СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по географическому краеведению Ульяновской области

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс по географии»


МОУ ВЫРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА В ПОС.БЕЗРЕЧНЫЙ


РАССМОТРЕНО

на ШМО учителей предметов естественно-математического цикла

______________/Г.И.Фролова/

Протокол от 04.12.2015 № 3

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________/Л.В.Сидоренко/

04.12.2015

УТВЕРЖДАЮ


Директор школы:

______________/А.В.Нагорнова/

Приказ от 05.12.2015 № 282



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование курса: Географическое краеведение

Класс: 7

Уровень общего образования: основная школа

Учитель биологии: Николаева Маргарита Петровна

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений по географическому краеведению.

Авторы Е.В.Храмова, М.Ю.Аксенова - Ульяновск, УИПКПРО, 2012г.

Учебник: Географическое краеведение, учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы А.А. Баранов,

Н.В.Лобина. Ульяновск: УИПКПРО,»Корпорация технологий продвижения»,2011



Рассмотрена

и рекомендована к утверждению

педагогическим советом

Протокол от 05.12.2015г. № 4



Рабочую программу составила:______________Николаева Маргарита Петровна


1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Географическое краеведение Ульяновской области» составлена на основе авторской программы Храмовой Е.В., Аксеновой М.Ю. «Программы по географическому краеведению» - Ульяновск: УИПКПРО, 2012г., с применением учебного пособия для 6-9 классов – «Географическое краеведение»/Под. общ. ред. Н.В.Лобиной и в соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В программе учитываются современные подходы к школьному географическому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы краеведческого образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая харак­теристика курса географии Ульяновской области, его места в учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса краеведения, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по географическому краеведению на ступени основного общего образования.

Цели и образовательные результаты представлены на не­скольких уровнях — метапредметном, личностном и предмет­ном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятель­ности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудо­вой, физической, эстетической.

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье), формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации; ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.



2.Общая характеристика учебного предмета


Географическое краеведение Ульяновской области в основной школе — учебный предмет, форми­рующий у учащихся систему комплексных социально ориен­тированных знаний о родном крае, природе, размещении населения и хо­зяйства, об особенностях, и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географи­ческом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания.

Изучение географии Ульяновской области на уровни основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

                освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства Ульяновской области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

                овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

                воспитание любви к своей области, своему району, толерантности, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

                применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на территории своего края; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



3.Место предмета в учебном плане


Общее число учебных часов в 7 классе -35 часов, 1 час в неделю



4. Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения


Личностным результатом обучения географии своей местности в ос­новной школе является формирование всесторонне образо­ванной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этичес­ких принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии своей местности:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на локальном уровне , (житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяй­ства своей местности

- представление о своём крае, месте и роли в современном мире;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального исполь­зования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему регио­ну, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особен­ностям, традициям и образу жизни других народов, толерант­ность;

Метапредметные результаты достигаются путем формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и при­менять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

- использовать в своей деятельности технические средства обучения (владение компьютером, Интернетом)

Познавательные УУД:

-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор ин­формации, ее преобразование, сохранение, передачу и пре­зентацию с помощью технических средств и информацион­ных технологий;

- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах, средствах массовой информации

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.

- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

- слушать и понимать речь других.

- участвовать в паре.

Предметные результаты:

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географическому краеведению являются:

1. Называть/показывать: основные географические объекты литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы своей местности; местные горные породы и полезные ископаемые; приборы и инструменты необходимые для метеонаблюдений на местности; основные мероприятия по охране вод своей местности; основные мероприятия по охране органического мира; численность населения своего населенного пункта; национальный состав, религии края; виды природных ресурсов своей местности; источники комплексного изучения родного края; выдающихся людей своего края; культурно-исторические объекты своей местности.

2. Описывать: влияние рельефа на особенности жизни быта человека; времена года своей местности, характерные погоды различных сезонов года своей местности; реку, озера (используя типовой план);природные комплексы своей местности; обычаи, традиции, культуру своего народа ;родословную своей семьи.

3. Определять: географическое положение, его влияние на особенности развития населенного пункта; площадь, конфигурацию своей местности, стороны горизонта и направления, расстояния по местным признакам; свое местоположение на местности с помощью приборов и правил ориентации; горные породы своей местности и принадлежность их к магматическим, осадочным и метаморфическим группам; относительную высоту географических объектов своей местности; местные географические объекты по топографическому плану.

4. Объяснять: изменение погоды, народные приметы; проблемы малых рек; роль органического мира в жизни людей; необходимость охраны природы; проблемы жителей села; особенности формирования, заселения своего края, его освоенность; происхождение местных географических названий.

5. Оценивать и прогнозировать: влияние природы на деятельность человека в своей местности; влияние человека на отдельные компоненты природы своего края; изменение структуры населения своей местности; проблемы хозяйства своей местности.

6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема: Географическое положение области. (2 часа)

Ульяновская область на карте.

Координаты области. Состав области. Соседние регионы.

Практическая работа:

Определение по карте географического положения области.

Тема: Тектоника, геологическое строение. (4часа)


Тектоника области. Геологическое строение области. Тектоника как наука,

тектонические единицы, прогноз изменение территорий со временем.

Практическая работа:

Построение геологической карты области.

Урок – зачет:

«Тектоника и геология»


Тема: Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые. (3часа)

Классификация полезных ископаемых и закономерности их размещения.

Местные минеральные ресурсы и полезные ископаемы. Основные месторождения.

Практическая работа:

Составление карты-схемы: « Минерально - сырьевая база Ульяновской области"

Экскурсия «Полезные ископаемые своей местности»


Тема: Рельеф. (4 часа) .

Общая характеристика рельефа Ульяновской области. Особенности рельефа своей местности и его изменение. Влияние человека на рельеф.

Практическая работа:

Составление карты-схемы «Рельеф области». Описание рельефа по физической карте и типовому плану


Тема: Климат области (3 часа)

Состав и строение атмосферы на примере своего края, взаимосвязь компонентов природы на примере своей местности Метеонаблюдения в нашем крае. Экологические проблемы климата своей местности, методы мониторинга. Тип климата и его особенности. Местные признаки погоды. Фенологический очерк области по материалам наблюдений за погодой.

Практическая работа:

Составление карты-схемы

«Климат Ульяновской области». Описание климата по физической карте и типовому плану


Тема: Гидросфера (5 часов)

Особенности внутренних вод, взаимосвязь компонентов природы на примере внутренних вод своей местности экологические проблемы внутренних вод своей местности, методы геоэкомониторинга Основные речные системы. Важнейшие озёра, пруды, болота, подземные воды. Охрана водных ресурсов. Отличительные особенности речной сети Волги от других рек. Построение профиля речной долины местности по топографической карте. Подземные воды, озера, искусственные водоёмы.

Внутренние воды малой Родины .Памятники природы гидросферы родного края

Экология вод. Влияние человека на водные объекты моего края


Творческая работа:

Волга – матушка. (Составление презентации).

Практическая работа:

Составление карты – схемы «Внутренние воды области». Описание озера, болота, родника (по выбору)

Тема: Почвы.(4 часа)

Типы почв и их характеристика Охрана почв. составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности.

Практическая работа:

Экскурсия- практикум: характеристика основных типов почв. Составление почвенного профиля

Охрана почв. Практикум: составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности.

Урок – зачет: «Почва Ульяновского района»


Тема: Растительный мир области. Типичные представители. (3 часа)

Растительный мир, типичные представители, закономерности размещения, смены растительных сообществ. Антропогенные лесные ландшафты

Практическая работа:

Составление карты - «Растительный мир области»


Тема: Животный мир области.(3 часа).

Общая характеристика, типичные представители животного мира, рациональное использование и сохранение животного мира.

Практическая работа:

«Составление карты:« Животный мир области»

Урок- зачет «Растительный и животный мир»


Тема: Особо охраняемые природные территории Ульяновской области (1 час):

Презентация проектов «Памятники природы края»

Весенняя экскурсия. Взаимосвязи компонентов природного комплекса. (1 час)

Практическая работа: Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. (1 час)

Итоговый урок «Природа моего края» (1 час)

Итого: 35 часов.



6.Учебно-тематическое планирование


№ п.п.

Наименование раздела

  • Основные виды учебной деятельности

1

Географическое положение Ульяновского района-2 часа

  • знать географическое положение на карте страны. Площадь территории, конфигурацию, протяженность по основным направлениям.

  • выделять главные географические объекты, влияние географического положения на особенности развития области по картам местоположение области и своего населенного пункта.

2

Тектоника, геологическое строение -4часа



  • знать тектонику области, её геологическое строение.

  • прогнозировать изменение территорий со временем.

3

Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые - 3часа


  • знать местные горные породы и полезные ископаемые, главные месторождения.

  • анализировать влияние рельефа местности на условия жизни, хозяйственную деятельность человека.

4




Рельеф области-4часа

  • знать общую характеристику поверхности территории области анализировать основные формы рельефа своей территории, их происхождение и изменение.

5



Климат области-3часа

  • знать климатообразующие факторы. Типы климата и его особенности. Характеристику сезонов года

  • выделять признаки погоды и ее прогноз. Предсказания погоды.

  • анализировать агроклиматические ресурсы. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей населенного пункта.

6

Гидросфера-5часа


  • знать основные речные системы, озера, пруды, болота, подземные воды, источники. Питание и режим рек.

  • Анализировать распространение опасных явлений, связанных с водами, причины их проявления и меры предотвращения. Проблемы малых рек. Хозяйственное использование внутренних вод и их охрана.

7

Почвы-4часа

  • знать строение почвы, как особое природное образование.

  • анализировать условия образования почв разных типов Ульяновской области.

  • уметь описывать почвы своей местности. Степень использования земель. Виды почвенной эрозии. Пути сохранения плодородия и охрана почв.

8

Растительный мир-3часа

  • знать растительный мир области,

видовой состав и его описание.

-анализировать особенности произрастания растительности, ее использование в жизни людей. Охрана растительности своей местности.

9

Животный мир-3часа

  • знать животный мир. Разнообразие видового состава. Животный мир антропогенных регионов. Охрана животного мира своей местности.

10

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области-

3часа


  • знать особо охраняемые территории Ульяновской области: заказники, памятники природы, рекреационные зоны. Красную книгу Ульяновской области: исчезающие виды животных и растений.


Итоговый урок «Природа моего края»-1час



ИТОГО - 35часов




6.Календарно-тематическое планирование


П.п.

Тема урока

Цель урока

Результаты обучения

Оборудование

Срок проведения

план.

факт


Личностные

Метапредметные

Предметные



Тема 1.Географическое положение Ульяновской области- 2ч

1.

Адрес области на карте мира

Ввести в курс «Изуча

ем природу

родного края»

Самоопреде-

ление, смысло

образование,

нравственно-

этическая ориентация.







Познавательные УУД: работа с информацией,

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии,

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Физич. карта мира и У.области

05.09

05.09

2.









Определение по карте г.п.

области










Определение крайних точек области









Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией,

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии,

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция


Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации.

Карта мира, дополнитель

Ная литература

12.09

12.09

Тема 2. Тектоника – 4ч



3.



Тектоника области















Составить

топографич

ескую карту

области

Самоопреде-

ление, смысло

образование,

нравственно-

этическая ориентация.




Познавательные УУД: работа с информацией,

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии,

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации.

Топографическая карта

области

19.09

19.09

4

Геологическая история развития территории

Позн-ть с строением земной коры на территории области







Самоопреде-

ление, смысло

образование,

нравственно-

этическая ориентация.



Познавательные УУД: работа с информацией,

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии,

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Карта «Строение

земной коры»

26.09

26.09

5.

Построение геологической

карты области
















Оформить геологическую карту

области

Самоопреде-

ление, смысло

образование,

нравственно-

этическая ориентация.



Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция


Использовать приобретенные знания и умения для создания геологической карты.

К.Карты,

дополн.

литерат-ра

03.10

03.10

6.

Урок-зачет

«Тектоника и геология»








Закрепить знания по теме «Тектоника»

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция


Использовать понятия по теме,

работать с разными источниками географической информации.

Атлас, карты

10.10

10.10

Тема3.Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые-3ч

7.














Классификация

полезных ископаемых.

Закономерности размещения.

Устанавли-

вать

закономерности размещения месторождений полезных ископаемых



.


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция


Проводить самостоятельный поиск географической информации о полезных ископаемых родного района

Атлас, карта

полезных

ископаемых

17.10

12.10

8.







Составление

карты «Минерально

сырьевая база»

Составить каталог полезных ископаемых.


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция


Использовать приобретенные знания и умения для создания карты «Минерально-сырьевая база»

К.карты,

карта мин. ресурсов

24.10

24.10

9.

Экскурсия «Полезные ископаемые

своей местно-

сти.

Знак-во

полезн. иск.

своей местности

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция


Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации


31.10

31.10

Тема 4. Рельеф- 4ч


10.



Общая харак-

теристика

рельефа

Знакомство

с общей характеристикой рельефа

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Физическая карта облас-

ти, атлас

14.11

14.11

11

Особенности рельефа своей местности и его изменение.



Знакомство

с рельефом

с своей области

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Физическая карта облас-

ти, атлас

21.11

21.11

12

Влияние человека на рельеф. Геологические

Памятники природы.


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Физическая карта облас-

ти, атлас

28.11

28.11

13.

Составление

карты-схемы

«Рельеф Ульяновской

области.

Обобщить и закрепить знания о рельефе

области


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Физическая карта облас-

ти, атлас

05.12

05.12

Тема 5. Климат- 4ч

14.

Климат области.

Метеонаблюдения в нашем крае.

Составить журнал «Климат родного района» с использованием полученных продуктов

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Физическая карта облас-

ти, атлас

12.12

12.12

15.








Погодные явления в Ульяновской области






Составить характеристику сезонов года.

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Физическая карта облас-

ти, атлас

19.12


16.

Фенологический очерк

Ульяновской области по материалам

наблюдений за погодой.

Роль климата в жизни людей.

Составить журнал «Климат родного края» с использованием полученных знаний

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Физическая карта облас-

ти, атлас

26.12


17

Составление схемы « Климат

Ульяновской области»

Наблюдать за погодой местности. Составить фенологический календарь.


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Физическая карта облас-

ти, атлас

16.01


Тема 6.Гидросфера - 5ч.

18.





Общая характеристика внутренних вод

района.
















Познакомиться с общей характеристикой рек, питанием, режимом, ледовый составом

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Допол. лит-ра,

атласы

23.01


19.

Реки области.

Составление проекта «Волга

матушка»

Составить описание реки Волги.

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Карта Ульяновскй области

30.01


19.

Подземные воды.

Внутренние воды малой Родины.

Нанесение на к/к родного края внутренних вод.


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

К.карты,

атласы

06.02


20.

Составление схемы «Внутренние воды области»

Описание озера, реки, родника.

Знать образование грунтовых и межпластовых вод, местоположение подземных вод своей местности.

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Допол. лит-ра,

атласы

13.02


21.

Памятники природы гидросферы

родного края.

Влияние человека на объекты гидросферы.

Обобщить и закрепить знания о внутренних водах родного

края в форме викторины.


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Допол.

лит-ра

20.02


Тема 7. Почвы -4 ч.


22.

Типы почв и их характеристика.









Выделять, описывать и типы почв родного района

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Почвенная карта, атласы

27.02


23.

Урок-практикум.

Характеристика основных тип почв.

Познакомить с основными типами почв.


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Рисунок почвенного профиля, описание почв

05.03


24.

Охрана почв.

Составление проекта по повышению плодородия и улучшению использованияпочв своей местности.



Знать проблемы, охраны и улучшения плодородия почв.


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Рисунок почвенного профиля, описание почв

12.03


25.

Обобщение .

Почвы Ульяновской области.

Обобщение и закрепление знаний о почвах родного края


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Атласы,

дополн. Лит-ра

19.03


Тема 8. Растительный мир -2ч.

26

Растительный мир области.

Типичные представители







Познакомить с разными видами растений родного края


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Каталог растений родного края


26.03


27.

Составление проекта- Растительный мир области.








Составить каталог растений родного края


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации


09.04


Тема 9. Животный мир-3ч


28.








Общая характеристика

типичные представители




Познакомить с разными видами животных родного района.

Составить каталог животных родного района.


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Каталог животных

родного края


16.04




29.



Составление

карты «Животный мир района.



Составить буклет растений и животных родного края занесённых в Красную книгу

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Каталог животных родного края


23.04


30.

Урок –зачет

«Растительный и животный мир»





Обобщение и закрепление знаний о живых организмах родного края

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Буклет охраняемых растений животных

родного края.


30.04


31.

Антропогенные

лесные ландшафты.


Выявить зависимость между компонентами природы

и человеком

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Допол. лит-ра,атласы

06.05


32.

Особо охраняемые

природные территории Ульянвской области.



Составить журнал «Особо охраняемые территории родного края», познакомить с задачами, назначением и режимом ООПТ.


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Допол. лит-ра,атласы

12.05


33.

Взаимосвязи

компонентов природного комплекса родного края



Установить взаимосвязи между компонентами природы в ПТК. Составить журнал «Природные комплексы родного края».

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Журнал «Особо охраняемые территории родного края»

18.05


34.

Составление простейшего плана местности

на котором изучаются природные комплексы.


Описывать природный объект

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

К.карты,

допол. лит-ра

23.05


35.

Итоговый урок

«Природа моего

края»

Обобщиить и закрепить знаний о ООПТ родного края.


Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация


Познавательные УУД: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оформление монологического высказывания, участие в дискуссии, формулирование результатов наблюдения

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации

Атласы,

Рассказы учащихся о собственных наблюдениях и впечатлениях

28.05











7.Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


1.Аксенова, М.Ю. Родной край (Природа Ульяновской области): [Текст]: элективный курс / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. - 100 с.

2. Географическое краеведение [Текст]: учебное пособие для VI-IX классов общеобразовательного учреждения /Под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. - Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2013. - 240 с.

3. А.Ш.Кержнер. Культура народов Поволжья.[Текст] / А.Ш.Кержнер, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметовна, В.Д.Кирюшкина.- Ульяновск: УИПКПРО, 2012.-32с.

4. Лобина Н.В. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях, [Текст]: /Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.А. изд. «Корпорация технологий продвижения», Ульяновск, 2008, 31 с.

5. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области [Текст] / под ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: Дом печати, 2006. - 184 с.

6. Шабалина, Л.П. Население Ульяновской области: география, демография, этнография [Текст] / Л.П. Шабалина. - Ульяновск: УлГПУ, 2010. - 166 с.

7. Шабалина Л.П. Из этнической истории Ульяновской области: краткие очерки. [Текст] / Л.П. Шабалина. - Ульяновск, 2007, 59 с.

8. Храмова Е.В. Фенологические наблюдения и погода своей местности: [Текст]: Программа и методические рекомендации /Храмова Е.В., Храмов А.А.. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2010. - 32 с.

9. Храмова Е.В. Практические работы по географическому краеведению [Текст] : методическое пособие. /Е.В.Храмова. Ульяновск:УИПКПРО, 2010.-21с.


8. Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения географического краеведения Ульяновской области учащиеся должны

Знать:

  • историю географических исследований в Ульяновской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов ;

  • геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;

  • особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Ульяновской области;

  • природно - антропогенные ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Ульяновского района, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории;

  • Уметь:

  • выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

  • владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;

  • уметь анализировать демографические, экологические ситуации на основе обработки и анализа статистических данных.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;

  • решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.

Прогнозировать: составление проектов рационального размещения расселения населения на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы.