Специфика работы в классе охраны зрения.
В настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии (нарушение опорно-двигательного аппарата, нервно-психические отклонения, школьная близорукость). Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Анализ результатов, которые получены в ходе изучения учащихся школ ряда регионов РФ, позволяет констатировать, что во многих образовательных учреждениях общего назначения обучаются дети с глубокими нарушениями зрения. Процент младших школьников, имеющих неглубокие нарушения зрения, колеблется от 10 до 37% от общего числа учащихся. Причем имеет место тенденция к процентному увеличению числа детей, имеющих нарушения зрения, от класса к классу. Так, например, если в первом классе число детей с нарушениями зрения составляет в среднем 10%, то в четвертом классе это число увеличивается уже более чем в два раза. Наиболее характерными нарушениями зрения в начальной школе являются:
- миопия слабой и средней степени;
- гиперметропия средней степени;
- астигматизм;
- амблиопия средней и слабой степени;
- косоглазие.
Наиболее распространена среди школьников миопия (близорукость). Близорукость возникает и развивается у школьников чаще всего после трех лет обучения. Ее развитие идет незаметно, постепенно. Дети начинают хуже видеть удаленные мелкие предметы, плохо различают буквы и цифры, написанные на доске.
Такие дети не предъявляют жалоб, а прищуривают глаза, т.е. как бы наводят их (как фотоаппарат) на резкость. Чем старше становятся дети и чем выше у них близорукость, тем сильнее у них «прищуривание». У взрослых этот признак становиться постоянным, если они не носят очки.
Социальные, гигиенические и географические аспекты этой важной проблемы известны и изучаются давно.
Так, в Японии, занимающей ведущее место по числу близоруких, основное значение придается традиционно однообразной пище и широко распространенному искусственному освещению учебных заведений.
В северном Норильске больше близоруких детей, чем в южном Ставрополе. В городах больше близоруких детей, чем в сельской местности. Среди детей занимающихся спортом, близорукость встречается намного реже, чем у детей с малоподвижным образом жизни. Следовательно, у детей, физически слабо развитых, мало бывающих на воздухе, систематически занимающихся во вторую смену в школе, сидящих за столами и партами, которые не соответствуют их росту, занимающихся при недостаточном (особенно искусственном) освещении, читающих «запоем» дома, совмещающих учебу в общеобразовательной школе с занятиями в музыкальной школе, чаще развивается и быстрее прогрессирует близорукость.
К причинам возникновения близорукости относятся и длительные просмотры телепередач, занятия с компьютером, ненормированные домашние задания, несоблюдение режима зрительных нагрузок, как в школе, так и дома.
Выделяется еще одна группа факторов, способствующих возникновению и прогрессированию близорукости – факторы, характеризующие общее состояние организма:
- перенесенные заболевания;
- хронические интоксикации, способствующие появлению вегетативной дистонии;
- наследственность.
В нашей школе класс охраны зрения впервые был создан в 2002-2003 учебном году. Цель организации данного класса – создание условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения учащихся. Для достижения поставленной цели на протяжении учебного года реализовывались следующие задачи:
1) Создание щадящего зрительного режима в образовательном процессе.
2) Организация образовательного процесса с учётом недостатков зрения детей.
3) Осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий.
4) Обеспечение необходимого офтальмологического сопровождения.
5) Проведение диагностических исследований и контрольных срезов по определению динамики развития зрения.
Рассмотрим, как решаются эти задачи в нашем классе.
1.Создание щадящего зрительного режима в образовательном процессе.
На каждого ученика заведена таблица с офтальмо-эргономическими рекомендациями, полученными от врача. В ней указаны острота зрения, режим зрительной и физической нагрузки, номер парты и ряда, сроки лечения.
Всем детям рекомендован щадящий зрительный режим. Что это значит?
Кабинет оборудован с соблюдением санитарно-гигиенических норм: стены покрашены матовой зелёной краской, матовая доска, матовые одноместные парты (глянцевый блеск перегружает дефектное зрение), хорошее освещение лампами дневного света (при таком освещении глаза меньше устают).
Непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10-15 минут. Фактически эти сроки выдерживаются, т.к. интенсивная зрительная работа продолжается 5-7 минут, а затем происходит смена видов деятельности. Традиционное понимание этого: 10 минут читаем, 10 минут пишем, 10 минут читаем, 10 минут пишем. Но для глаз смены деятельности в этом случае не происходит. Поэтому в нашем классе мы поступаем по-другому. Например, выполняем задание, написанное на доске. Затем «выключаем» зрение и работаем, ориентируясь, на сохранный слуховой анализатор (глаза отдыхают, развивается слуховое восприятие – компенсационный навык). Потом пишем в рабочих тетрадях или учебнике-тетради.
В середине урока мы проводим зрительную гимнастику: упражнения на тренировку глазодвигательных мышц, улучшение кровоснабжения затылочной части головного мозга (здесь находятся зрительные центры), расслабление глаз. Зрительные упражнения связываются с темой урока. Например, при изучении темы «Нумерация чисел первого десятка» можно выполнить такое упражнение: «Представьте, что кончик вашего носа – это рука. Напишите в воздухе цифру 5 пять раз. А теперь закройте глаза и повторите это упражнение».
2.Организация образовательного процесса с учётом недостатков зрения детей.
Организация образовательного процесса в классе для детей с нарушением зрения имеет свою специфику. В основу обучения положены те же самые дидактические принципы, что и в массовой школе (научность, доступность, связь теории с практикой и т.д.), но они дополняются принципом коррекционно-развивающей направленности обучения и воспитания.
Учебный план классов охраны зрения отличается от традиционного наличием большого коррекционного блока (о нём будет рассказано ниже), количество часов, отведённое на общеобразовательный блок, совпадают с обычным блоком, т.к. мы даём цензовое образование. Дети обучаются по программе «Школа-2100». Моя задача – адаптировать её для учеников с дефектным зрением таким образом, чтобы они сохранили остроту зрения и успешно овладели ЗУН. Требования к знаниям, умениям и навыкам в классе охраны зрения соответствуют требованиям массовой школы.
Коррекционная работа на уроке ведётся по двум направлениям:
Коррекция психического развития (зрительное восприятие, слуховое восприятие, психические процессы, речь)
Коррекция физического развития (ориентировка в пространстве, мимика и пантомимика, мелкая моторика рук, координация движений)
Словесные методы обучения (беседа, рассказ учителя, работа с учебником, «говорящие» книги) являются основными. Наглядным методам обучения слабовидящих уделяется особое внимание, т.к. они способствуют обогащению сенсорного опыта (недостаточного из-за дефектного зрения) путём развития приёмов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. Практические методы обучения предусматривают целенаправленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями.
Для детей с дефектами зрения важно уметь работать, опираясь на сохранные анализаторы, облегчая тем самым нагрузку на глаза. Было установлено, что слух у всех людей развит примерно одинаково. Но тотально слепые люди умеют им пользоваться во много раз лучше, чем зрячие. Слабовидящие дети находятся в тяжёлом положении, т.к. полагаются на своё зрение, не используя возможности слухового анализатора.
Чтобы развить слуховое восприятие учащихся, на уроках математики я часто использую такую форму проверки знаний, как математический диктант. Чётко ориентирую учащихся на понимание и запоминание условия задания, максимально сократив число повторов. Например, такая установка: « Приготовьтесь к математическому диктанту. В нём будет 7 заданий. Я буду читать их только один раз. Постарайтесь сразу понять и запомнить задание». Ещё одна возможность развития слухового анализатора – комментирование. Ученик, вызванный к доске, или учитель обязательно вслух объясняет не только ход решения и необходимые вычисления, но и поясняет запись (с большой буквы, поставить точку). Однако списывание с доски быстро утомляет дефектное зрение, т.к. ребёнку приходится настраивать глаза то на работу вдаль, то на работу вблизи. Поэтому иногда в целях развития слухового восприятия исключаю записи на доске, строя работу с использованием комментирования. Для этой же цели мы часто играем в игру «День-ночь»: «ночь» – глаза закрыты, выполняется какое-либо задание (найти значение выражения, решить задачу), «день» – глаза открыты, проверяется полученный результат.
Арифметические задачи являются необходимым и ведущим звеном в овладении математическими знаниями. Процесс решения задач содержит большие потенциальные возможности для проведения коррекционной работы. Решая задачи, дети знакомятся с применением в жизни различных величин (стоимость, количество и цена; скорость, время и расстояние и т.п.), получают представление о применении денежных знаков, приобретают знания, важные для них в плане социально-бытовой адаптации и ориентировки. Анализ формулировок вопросов, пояснений к действиям и ответов к задачам позволяет понять пробелы в понимании учащимися жизненных ситуаций, значений отдельных слов и своевременно провести конкретную коррекционную работу. Пробелы в житейских знаниях особенно проявляются при самостоятельном составлении задач по схемам. Корректируя ошибки детей, учитель расширяет их кругозор, т.е. компенсирует вызванные дефектом зрения отклонения в развитии.
При отработке вычислительных навыков я уделяю особое внимание устным вычислениям, чтобы дети меньше писали, не перегружали глаза. С этой же целью знание словарных слов на уроках русского языка я проверяю при помощи карточек.
Для развития зрительного восприятия использую зрительные диктанты, в задачу которых входит научить детей зрительно анализировать образец задания и соотносить слова с конкретным практическим действием. Например, на доске расположены геометрические фигуры. Дети запоминают порядок и выкладывают аналогично раздаточный материал. В таких заданиях наряду с развитием зрительного восприятия происходит развитие внимания и памяти.
Серьёзной проблемой слепых и слабовидящих детей является вербализм, т.е. употребление слов без достаточного понимания их содержания. Он приводит к формальному заучиванию и изложению знаний, приобретаемых из речевого общения и прочитанных книг. Поэтому на уроке мы обязательно объясняем значение трудных непонятных слов.
Людям с нарушением зрения приходится хранить в памяти больше информации, чем зрячим. Поэтому, упражняя различные виды памяти (например, заучивая стихи, отрывки прозаических текстов, выполняя задания «Запиши по памяти»), мы вносим вклад в формирование компенсаторных навыков.
У слабовидящих детей бедная мимика и пантомимика из-за плохого зрения, т.к. человек учится выражать свои эмоции, глядя на другого человека, подражая ему. Потому инсценирование является коррекционным приёмом, способствующим раскрепощению детей, тренировке выражать свои чувства. Поэтому часто использую его на уроках чтения.
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения имеет свои особенности. Из-за дефектного зрения возникают сложности формирования двигательных умений. Снижаются точность, скорость, координация. Рисование предметных изображений способствует уточнению, конкретизации зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета. Рисование иллюстраций к прочитанным произведениям повышает внимание к авторскому тексту, развивает воображение.
3.Осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий.
В классе охраны зрения в учебный план внесён большой коррекционный блок. Специалист тифлопедагог проводит следующие коррекционные занятия.
1. Развитие зрительного восприятия.
Цель курса – компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, мотивации, интересов, эмоций). В ходе занятий дети выполняют задания по нахождению и сравнению различных предметов, цветов, размеров, форм или их изображений. Большое внимание уделяется формированию зрительных образов и представлений об окружающем мире: умение выделять натуральные объекты и их изображения, опознавать объект по описанию, узнавать объекты живой и неживой природы, данные в разных ракурсах.
2. Социально-бытовая ориентировка.
Содержание занятий включает в себя следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда, обувь», «Питание», «Культура поведения» и т.д. Слепые и слабовидящие испытывают трудности в быту. Самые простые действия для них могут оказаться сложными. Так дети с амблиопией и косоглазием иногда разбивают посуду, когда ставят её на стол, т.к. обладают монокулярным зрением и видят мир плоским, их глаза не «говорят» им, на каком расстоянии находятся предметы. Сложности вызывает подъём и спуск по лестнице по той же причине. Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию к современным условиям жизни. Для формирования ЗУН (почистить зубы, завязать шнурки, приготовить салат и т.д.) проводятся различные практические занятия.
3.Развитие мимики и пантомимики.
Цель занятий – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, создание условий для самовыражения, развитие лучшего понимания себя и других. Занятия проводятся в форме мимических и пантомимических этюдов, подвижных игр, чтения и инсценирования этических сказок. На занятиях дети обучаются выражать эмоции (радость, удивление, гнев, страх).
4.Развитие осязания и мелкой моторики.
Целью этого курса является формирование у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий при участии тактильно-двигательного анализатора под контролем нарушенного зрения. Занятия включают упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.д.), осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, аппликация, работа с иглой для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики.
4. Обеспечение необходимого офтальмологического сопровождения.
Два раза в год в течение месяца дети проходят лечение в Центре для детей с ограниченными возможностями. А также посещают офтальмолога для планового осмотра.
5.Проведение диагностических исследований и контрольных срезов по определению динамики развития зрения.
Диагностические исследования по определению динамики развития зрения проводит дефектолог-тифлопедагог 3 раза за учебный год. Их цель – определить уровень сформированности зрительного восприятия, зрительного внимания, навыков социально-бытовой ориентировки и проследить их динамику. Результаты исследований можно увидеть в приложении.
Расслабление глаз.
1.Похлопывающий массаж:
легко похлопать кончиками пальцев вокруг глаз, по краям глазниц, по переносице, по вискам, распространить массаж на лоб, жевательные мышцы, заднюю часть головы.
2.Экранирование, или пальминг:
выполнять сидя или лёжа, дыхание должно быть свободным, закрыть глаза, прикрыть их ладонями так, чтобы пальцы перекрещивались на лбу, а основание ладоней касались скул;
надавливать не надо, свет в глаза попадать не должен(1-20 мин).
3.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 1 мин.
Из восточной медицины.
1.Непринуждённо закрыть глаза, отдыхать в течение 1 мин, при этом слегка нажимать на внутренние уголки глаз подушечками большого и указательного пальцев.
2.Точки под глазами слегка нажимать подушечками указательного и среднего пальцев, двигая ими по кругу, 1 мин.
3.Массировать руку с кончика мизинца, кисти и кончая локтём.
Упражнения для зрения Уильяма Бейтса.
1.Голова зафиксирована, двигаются только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вверх, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
2.Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний (не менее 50 раз).
3.Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения (40 поворотов).
4.солнечные ванны. Закрыв веки, повернуть лицо к солнцу. На протяжении примерно минуты легко поворачивать голову влево и вправо.
5.Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза (40 раз).
6.Взглянуть в окно на очень отдалённый предмет, пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свои ручные часы (15 раз).
Упражнения для глаз Э.С. Аветистова.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть их (6-8 раз).
Быстро моргать в течение 15 секунд (3-4 раза).
Круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении.