СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс "Правовые основы общества" для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс расчитан на систематизацию и углубление правовых знаний учащихся 9 класса! Может служить дополнительным источником знаний для подготовке к ОГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс "Правовые основы общества" для 9 класса»






Рабочая программа

по спецкурсу «Правовые основы общества»

на 2017-2018 учебный год

9б класс








Разработчик:

Малягина Наталья Дмитриевна,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории


































Пояснительная записка

Актуальность изучения права для современной жизни трудно оспорить. Будущим политикам, бизнесменам, служащим и просто гражданам нашей страны очень нужны знания в области юриспруденции. Таким образом, перед преподавателем права стоит весьма ответственная задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России.

Предлагаемая рабочая программа по праву составлена на основе федеральной программы государственного стандарта среднего (полного) общего образования, помещённой в «Сборнике нормативных документов» Министерства образования и науки РФ, Дрофа, 2007, с.50.

Программа конкретизирует и дополняет содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.

Новизна данной программы выражена в расширении государственного компонента. В программе спланировано обучение праву, начиная с 9 класса. В общее содержание программы включена дополнительная тема: « «Гражданский и уголовный процесс». Применяются новые технологии обучения: нестандартные формы проведения занятий, специально организованные дискуссионные упражнения в парах и малых группах, конструктивные дискуссии, интерактивное обучение, деловая игра, правовой марафон.



Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, правовом содержании, общей стратегии правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения праву, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа соблюдает строгую преемственность с правовым содержанием курсов основной школы, а также учитывать межпредметные и внутрикурсовые связи и содержание учебного предмета «Обществознание» в старшей школе. Кроме того включены темы способствующие профессиональной ориентации и самореализации школьников.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.

«Правовые основы общества» как спецкурс базируется на содержании правового образования в основной школе и предусматривает (с учётом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Создаёт условия для реализации индивидуальных образовательных программ. Правовая информация, представленная в содержании программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального образования.

Основные содержательные линии программы по праву для IX класса общеобразовательной школы отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правоотношения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.

В основной школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение ими правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право создаёт основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, внимание в нём акцентируется на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.


Изучение данного спецкурса в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической ответственности и основными юридическими профессиями;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

  • углублению и расширению знаний


Программа рассчитана на 17 учебных часов.




Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для спецкурса Право на этапе основного образования в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы – выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»). В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается: понимание ценности образование как средство развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности – постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения права ученик должен

знать/ понимать:

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной сласти; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения;

  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основание и порядок назначения наказания; полномочия международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов на правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определение способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.




























Описание разделов программы (17ч)


В данном разделе установлена последовательность изучения разделов и тем курса «Правовые основы общества» в 9 классе.


Теория государства и права (9ч)


Право и государство (2ч)

Происхождение государства и права. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе политического регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.

Система и структура права (2ч)

Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники и формы права.

Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правоотношения.( 2ч)

Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты.

Юридические конфликты.

Правонарушения и юридическая ответственность. (2ч)

Понятие и виды правонарушений. Понятие и основные признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

Право и личность. (1ч)

Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.


Отрасли права (8ч)

Конституционное право. (1ч)

Основы конституционного строя Российской федерации. Народовластие в Российской Федерации. Система конституционных прав и свобод в Российской федерации.

Гражданство Российской Федерации. Конституционные обязанности. Федеративное устройство Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная система Российской Федерации.

Гражданское право. (1ч)

Понятие предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля-продажа, аренда, подряд). Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.

Семейное право. (1ч)

Семейные правоотношения. Брак

Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи.

Трудовое право. (1ч)

Трудовые правоотношения. Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.

Административное право. (1ч)

Административные правоотношения. Административные правонарушения.

Административная ответственность, её основания. Органы и способы рассмотрения административных споров.

Уголовное право. (1ч)

Понятие и задачи уголовного права. Понятие преступления. Действие уголовного закона.

Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие общественную и противоправность деяния. Соучастие в преступлении. Понятие и цели наказания. Система и виды наказания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

Избирательное право. (1ч)

Особенности демократических выборов: конкурентность, периодичность, представительность, окончательность. Формы политического участия.

Законодательство о выборах в Российской Федерации. Активное и пассивное избирательное право. Принципы выборов при демократическом режиме.

Международное право. (1ч)

Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека и условиях мирного и военного времени. Европейский суд по правам человека.























Учебно – тематическое планирование

9 класс (17ч)

Раздел

Темы занятий

Кол-во часов

содержание

дата

план

факт

1. Теория государства и права

(9часов)

Право и государство

Происхождение государства и права. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства. Государственный суверенитет.



Право и государство

Взаимосвязь права и государства. Место права в системе политического регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.



Система и структура права

Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники и формы права.



Система и структура права

Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц.



Правоотношения

Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды.



Правоотношения

Юридические факты.

Юридические конфликты.



Правонарушения и юридическая ответственность.

Понятие и виды правонарушений.



Правонарушения и юридическая ответственность.

Понятие и основные признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности.



Право и личность.

Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.



2. Отрасли права

(8часов )

Конституционное право.

Основы конституционного строя РФ. Народовластие в РФ. Система конституционных прав и свобод в РФ.

Гражданство РФ. Конституционные обязанности. Федеративное устройство РФ. Президент РФ. Федеральное собрание РФ Органы исполнительной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная система Российской Федерации.



Гражданское право.

Понятие предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля-продажа, аренда, подряд). Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.



Семейное право.

Семейные правоотношения. Брак

Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи.



Трудовое право.

Трудовые правоотношения. Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.



Административное право.

Административные правоотношения. Административные правонарушения.

Административная ответственность, её основания. Органы и способы рассмотрения административных споров.



Уголовное право.

Понятие и задачи уголовного права. Понятие преступления. Действие уголовного закона.

Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие общественную и противоправность деяния. Соучастие в преступлении. Понятие и цели наказания. Система и виды наказания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.



Избирательное право.

Особенности демократических выборов: конкурентность, периодичность, представительность, окончательность. Формы политического участия.

Законодательство о выборах в Российской Федерации. Активное и пассивное избирательное право. Принципы выборов при демократическом режиме.



Международное право.

Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека и условиях мирного и военного времени. Европейский суд по правам человека.