощь в составлении рассказа (подсказывает новые слова и обороты речи, выписывает их на доску, уточняет и исправляет словесные формулировки детей), но и побуждает учащихся, не участвовавших в работе, расспрашивать товарищей, задает вопросы: «О чем еще можно спросить?», «Как лучше спросить?», — помогает учащимся правильно сформулировать вопросы, сам задает вопросы и предлагает учащимся повторить их. Часть ребят идет в кино. После этого им дается задание на уроке сделать сообщение о том, что они видели. Учитывая сложность этой формы работы, учитель может предварительно подготовить детей к рассказыванию: расспрашивает их о содержании фильма (о ком или о чем фильм, кто главный герой, что он делает, каковы его действия, цели, какова последовательность событий и т. д.), разъясняет непонятное, помогает учащимся грамотно передать содержание фильма в словесной форме.
Развитию творческой активности и формированию у школьников навыка быстро реагировать на речь собеседника, участвовать в общем разговоре способствуют беседы, связанные с деятельностью учащихся, их впечатлениями, наблюдениями и интересами. При проведении бесед педагогу следует вовлекать в нее весь коллектив. При систематической работе над диалогами учащиеся успешно овладевают его различными видами.
В практике обучения не слышащих детей работа по развитию диалогической речи органически связана с развитием монологической речи. Она нередко является подготовительной при обучении детей устным и письменным развернутым высказываниям в виде монолога.