1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Географическое краеведение Ульяновской области» составлена на основе авторской программы Храмовой Е.В., Аксеновой М.Ю. «Программы по географическому краеведению» - Ульяновск: УИПКПРО, 2012г., с применением учебного пособия для 6-9 классов – «Географическое краеведение»/Под. общ. ред. Н.В.Лобиной и в соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В программе учитываются современные подходы к школьному географическому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы краеведческого образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса географии Ульяновской области, его места в учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса краеведения, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по географическому краеведению на ступени основного общего образования.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Географическое краеведение Ульяновской области в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о родном крае, природе, размещении населения и хозяйства, об особенностях, и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания.
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на локальном уровне , (житель конкретного региона);
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах, средствах массовой информации
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
- участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- слушать и понимать речь других.
- участвовать в паре.
Ульяновская область на карте.
Координаты области. Состав области. Соседние регионы.
Определение по карте географического положения области.
Тектоника области. Геологическое строение области. Тектоника как наука,
тектонические единицы, прогноз изменение территорий со временем.
Построение геологической карты области.
Классификация полезных ископаемых и закономерности их размещения.
Местные минеральные ресурсы и полезные ископаемы. Основные месторождения.
Общая характеристика рельефа Ульяновской области. Особенности рельефа своей местности и его изменение. Влияние человека на рельеф.
Составление карты-схемы «Рельеф области». Описание рельефа по физической карте и типовому плану
Состав и строение атмосферы на примере своего края, взаимосвязь компонентов природы на примере своей местности Метеонаблюдения в нашем крае. Экологические проблемы климата своей местности, методы мониторинга. Тип климата и его особенности. Местные признаки погоды. Фенологический очерк области по материалам наблюдений за погодой.
«Климат Ульяновской области». Описание климата по физической карте и типовому плану
Особенности внутренних вод, взаимосвязь компонентов природы на примере внутренних вод своей местности экологические проблемы внутренних вод своей местности, методы геоэкомониторинга Основные речные системы. Важнейшие озёра, пруды, болота, подземные воды. Охрана водных ресурсов. Отличительные особенности речной сети Волги от других рек. Построение профиля речной долины местности по топографической карте. Подземные воды, озера, искусственные водоёмы.
Экология вод. Влияние человека на водные объекты моего края
Волга – матушка. (Составление презентации).
Составление карты – схемы «Внутренние воды области». Описание озера, болота, родника (по выбору)
Типы почв и их характеристика Охрана почв. составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности.
Экскурсия- практикум: характеристика основных типов почв. Составление почвенного профиля
Охрана почв. Практикум: составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности.
Растительный мир, типичные представители, закономерности размещения, смены растительных сообществ. Антропогенные лесные ландшафты
Весенняя экскурсия. Взаимосвязи компонентов природного комплекса. (1 час)
Практическая работа: Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. (1 час)
№ П.п. | Тема урока | Цель урока | Результаты обучения | Оборудование | Срок проведения |
план. | факт |
| Личностные | Метапредметные | Предметные | | |
Тема 1.Географическое положение Ульяновской области- 2ч |
1. | Адрес области на карте мира | Ввести в курс «Изуча ем природу родного края» | Самоопреде- ление, смысло образование, нравственно- этическая ориентация. | Познавательные УУД: работа с информацией, Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Физич. карта мира и У.области | 05.09 | 05.09 |
2. | Определение по карте г.п. области | Определение крайних точек области | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | Карта мира, дополнитель Ная литература | 12.09 | 12.09 |
Тема 2. Тектоника – 4ч |
3. | Тектоника области | Составить топографич ескую карту области | Самоопреде- ление, смысло образование, нравственно- этическая ориентация. | Познавательные УУД: работа с информацией, Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | Топографическая карта области | 19.09 | 19.09 |
4 | Геологическая история развития территории | Позн-ть с строением земной коры на территории области | Самоопреде- ление, смысло образование, нравственно- этическая ориентация. | Познавательные УУД: работа с информацией, Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Карта «Строение земной коры» | 26.09 | 26.09 |
5. | Построение геологической карты области | Оформить геологическую карту области | Самоопреде- ление, смысло образование, нравственно- этическая ориентация. | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использовать приобретенные знания и умения для создания геологической карты. | К.Карты, дополн. литерат-ра | 03.10 | 03.10 |
6. | Урок-зачет «Тектоника и геология» | Закрепить знания по теме «Тектоника» | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использовать понятия по теме, работать с разными источниками географической информации. | Атлас, карты | 10.10 | 10.10 |
Тема3.Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые-3ч |
7. | Классификация полезных ископаемых. Закономерности размещения. | Устанавли- вать закономерности размещения месторождений полезных ископаемых . | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Проводить самостоятельный поиск географической информации о полезных ископаемых родного района | Атлас, карта полезных ископаемых | 17.10 | 12.10 |
8. | Составление карты «Минерально сырьевая база» | Составить каталог полезных ископаемых. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использовать приобретенные знания и умения для создания карты «Минерально-сырьевая база» | К.карты, карта мин. ресурсов | 24.10 | 24.10 |
9. | Экскурсия «Полезные ископаемые своей местно- сти. | Знак-во полезн. иск. своей местности | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | | 31.10 | 31.10 |
Тема 4. Рельеф- 4ч |
10. | Общая харак- теристика рельефа | Знакомство с общей характеристикой рельефа | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Физическая карта облас- ти, атлас | 14.11 | 14.11 |
11 | Особенности рельефа своей местности и его изменение. | Знакомство с рельефом с своей области | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Физическая карта облас- ти, атлас | 21.11 | 21.11 |
12 | Влияние человека на рельеф. Геологические Памятники природы. | | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Физическая карта облас- ти, атлас | 28.11 | 28.11 |
13. | Составление карты-схемы «Рельеф Ульяновской области. | Обобщить и закрепить знания о рельефе области | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Физическая карта облас- ти, атлас | 05.12 | 05.12 |
Тема 5. Климат- 4ч |
14. | Климат области. Метеонаблюдения в нашем крае. | Составить журнал «Климат родного района» с использованием полученных продуктов | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Физическая карта облас- ти, атлас | 12.12 | 12.12 |
15. | Погодные явления в Ульяновской области | Составить характеристику сезонов года. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Физическая карта облас- ти, атлас | 19.12 | |
16. | Фенологический очерк Ульяновской области по материалам наблюдений за погодой. Роль климата в жизни людей. | Составить журнал «Климат родного края» с использованием полученных знаний | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Физическая карта облас- ти, атлас | 26.12 | |
17 | Составление схемы « Климат Ульяновской области» | Наблюдать за погодой местности. Составить фенологический календарь. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Физическая карта облас- ти, атлас | 16.01 | |
Тема 6.Гидросфера - 5ч. |
18. | Общая характеристика внутренних вод района. | Познакомиться с общей характеристикой рек, питанием, режимом, ледовый составом | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Допол. лит-ра, атласы | 23.01 | |
19. | Реки области. Составление проекта «Волга матушка» | Составить описание реки Волги. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Карта Ульяновскй области | 30.01 | |
19. | Подземные воды. Внутренние воды малой Родины. | Нанесение на к/к родного края внутренних вод. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | К.карты, атласы | 06.02 | |
20. | Составление схемы «Внутренние воды области» Описание озера, реки, родника. | Знать образование грунтовых и межпластовых вод, местоположение подземных вод своей местности. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Допол. лит-ра, атласы | 13.02 | |
21. | Памятники природы гидросферы родного края. Влияние человека на объекты гидросферы. | Обобщить и закрепить знания о внутренних водах родного края в форме викторины. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Допол. лит-ра | 20.02 | |
Тема 7. Почвы -4 ч. |
22. | Типы почв и их характеристика. | Выделять, описывать и типы почв родного района | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Почвенная карта, атласы | 27.02 | |
23. | Урок-практикум. Характеристика основных тип почв. | Познакомить с основными типами почв. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Рисунок почвенного профиля, описание почв | 05.03 | |
24. | Охрана почв. Составление проекта по повышению плодородия и улучшению использованияпочв своей местности. | Знать проблемы, охраны и улучшения плодородия почв. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Рисунок почвенного профиля, описание почв | 12.03 | |
25. | Обобщение . Почвы Ульяновской области. | Обобщение и закрепление знаний о почвах родного края | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Атласы, дополн. Лит-ра | 19.03 | |
Тема 8. Растительный мир -2ч. |
26 | Растительный мир области. Типичные представители | Познакомить с разными видами растений родного края | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Каталог растений родного края | 26.03 | |
27. | Составление проекта- Растительный мир области. | Составить каталог растений родного края | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | | 09.04 | |
Тема 9. Животный мир-3ч |
28. | Общая характеристика типичные представители | Познакомить с разными видами животных родного района. Составить каталог животных родного района. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Каталог животных родного края | 16.04 | |
29. | Составление карты «Животный мир района. | Составить буклет растений и животных родного края занесённых в Красную книгу | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Каталог животных родного края | 23.04 | |
30. | Урок –зачет «Растительный и животный мир» | Обобщение и закрепление знаний о живых организмах родного края | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Буклет охраняемых растений животных родного края. | 30.04 | |
31. | Антропогенные лесные ландшафты. | Выявить зависимость между компонентами природы и человеком | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Допол. лит-ра,атласы | 06.05 | |
32. | Особо охраняемые природные территории Ульянвской области. | Составить журнал «Особо охраняемые территории родного края», познакомить с задачами, назначением и режимом ООПТ. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Допол. лит-ра,атласы | 12.05 | |
33. | Взаимосвязи компонентов природного комплекса родного края | Установить взаимосвязи между компонентами природы в ПТК. Составить журнал «Природные комплексы родного края». | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Журнал «Особо охраняемые территории родного края» | 18.05 | |
34. | Составление простейшего плана местности на котором изучаются природные комплексы. | Описывать природный объект | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | К.карты, допол. лит-ра | 23.05 | |
35. | Итоговый урок «Природа моего края» | Обобщиить и закрепить знаний о ООПТ родного края. | Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации | Атласы, Рассказы учащихся о собственных наблюдениях и впечатлениях | 28.05 | |
1.Аксенова, М.Ю. Родной край (Природа Ульяновской области): [Текст]: элективный курс / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. - 100 с.
2. Географическое краеведение [Текст]: учебное пособие для VI-IX классов общеобразовательного учреждения /Под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. - Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2013. - 240 с.
3. А.Ш.Кержнер. Культура народов Поволжья.[Текст] / А.Ш.Кержнер, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметовна, В.Д.Кирюшкина.- Ульяновск: УИПКПРО, 2012.-32с.
4. Лобина Н.В. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях, [Текст]: /Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.А. изд. «Корпорация технологий продвижения», Ульяновск, 2008, 31 с.
5. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области [Текст] / под ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: Дом печати, 2006. - 184 с.
6. Шабалина, Л.П. Население Ульяновской области: география, демография, этнография [Текст] / Л.П. Шабалина. - Ульяновск: УлГПУ, 2010. - 166 с.
7. Шабалина Л.П. Из этнической истории Ульяновской области: краткие очерки. [Текст] / Л.П. Шабалина. - Ульяновск, 2007, 59 с.
8. Храмова Е.В. Фенологические наблюдения и погода своей местности: [Текст]: Программа и методические рекомендации /Храмова Е.В., Храмов А.А.. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2010. - 32 с.
9. Храмова Е.В. Практические работы по географическому краеведению [Текст] : методическое пособие. /Е.В.Храмова. Ульяновск:УИПКПРО, 2010.-21с.
В результате изучения географического краеведения Ульяновской области учащиеся должны
Прогнозировать: составление проектов рационального размещения расселения населения на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы.