СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спортивно-познавательная эстафета «Шахматы - это круто»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие предназначено для детей 1-4 классов. Содержание развлечения включает эстафеты, игровые задания, загадки. Участие в соревнованиях способствуют повышению интереса к шахматам, развивают выносливость, ловкость, решительность, смекалку, учит детей оценивать возможности и управлять своим поведением. Данное развлечение рекомендуется учителям начальной школы, вожатым и учителям по физической культуре.

Просмотр содержимого документа
«Спортивно-познавательная эстафета «Шахматы - это круто»»

Спортивно-познавательная эстафета «Шахматы - это круто»

(для детей начальной школы).


Данное мероприятие предназначено для детей 1-4 классов. Содержание развлечения включает эстафеты, игровые задания, загадки. Участие в соревнованиях способствуют повышению интереса к шахматам, развивают выносливость, ловкость, решительность, смекалку, учит детей оценивать возможности и управлять своим поведением. Данное развлечение рекомендуется учителям начальной школы, вожатым и учителям по физической культуре.


Цель: развитие интереса к шахматной игре через спортивные эстафеты.

Задачи:

- повысить у детей интерес к игре в шахматы;

-развивать физические и волевые качества (ловкость, быстрота реакции, упорство, стремление выполнить задание точно и быстро);

-воспитывать «здоровый» дух соперничества и умение сдерживать свои отрицательные эмоции.

Оборудование и материалы: костюм старика Алдара Косе (челма, борода, накидка), мешочек из парчи для Алдара Косе, шахматные фигуры, 2 теннисные ракетки, 2 конуса, 2 палки с головой коня, 8 кубов (мягких модулей) с буквами: с, л, о, н; 2 мягких куба с картинкой «ладьи» (чёрного и белого цвета), 2 разрезные картинки «ферзя» чёрного и белого цвета (6 частей по количеству членов команды), аудиозапись, эмблемы для команд, детские шахматы-2 комплекта каждой команде в группу.

Спортивный зал в шахматном убранстве. Тематические рисунки детей, воздушные шарики чёрного и белого цвета. У зрителей лозунги, подбадривающие команды, шуршалки, флажки разных цветов.

Ход мероприятия:

Ведущий (инструктор по физической культуре): Дети сегодня в стеллаже кубков я нашла необычный. Что вам напоминает этот предмет? (ответы детей.)Мне тоже кажется, что это не простой сосуд и если нам его потереть, то может произойти волшебство. Давайте попробуем. (Алдар Косе).

Алдар Косе: (кланяется) здравствуйте мои почтеннейшие, добрейшие, милейшие ребятки!

Перед вами старичок

Милейший, славный, чудачок.

Если очень захочу

В мир чудес вас прокачу.

Алдар Косе, к вашим услугам! (кланяется). Где я очутился? Какое красивое место! Оно напоминает мне шахматное королевство. Хотите я расскажу вам о нём?

Дети: да, очень хотим!

Алдар Косе: (предлагает послушать сказку).

- Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого – Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда-то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может померить двух братьев.

Достал Мудрец из котомки доску, поделенные на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки.

(Перед детьми на стене появляется шахматная доска).

Постепенно появляются на столе: С одной стороны доски он расставил белые фигурки, а с другой – черные. По углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

- А вот твоя шахматная армия, Черный Королевич, - сказал Мудрец, указывая на черные фигурки.

- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске.

А вы дружно живёте в своём королевстве, не ссоритесь?

Дети: Живём дружно и не ссоримся.

Алдар Косе: А в шахматы играете?

Дети: Да, играем!

Алдар Косе: Раз уж вы меня вызвали, хочу сам в этом убедиться и предлагаю шахматные эстафеты.

Ведущий:

Хорошо, уважаемый Алдар Косе. Тогда давай познакомимся с командами (две команды по 6 человек).

Капитаны представляют свои команды: произносят название, демонстрируют эмблему (например: «Белая ладья», «Черная королева»).

Алдар Косе: В шахматах сражение между соперниками называется партия, мы тоже каждый этап нашего сражения (каждую эстафету) будем называть партией. Команда (победитель партии-эстафеты) получает 1 пешку.

Но чтобы узнать, что это будет за эстафета, вам придётся разгадать загадку и назвать шахматную фигуру. Итак, слушайте внимательно:

1-я партия.

Алдар Косе: Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут.

Дети: Это шахматная фигура «Король».

Алдар Косе: Правильно, ребята. (На стене появляется шахматная фигура «король». З атем достаёт из мешочка шахматную фигуру «короля» двух цветов).

Ведущий: И первая эстафета называется «Кто быстрее». Объяснение.

(По сигналу дети по очереди на теннисных ракетках несут шахматную фигуру «короля», оббегают конус, возвращаются и передают ракетку с фигурой следующему участнику команды. Команда победитель получает «пешку» от Алдара Косе).

2-я партия.

Алдар Косе: На одной стоит ноге,

Ходит только буквой «Г».

Дети: Это шахматная фигура «конь».

(На стене появляется шахматная фигура «конь»).

Ведущий объясняет ход второй эстафеты, которая называется «На коне». (По сигналу, дети по очереди бегут до конуса и обратно, используя палки с головой коня. Возвращаясь, каждый участник команды передаёт её следующему. Команда победитель эстафеты получает «пешку» от Алдара Косе).

3-я партия.

Алдар Косе: Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы,
По косой он ходит, хоботом не водит.

Дети: Это шахматная фигура «слон».

(На стене появляется шахматная фигура «слон»).

Ведущий объясняет ход третьей эстафеты, которая называется «Собери слово». (Каждая команда при помощи мягких кубов с буквами собирает слово СЛОН. Команда, которая сделает это первой, получает «пешку» от Алдар Косе )

4-я партия.

Алдар Косе: Стою на самом краю, путь откроют – пойду.

Только прямо хожу, как зовут – не скажу.

Дети: Это шахматная фигура «ладья».

(На стене появляется шахматная фигура «ладья»).

Ведущий объясняет ход четвёртой эстафеты, которая называется «Передай фигуру». (Каждая команда, использует мягкий мяч с картинкой «ладьи». Дети стоят в колонне и по сигналу передают мяч по верху каждому следующему участнику. В обратную сторону мяч передаётся к первому участнику снизу. По завершении эстафеты, первый участник поднимает мяч вверх двумя руками, показывая фигуру ведущему. А команда получает «пешку» от Алдар Косе).

5-я партия.

Алдар Косе: Он в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у него широк.

Он может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьёт он и вдаль, и в упор.

Дети: Это шахматная фигура «ферзь».

(На стене появляется шахматная фигура «ферзь»).

Ведущий объясняет ход пятой эстафеты, которая называется «Разрезные картинки».

(Участнику каждой команды Алдар Косе раздаёт разрезные картинки. Дети стоят в колонне. По очереди, добегая до обруча, кладут каждый свою часть, стараясь сложить общую картинку шахматной фигуры «ферзь». По завершении эстафеты, та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием, получает «пешку» от Алдар Косе).

6-я партия.

Алдар Косе: Маленькая, удаленькая, все поле перешла, фигурку нашла.

Дети: Это шахматная фигура «пешка».

(На стене появляется шахматная фигура «пешка»).

Ведущий объясняет ход шестой эстафеты, которая называется «Ловкие пешки». (По сигналу, первый участник команды оббегает вокруг конуса и возвращается, «цепляя» за собой второго участника. Затем они бегут вокруг конуса вместе, держась за руки, и возвращаются за следующим. Так постепенно присоединяются все участники команды и передвигаются вместе. Команда которая раньше займёт исходную позицию, получает «пешку» от Алдар Косе).

Алдар Косе даёт дополнительные «пешки» командам (участники каждой команды по очереди должны правильно назвать шахматную фигуру на слайде, если участник ошибается, то право ответа переходит другой команде).

Алдар Косе: Ребята, мне очень понравилось в вашем королевстве, потому что вы такие дружные, ловкие и умеете играть в шахматы. И я хочу на память о сегодняшней встрече оставить подарки (детские шахматы), для того, чтобы вы смогли научить этой интересной игре тех ребят, которые её ещё не знают.

(Прощается с ребятами, и исчезает).

Ведущий вместе с детьми подводит итог мероприятия.

Инструктор по физической культуре (ведущий) вручает детям грамоты за активное участие в проведении спортивного мероприятия «Шахматные эстафеты».

Команды обмениваются рукопожатиями, делают круг почёта и выходят из зала.

Литература

1. Бардвик Т.С. Шахматы для детей. СПб.: Питер, 2011.

2. Воронова Е.К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет: Практ. пособие. М., 2009.

3. Шорыгина Т.А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. М., 2015.