Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Рузы»
Спортивные и подвижные игры на уроках физической культуры как средство развития ключевых компетенций ФГОС
Чебунин Павел Александрович,
учитель физической культуры
Руза
2023 год
ФГОС выдвигает требования сформировать коммуникативные умения младшего школьника: научить принимать решения быть коммуникабельным, мобильным, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, иметь стойкую мотивацию к учению и познавательной деятельности, иметь систему значимых социальных и межличностных отношений.
Коммуникативные компетенции детей проявляются в умении устанавливать правильные отношения с другими людьми, чувствовать настроение всего коллектива, в котором происходит общение (семья, группа дошкольного учреждения и т.д.), понимать партнера по общению.
Коммуникативные умения необходимо формировать в младшем школьном возрасте потому, что этот возраст является самым благоприятнейшим для ребенка. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений обучающихся ведёт к повышению качества учебно – воспитательного процесса.
На уроках физической культуры в процессе обучения для формирования коммуникативных УУД младших школьников применяются подвижные игры, которые позволяют активизировать познавательный интерес обучающихся, развивать коммуникативные умения, их творческие способности, стимулировать умственную деятельность. Включение подвижных игр в процесс обучения способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации.
Участие учащихся в игровой деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того, учащиеся приобретают опыт общения, организации взаимодействия в команде, распределять роли, договариваться друг с другом, усовершенствуют способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение подвижных игр способствуют развитию коммуникативной компетентности школьников.
Основные критерии социальной компетенции учащихся, проявляемой в играх:
Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
Готовность (т.е. обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры;
Готовность (т.е. обладание кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими;
Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;
Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива;
Умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры;
Умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками;
Умение использовать своеобразность функций, закреплённых за игроком.
На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия, интерес к сверстнику становится очень высоким. Вокруг учебной деятельности нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. Приобретение навыков социального взаимодействия является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно и в более широком спектре. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
Игровой метод, который направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. Игра – это искусственно создаваемая жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.
В младшем школьном возрасте игра сохраняет свою значимость. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Как известно, для ребят младшего школьного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего.
Игры отличаются большим разнообразием. Наиболее распространенное в педагогике деление игр на сюжетные (творческие игры) и бессюжетные игры.
Сюжетные игры – направлены на раскрепощение обучающихся, которые выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Основой для развёртывания сюжета и установления правил игры служат некоторые особенности поведения животных (хитрой лисицы, повадки хищников-волка, щуки, быстрота движений зайцев, заботливость наседки и т. п.).
Бессюжетные игры. Основной компонент игры – правила. Эти игры способствуют коммуникативному, познавательному, двигательному развитию. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. В совместной деятельности используют различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться.
Дети играют в бессюжетные игры с удовольствием. Это объясняется тем, что с ними играет учитель, который объясняет правила, показывает детям, как надо выполнять задания, сам выполняет ответственную роль, направляет ход игры, эмоционально настраивает детей: одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других сдержать от излишнего рвения, третьих заинтересовать, показывает своим примером в ходе игры как надо взаимодействовать внутри своей группы и командой противника.
Для реализации своих игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства: товарищей, совершает действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими. Дети договариваются о теме и содержании игры, распределяют роли, планируют свою игровую деятельность. Это свидетельствует о целенаправленном, осознанном характере игры. Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения.
Игра не только влияет на всестороннее развитие, но и оказывает благотворное влияние на поведение. Дети, играющие в подвижные командные игры, проявляют значительно меньшую агрессию по отношению к сверстникам (толчки, пинки, шлепки, словесные перепалки), нежели ребята физическая активность которых была минимальна.
Подвижные игры для школьников вызывают выброс в кровь эндорфинов – гормонов, вызывающих чувство умеренной эйфории. Это способствует улучшению настроения детей в течение дня и, как следствие, более благоприятному психологическому климату в классе.
Без сомнения, физическая активность во время спортивных и иных игр, приносит пользу развивающемуся организму. Во время подвижных игр, в особенности, если они проходят на свежем воздухе, увеличивается насыщение крови кислородом, ускоряется обмен веществ, что в свою очередь является профилактикой лишнего веса у детей – актуальной проблемы современности. Физическая активность на свежем воздухе помогает укрепить иммунитет и способствует расходованию излишней энергии, что благотворно влияет на усидчивость и внимание детей во время уроков.
Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.