СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спортивный отбор детей в спортивной гимнастике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

В организационном отношении процесс отбора юных спортсменов делится на четыре этапа:

  • предварительный (первичный) отбор детей и подростков;
  • углубленная проверка соответствия отобранного контингента требованиям, соответствующим успешной специализации в выбранном виде спорта (этап вторичного отбора);
  • спортивная ориентация;
  • отбор в сборные команды ДСТ и страны.

Основными задачами первого этапа отбора являются определения пригодности детей и подростков к занятиям спортом путем выявления у них задатков, лежащих в основе развития способностей, оценка степени двигательной активности. На основании педагогических наблюдений тренер определяет способность юных спортсменов преодолевать значительные тренировочные нагрузки, возможности эффективного восстановления, выявляет темпы формирования двигательных навыков, а также темпы развития отдельных двигательных качеств (Булгакова, 1986; Волков Л. В., Филин, 1983; Волков Л. Вм 1996; Губа, 2002; Семенов, 2005).

 

Просмотр содержимого документа
«Спортивный отбор детей в спортивной гимнастике»

На начальном этапе подготовки проблеме ориентации и отбора в спортивной гимнастике отводится большая роль. Высокие спортивные достижения в гимнастике – это результат не только упорных тренировок, но и хороших наследственных данных, определяющихся спортивным отбором. Спортивный отбор исходит из требований вида спорта, с учетом которых осуществляется селекция наиболее способных для него людей.

Чаще всего спортивную судьбу ребёнка определяют родители и тренеры. В настоящее время в гимнастических дисциплинах наблюдается большой отсев детей, что негативно сказывается на массовости. Существует мнение специалистов о том, что детей, занимавшихся спортивной гимнастикой, охотно принимают в другие виды спорта. Однако необходимо решать задачу увеличения массовости и сохранения занимающихся в гимнастическом пространстве.

Проблема повышения эффективности отбора детей на начальном этапе подготовки в спортивной гимнастике может быть решена следующими путями:

• учет тенденций развития гимнастических дисциплин в мире;

• конкретизация общих и специальных требований к занимающимся спортивной гимнастикой;

• подбор средств и методов, направленных на выявление предрасположенности к конкретному виду гимнастической деятельности;

• целенаправленная ориентация для занятий конкретной гимнастической дисциплиной.

Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Именно эти три элемента являются той основой, через которую проявляется функционирования и развитие сферы спорта в целом.

В связи с тем, что отбор и ориентация в качестве одной из основных процедур включает в себя прогнозирование, к ним можно применить классификацию прогнозов. Это позволит использовать несколько десятков различных классификационных оснований.

Отбор, ориентация, переориентация, распределение. Отбор и ориентацию мы будем понимать традиционно. При отборе определяется «пригоден ли человек к определенной деятельности» (отбор без конкурса) или «кто из претендентов, кандидатов наиболее пригоден к данной деятельности» (отбор с конкурсом). Второй вариант осуществляется, когда конкурс в деятельности больше единицы. Ориентация определяет, какая деятельность наиболее пригодна для человека.

1.Естественный и искусственный отбор и ориентация. С.В.Брянкин предлагает следующий подход. Для спортивного отбора длительность можно ограничить средним временем, за которое спортсмены достигают своих максимальных результатов и могут их поддерживать (10–15 лет), т.е. сроком «спортивной жизни».

Длительность среднесрочного отбора и ориентации целесообразно ограничить четырехлетие - сроком одного олимпийского цикла, а краткосрочного - одним годом, который обычно соответствует одному спортивному сезону. Более краткосрочные виды отбора удобно выражать в точной временной терминологии (напр., двухмесячный, трехнедельный и т.д.).

2.Конкретный и постоянный отбор и ориентация. Суть первой формы заключается в том, что известно время проведения определенного соревнования, к которому необходимо осуществить отбор или ориентацию. Во втором случае таких ограничений нет и необходимо постоянно добиваться успеха, в частности постоянно отбирать способных спортсменов. В существующей спортивной практике имеется потребность как в конкретном, так и в постоянном отборе.

3.Отбор в индивидуальные виды и в командные (комплектование команд). Это разделение приводится здесь для того, чтобы подчеркнуть сложность комплектования команд, выступающих на соревновании как единое целое (гребля на многоместных лодках, командные гонки в велоспорте, футбол, баскетбол, хоккей и др.). Существующая практика показывает, что хуже всего поставлена именно эта форма отбора, особенно это, относится к командным играм. В командных играх отбирают каждого игрока отдельно, а результат игры принадлежит команде и вклад каждого игрока определить невозможно. Иначе говоря, основная причина трудности отбора в командных играх – отсутствие результативных индивидуальных показателей .

4.Отсев и выбор. Отсев – это отбор и ориентация желающих заниматься определенной деятельностью. Выбор – это отбор и ориентация людей, не имеющих определенного желания заниматься этой деятельностью. После выбора обычно необходимо провести мероприятия (агитацию, стимулирование), чтобы создать у человека желание заниматься этой деятельностью, хотя, конечно, иногда включение человека в какую-то деятельность может происходить независимо от его желания.

Эти формы тесно связаны с конкурсом в деятельности. Он является этически более желательной формой отбора. Суть этого хорошо характеризуют слова одного тренера-практика: «Мы никогда не объявляем набора в свою школу. Дети-то придут, но как, отказать тем, кто тебе не нужен? Уйдет ребенок обиженным. И кто знает, не навсегда ли он уходит из спортзала?».

Различные формы отбора и ориентации в зависимости от применяемых средств и методов. Здесь в первую очередь надо назвать соревновательный, тренировочный, с помощью испытаний, тестовый, формальный и комплексный отбор и ориентацию. Та или иная форма проявляется в зависимости от того, что используется в качестве основного средства оценки способностей спортсмена. Уточним три из названных форм.

Отбор и ориентацию можно классифицировать и в зависимости от других особенностей применяемых оценочных средств. Например, в зависимости от применяемых методов прогноза способностей или принадлежности средств к тому или иному научному предмету (медицинский, психологический, анатомический и т.д.)

Основными факторами отбора на начальных этапах являются воля, желание родителей и искусство тренера.