На начальном этапе подготовки проблеме ориентации и отбора в спортивной гимнастике отводится большая роль. Высокие спортивные достижения в гимнастике – это результат не только упорных тренировок, но и хороших наследственных данных, определяющихся спортивным отбором. Спортивный отбор исходит из требований вида спорта, с учетом которых осуществляется селекция наиболее способных для него людей.
Чаще всего спортивную судьбу ребёнка определяют родители и тренеры. В настоящее время в гимнастических дисциплинах наблюдается большой отсев детей, что негативно сказывается на массовости. Существует мнение специалистов о том, что детей, занимавшихся спортивной гимнастикой, охотно принимают в другие виды спорта. Однако необходимо решать задачу увеличения массовости и сохранения занимающихся в гимнастическом пространстве.
Проблема повышения эффективности отбора детей на начальном этапе подготовки в спортивной гимнастике может быть решена следующими путями:
• учет тенденций развития гимнастических дисциплин в мире;
• конкретизация общих и специальных требований к занимающимся спортивной гимнастикой;
• подбор средств и методов, направленных на выявление предрасположенности к конкретному виду гимнастической деятельности;
• целенаправленная ориентация для занятий конкретной гимнастической дисциплиной.
Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Именно эти три элемента являются той основой, через которую проявляется функционирования и развитие сферы спорта в целом.
В связи с тем, что отбор и ориентация в качестве одной из основных процедур включает в себя прогнозирование, к ним можно применить классификацию прогнозов. Это позволит использовать несколько десятков различных классификационных оснований.
Отбор, ориентация, переориентация, распределение. Отбор и ориентацию мы будем понимать традиционно. При отборе определяется «пригоден ли человек к определенной деятельности» (отбор без конкурса) или «кто из претендентов, кандидатов наиболее пригоден к данной деятельности» (отбор с конкурсом). Второй вариант осуществляется, когда конкурс в деятельности больше единицы. Ориентация определяет, какая деятельность наиболее пригодна для человека.
1.Естественный и искусственный отбор и ориентация. С.В.Брянкин предлагает следующий подход. Для спортивного отбора длительность можно ограничить средним временем, за которое спортсмены достигают своих максимальных результатов и могут их поддерживать (10–15 лет), т.е. сроком «спортивной жизни».
Длительность среднесрочного отбора и ориентации целесообразно ограничить четырехлетие - сроком одного олимпийского цикла, а краткосрочного - одним годом, который обычно соответствует одному спортивному сезону. Более краткосрочные виды отбора удобно выражать в точной временной терминологии (напр., двухмесячный, трехнедельный и т.д.).
2.Конкретный и постоянный отбор и ориентация. Суть первой формы заключается в том, что известно время проведения определенного соревнования, к которому необходимо осуществить отбор или ориентацию. Во втором случае таких ограничений нет и необходимо постоянно добиваться успеха, в частности постоянно отбирать способных спортсменов. В существующей спортивной практике имеется потребность как в конкретном, так и в постоянном отборе.
3.Отбор в индивидуальные виды и в командные (комплектование команд). Это разделение приводится здесь для того, чтобы подчеркнуть сложность комплектования команд, выступающих на соревновании как единое целое (гребля на многоместных лодках, командные гонки в велоспорте, футбол, баскетбол, хоккей и др.). Существующая практика показывает, что хуже всего поставлена именно эта форма отбора, особенно это, относится к командным играм. В командных играх отбирают каждого игрока отдельно, а результат игры принадлежит команде и вклад каждого игрока определить невозможно. Иначе говоря, основная причина трудности отбора в командных играх – отсутствие результативных индивидуальных показателей .
4.Отсев и выбор. Отсев – это отбор и ориентация желающих заниматься определенной деятельностью. Выбор – это отбор и ориентация людей, не имеющих определенного желания заниматься этой деятельностью. После выбора обычно необходимо провести мероприятия (агитацию, стимулирование), чтобы создать у человека желание заниматься этой деятельностью, хотя, конечно, иногда включение человека в какую-то деятельность может происходить независимо от его желания.
Эти формы тесно связаны с конкурсом в деятельности. Он является этически более желательной формой отбора. Суть этого хорошо характеризуют слова одного тренера-практика: «Мы никогда не объявляем набора в свою школу. Дети-то придут, но как, отказать тем, кто тебе не нужен? Уйдет ребенок обиженным. И кто знает, не навсегда ли он уходит из спортзала?».
Различные формы отбора и ориентации в зависимости от применяемых средств и методов. Здесь в первую очередь надо назвать соревновательный, тренировочный, с помощью испытаний, тестовый, формальный и комплексный отбор и ориентацию. Та или иная форма проявляется в зависимости от того, что используется в качестве основного средства оценки способностей спортсмена. Уточним три из названных форм.
Отбор и ориентацию можно классифицировать и в зависимости от других особенностей применяемых оценочных средств. Например, в зависимости от применяемых методов прогноза способностей или принадлежности средств к тому или иному научному предмету (медицинский, психологический, анатомический и т.д.)
Основными факторами отбора на начальных этапах являются воля, желание родителей и искусство тренера.