ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
КАФЕДРА МЕНДЖМЕНТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
РЕФЕРАТ
на тему:
«Особенности правовой защиты нравственности»
Выполнила: Студентка № 52 З/О Гончарук В.А
Проверила: Профессор Вдовина В.В
Хабаровск 2020г.
СОЖЕРЖАНИЕ
Ведение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретико-правовые аспекты понятия нравственности…………5
1. Понятие нравственности, нормы в философско-правовой традиции: история и современность…………………………………………………….……...5
2. 2. Нравственность и интернет-пространство…………………………......8
ГЛАВА II. Конституционно-правовое закрепление основ нравственного развития российского общества…………………………………………………...11
1. Нравственные аспекты российской правовой системы: комплексный анализ норм…………………………..………………………………………….….11
2. Права человека как критерий нравственного измерения государственной власти…………………………………………….……………..14
Заключение………………………………………………..…………………..17
Список использованных источников…………………………………..…....19
ВВЕДЕНИЕ
Нравственность как объект конституционно-правовой защиты
Современный мир все в большей и большей степени сталкивается с проблемой размывания общественной нравственности. Эта проблема возникла не сегодня и не вчера: в ней заключается вечное противостояние доброго и злого начал в человеке. С тех пор как человечество пошло по пути нравственного (суть человеческого) развития, начали сталкиваться эгоизм и альтруизм, жестокость и милосердие, индивидуализм и коллективизм, потребительство и духовность, рента (как обирательство соседа) и труд, лживость и честность. В целом это столкновение низменных, расчеловечивающих соблазнов и начал и высшего назначения человека — стремления к идеалу. И это противостояние вечно.
Нравственность — это категория, которая характеризует соответствие воззрений, намерений и действий человека вполне определенному идеалу. Но важно заметить, что действия человека в обществе (т. е. в коммуникациях с себе подобными) и характеристика коммуникации в обществе отнюдь не исчерпываются отношением к постыдному и девиантному. Вообще говоря, постыдное есть договорное общественное явление: ходить топлес в Африке совершенно не стыдно; в Европе же — иначе.
Важно то, что общественное нравственное начало соединено суть с человеческим, а значит, с социализированным. Об этом часто забывают. Поэтому защита нравственности в обществе — это не только противодействие или предупреждение постыдного и девиантного, это еще и активное культивирование социализированного, очеловеченного в общественных отношениях. Нравственно общество не только тогда, когда оно запрещает постыдное и злое. Для достижения истинно нравственного состояния общество должно культивировать, призывать и привносить добро. Часть полярных ценностных точек отсчета в пространстве оценки нравственного идеала уже была упомянута. Представим ценностное пространство нравственности в целом, пространство выбора между ценностью и антиценностью.
Актуальность темы - одной из основных задач проводимого в Российской Федерации коренного преобразования общества является строительство правового государства, в котором права и свободы человека являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции Российской Федерации). В современных условиях формирования гражданского общества, где главными ценностями являются свобода предпринимательской деятельности, признание и развитие частной собственности, существует реальная опасность потери многих ценностей, в первую очередь нравственных. К пониманию нравственной природы права неизбежно приводит осмысление таких вечных правовых ценностей, как свобода, справедливость, равенство, являющихся, по сути, моральными феноменами. Указанные ценности находятся в зоне пересечения права и нравственности. Нравственная природа права проявляется в его социальном назначении, функциях и принципах, выступает активным инструментом преобразования общества, достижения социальной солидарности на основе поддержания моральных приоритетов.
Цель: целью работы является исследование нравственно-правовых норм Конституции Российской Федерации, особенности правовой защиты нравственности, а также деятельность органов государственной власти Российской Федерации, направленная на совершенствование законодательства о нравственных основах современного общества.
Задачи:
1)определить социально-правовое содержание понятий «право» и «нравственность»;
2) выявить место и роль нравственности в государственно-правовых отношениях;
3)изучить отражение нравственных норм и принципов в Конституции РФ и в отраслевом законодательстве;
4) проанализировать систему прав и свобод человека и гражданина с точки зрения нравственности государственной власти;
5) обобщить материалы практической деятельности органов государственной власти по применению конституционных норм в защите нравственности.
ГЛАВА I. Теоретико-правовые аспекты понятия нравственности
1. Понятие нравственности, нормы в философско-правовой традиции: история и современность.
Нравственный характер современного российского права выражается в том, что страна признала все основные международные акты о правах человека и международные стандарты в данной области, а в 1991 году приняла свою Декларацию прав и свобод человека и гражданина, которая в значительной мере носила общественно-политический и нравственно-гуманистический характер. Она стала органической частью Конституции РФ 1993 года, базой для всего российского законодательства. Личность, ее права и свободы были объявлены высшей ценностью и непосредственно действующими. В науке и на практике была признана доктрина естественного нрава, которая раньше отвергалась как несоответствующая социалистическим отношениям. С признанием российской юридической наукой идеи естественного права резко возросла и нравственная ценность позитивного права.
Субъективные права и юридические обязанности являются не только правовыми, но и важнейшими моральными категориями. Они выступают как определители меры возможного и должного поведения общества, нравственного и безнравственного, справедливого и несправедливого. По ним можно судить о направленности жизненных позиций и целей человека, его моральной свободе.
Юридически закреплена прямая обязанность государства уважать и защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ). Предусматривается порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обратиться в международные органы за защитой своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (п. 3 ст. 46). Это полностью соответствует требованиям нравственности и гуманизма, демократическим принципам.
Конституция Российской Федерации закрепила такие выработанные веками ценности, как положение о справедливом правовом государстве, разделении властей, верховенстве закона, политическом плюрализме, свободе мнений и убеждений, многопартийности. В ранг конституционного принципа возведены также такие важные понятия, как честь, достоинство, неприкосновенность личности, имеющие безусловное моральное содержание. Нравственные нормы и принципы закреплены в части 1 ст. 21 Основного закона, которая гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". В части 1 ст. 22 Конституции РФ говорится: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Часть 1 ст. 23 свидетельствует о том, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».
Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации имеет прочные нравственные корни, гуманистическую природу, вся правовая жизнь страны не может быть абсолютно нравственна и совершенна. В каких-то своих аспектах и проявлениях право все же бывает уязвимо. Но в процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы.
Необходимость исследования данного аспекта состоит в том, что нравственный потенциал, заложенный в российской конституционно-правовой базе, не реализуется в полной мере на практике, остается невостребованным. Причина такого положения - резкое падение морали в последние годы, а в более широком плане - кризис всей духовной сферы жизни общества.
К сожалению, признаками повседневной жизни значительной части молодёжи нашей страны становятся такие нравственные отклонения, как высокий уровень потребления алкоголя, табака-курение, наркотических и психотропных средств. Одним из неблагоприятных факторов, влияющих на стремительное снижение планки моральных ценностей, являются и отдельные СМИ, а так же различные социальные сети в частности Instagram с их разрушительным и деформирующим влиянием на массовое сознание и нравственно-психологический климат в обществе.
2. Нравственность и интернет-пространство.
Нравственность и интернет-пространство. Все более значимым фактором влияния на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние его пользователей и отражения состояния нравственности субъектов информационной индустрии становится интернет пространство. Уровень нравственности и психологического состояния интернет-пользователей можно определить по характеру запросов и ориентированности популярных сайтов. В интернет-пространстве наиболее востребованной является информация, противоречащая основным постулатам морали и нравственности. До 2008 г. первое место в запросах к Яндексу занимал запрос «Порно», в 2008 г. данный запрос занял третье место после «Одноклассников» и «В контакте» в результате возрастания популярности социальных сетей. В 2011 г. общая статистика по российскому интернет - пространству показала схожие данные. Запрос «Порно» занимал второе-третье место, на первом был запрос «Одноклассники», на четвертом — «Одноклассники.ру», а «В контакте» — на пятом. Согласно данным Яндекса, с января 2011 г. по декабрь 2012 г. количество запросов слова «порно» составило 1,5 млрд запросов, «секс» –309 млн, «эротика» — 72 млн, «наркотики» — 9 млн, «детское порно» — 3 млн, «самоубийство» — 1,8 млн Запросы слов «в контакте» составили 7 млрд, «одноклассники» — 64 млн, «facebook» — 26,5 млн, «твиттер» — 15,8 млн162 . В 2006 г. в российском сегменте Интернета было размещено около 20 тыс. сайтов, содержащих порнографию. В управление МВД России (борьба с распространением порнографических материалов с участием несовершеннолетних через сеть Интернет) поступило 995 сообщений о факте существования в Рунете детской порнографии. Что касается нецензурной лексики, то в Интернете ее используют повсеместно в социальных сетях, в блогах, на форумах. В то же время большинство пользователей не позволяют себе грубостей с поисковой системой: матерную лексику содержит сравнительно небольшое количество запросов — всего полтора процента.
Не случайно Президент в своём послании Народному собранию отметил, что реформы последних лет оттеснили в сторону сферу культуры и нравственности, и указал на необходимость «активной пропаганды духовно-нравственных ценностей и традиций наших народов: их патриотизма, веротерпимости, присущего им обострённого чувства ответственности за судьбу будущих поколений»
Проблема нравственных ценностей в праве и ранее привлекала к себе внимание теоретиков права, но в настоящее время в новых условиях она приобрела еще большую актуальность и требует целенаправленного, концептуального изучения. Отдельные аспекты проблемы нравственного развития республики.
Большая часть работ, затрагивающих данную тему, носит теоретико-правовой либо философский характер, а ряд очень важных конституционно-правовых норм, можно сказать, что базовых аспектов проблемы остается до настоящего времени малоизученным, что и предопределило выбор темы настоящего исследования.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правового регулирования нравственных основ общественной жизни.
Предмет исследования составляют конституционно-правовые нормы, регулирующие процесс применения мер защиты нравственности современного российского общества.
Методологическая основа реферата. При написании работы использовались общепринятые в современной юридической науке и апробированные юридической практикой методы исследования: в первую очередь, диалектический метод, который обязывает давать объективные оценки исследуемых явлений в их развитии и всеобщей связи и взаимообусловленности.
Кроме того, применялись и другие методы познания: системно-структурный, логико-правовой, исторический, конкретно-социологический, статистический, сравнительно-правовой, общенаучный метод анализа и синтеза представленных данных.
В процессе выполнения поставленных задач использовались труды учёных в области теории государства и права, истории государства и права, философии права, истории политических и правовых учений, конституционного и муниципального права, а также других отраслей российского права.
Нормативную базу реферата составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации, действующие гражданское, уголовное, трудовое, семейное законодательства. Были проанализированы также международные пакты и декларации.
Эмпирическую базу составили материалы средств массовой информации и других периодических изданий (газетной практики). По теме реферата подвергались анализу результаты наблюдения поиска в интернет источниках. Новизна реферата определяется тем, что она является одним из первых исследований, посвященных наиболее актуальным и общезначимым аспектам правового регулирования норм нравственности Конституцией Российской Федерации с учетом современных реалий. На основе обобщения, сравнения и анализа научного, нормативно-правового и практического материала установлен ряд закономерностей, которые необходимо использовать в целях предупреждения нарушений норм нравственности, предписанных нормами конституционно-правового законодательства. В реферате дан комплексный анализ системы норм нравственности и морали, их государственно-правовой значимости.
ГЛАВА II. Конституционно-правовое закрепление основ нравственного развития российского общества
Нравственные аспекты российской правовой системы: комплексный анализ норм.
Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Правосудие — суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.
Всеобщая декларация прав человека (далее - Декларация), принятая ООН 10.12.1948, содержит рад принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Например, статья 1 Декларации устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Проанализировав статьи 5, 7, 11, 12, 29 Декларации, можно сделать вывод о том, что указанные нормы закрепляют нравственные начала права, служат воплощению и защите нравственных ценностей.
Другим важнейшим документом ООН является Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966 (далее - Пакт), который воспроизводит, развивает и конкретизирует положения Декларации, в том числе и относящиеся к области прав в сфере правосудия. Так, например, статья 14 Пакта провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает право каждого при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Ограничения гласности судебного разбирательства могут иметь место, в частности, по соображениям морали или когда того требуют интересы частной жизни сторон. Однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, «за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».
Начала нравственности закреплены и в действующей Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ). Конституция сформировалась как под воздействием законодательства демократических зарубежных государств, так и международных стандартов в сфере прав и свобод. Основным достоинством Конституции является признание естественной природы прав и свобод человека. Подтверждением тому является статья 2 Конституции, закрепляющей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Стоит отметить и положение статьи 17 Конституции, которое устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) основывается на принципах законности, равенства граждан всех перед законом, принципах вины, справедливости и гуманизма. Эти принципы уголовного права выражают основополагающие идеи, в соответствии с которыми создается и функционирует эта отрасль права. В данном случае прослеживается связь уголовного права с нравственностью очевидна.
С юридической точки зрения, преступление рассматривается как нарушение уголовно-правового законодательства. Но уголовное законодательство содержит не только юридические принципы и нормы, но и определенный комплекс моральных принципов и норм. В связи с этим во многих работах ученых отмечается, что закрепленные в уголовном законодательстве нравственные принципы составляют нравственную основу уголовного наказания. А целями уголовного наказания также является исправление осужденного и недопущение совершения новых преступлений.
Нравственные аспекты нашли свое отражение и в уголовно-процессуальном законодательстве.
Большой шаг вперед в обеспечении нравственного судопроизводства сделал действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ). За всю историю развития отечественного законодательства ему удалось соединить в себе нормы права и морали в одно органичное содержание. Именно с позиции сегодняшнего дня у нас представилась возможность говорить о правовых нормах, но уже
с нравственным содержанием. Так, пункт 1 статьи 9 УПК РФ предусматривает, что в ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для жизни и здоровья». Далее в пункте 2 статьи 9 УПК РФ закрепляется, что никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению. Закрепленный в указанной статье уголовного законодательства принцип уважения чести и достоинства личности соединил в единое целое законное и нравственное содержание.
Права человека как критерий нравственного измерения государственной власти.
Права человека – это универсальная ценность, позволяющая «измерять» все явления и события, происходящие в обществе и в современном мире. Перед человечеством 21 века стоят важные проблемы – сохранение мира и устойчивого развития, здоровой окружающей среды для нынешнего и грядущих поколений, сохранение культурного наследия человечества, борьба с голодом и нищетой, с преступностью и терроризмом, противостояние ядерной угрозе. При этом любые политические преобразования, проводимые государством, не могут быть осуществимы без массовой поддержки граждан, устойчивого морального состояния общества. Ориентация на демократию, свободу, правовое государство, права человека должна получить нравственную опору в обществе.
Разведение политики и нравственности всегда негативно воспринималось обществом. Поэтому у политических лидеров появлялось стремление санкционировать свои действия принципами нравственности, приспособленными к их нуждам и интересам. Примером служит ленинская характеристика этого понятия, согласно которой нравственно то, что служит борьбе трудящихся против старого общества, объединению всех трудящихся в борьбе за укрепление и завершение коммунизма. Любые насильственные действия, связанные с устранением классовых противников, имели в ленинской трактовке нравственное обоснование.
Вопросы нравственного измерения политических процессов никогда не получала однозначных ответов. Ведь многие преступления в истории санкционировались «моральными категориями». В годы тоталитарного режима делались попытки морального обоснования террора, насилия, чрезвычайных мер. С одной стороны, некоторые ученые и политики отстаивают позицию несовместимости политики и морали. С другой стороны, есть и позиция, согласно которой отступление в политике от морали следует рассматривать как «вынужденное зло». Однако границы таких исключений чрезвычайно подвижны, нередко такие исключения становятся правилом. Поэтому сторонники данной позиции считают, что речь должна идти не об исключениях, а о формировании в политической сфере «особого типа морали», о «доразвитии в определенном направлении самой морали». Такой подход по сути дела снимает проблему нравственного измерения политических процессов.
Моральные критерии неодинаковы у различных социальных групп. Поэтому человечество искало тот общественный идеал, который совпадал бы с универсальными требованиями морали. Такой ценностью явилась идея прав человека, соединившая нравственные и правовые начала. Идея прав человека – это универсальная оценочная категория, раскрывающая не только правовые основы, на которые опирается политика и власть, но и их нравственную характеристику.
Знаменитая формула Протагора «человек – мера всех вещей» положила начало персоноцентристким воззрениям на развитие общества и государства.
Провозглашение свободы человека как основного естественного, неотчуждаемого права явилось развитием гуманистических идей древнегреческих философов.
Идеи Сократа, Платона, Аристотеля о государстве, праве, законе рассматривались в общем контексте политики, которая ориентирована на этические категории блага, добродетели, добрых нравов, справедливости, благочестия. Если софисты – Фрасимах и Пол Агригентский отвергали нравственные основы политики, то Сократ обратился к обоснованию объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права.
По мнению B.C. Нерсесянца, «сократовская этическая трактовка проблематики государства, права, политики свидетельствует об отсутствии в его моральной философии теоретического различения сфер этики и политики».
На принципе взаимодействия государственной власти и граждан основывается политика и практика демократической государственной власти. Демократия обеспечивает институциональные рамки реформирования политических институтов, основанных не на насилии, а на разумном проектировании новых институтов и регулировании старых. Однако такая «разумность» не может быть гарантирована без ориентации на личностные моральные и интеллектуальные стандарты граждан. Но демократические институты не могут улучшаться сами – их улучшение зависит от нас. Проблема улучшения демократических институтов – это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственность - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
Нравственный характер современного российского права выражается в том, что страна признала все основные международные акты о правах человека и международные стандарты в данной области, а в 1991 году приняла свою Декларацию прав и свобод человека и гражданина, которая в значительной мере носила общественно-политический и нравственно-гуманистический характер.
Действующая Конституция имеет прочные нравственные корни, гуманистическую природу, вся правовая жизнь страны не может быть абсолютно нравственна и совершенна. В каких-то своих аспектах и проявлениях право все же бывает уязвимо. Но в процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы.
Статья 2 Конституции закрепляет требования нравственности и гуманизма нашли отражение в прямой обязанности государства уважать и защищать права человека. В настоящее время провозглашен курс на формирование гражданского общества, что имеет огромное нравственно-правовое значение.
Для отечественного законодательства характерна иерархия нравственных ценностей в виде правовых норм закреплена в Конституции и выражена в других отраслях права.
Моральные критерии неодинаковы у различных социальных групп. Поэтому человечество искало тот общественный идеал, который совпадал бы с универсальными требованиями морали. Такой ценностью явилась идея прав человека, соединившая нравственные и правовые начала. Идея прав человека – это универсальная оценочная категория, раскрывающая не только правовые основы, на которые опирается политика и власть, но и их нравственную характеристику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. М.: Инфра - М, 2002.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2005.
3. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2005.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: «ВИТРЕМ», 2002.
5. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М.: «Юрайт», 1998.
6. Волченко Л.Б, Добро и зло как этические категории. М.: «Знание», 1975.
7. Кукушин В.М., Твоя профессиональная этика. М.: «Кодекс», 1994.
6. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: «Норма», 1997.