Спортивный отбор и спортивная ориентация школьников
СОДЕРЖАНИЕ:
Понятие «спортивный отбор».
Понятие «спортивная ориентация».
Взаимосвязь понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация».
Спортивный отбор – это комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта.
В современном обществе все чаще ставится на повестке дня проблема эффективного использования потенциала человеческих способностей. Современный спорт характеризуется резким повышением уровня спортивных достижений, которые значительно превосходят границы, до недавнего времени считавшиеся недоступными. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Одними из этих факторов являются отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.
Спортивный отбор представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Эффективный отбор может быть осуществлен на основе длительных комплексных исследований, которые предполагают анализ личности спортсмена в целом и его спортивных способностей на основе педагогических, медико-биологических, психологических и антропометрических критериев отбора.
Спортивный отбор начинается в детском возрасте на основе тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов, а также изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе.
Педагогические методы позволяют оценивать уровень физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. Особое внимание следует уделять генетически обусловленным качествам и способностям, которые с трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки.
На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние его здоровья, физической подготовленности занимающихся, энергетические и биохимические предпосылки.
С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Психологический метод – важнейший фактор на стадии высшего спортивного мастерства, который теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Психическая надежность спортсмена обеспечивает широкий диапазон адекватных решений.
Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
Определить, насколько юные спортсмены соответствуют тому морфо типу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта позволяют антропометрические методы.
Способности – это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие, так и специальные способности.
Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые максимально раскрываются при предъявлении к организму занимающегося высоких требований.
Спортивная ориентация – это система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного спортсмена, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности. Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности – задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта – задача спортивного отбора. Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности.
Спортивная ориентация – это определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства, основанное на изучении задатков и способностей спортсменов, индивидуальных особенностей формирования их мастерства.
Ориентация может касаться выбора узкой спортивной специализации в пределах определенного вида спорта; определения индивидуальной структуры многолетней тренировки; динамики нагрузок и темпов роста достижений и т.д.
Спортивный отбор и ориентация – не одномоментные события на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена.
Методика спортивного отбора и ориентации на этапе начальной подготовки определяется основной задачей – помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования.
Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом. Многочисленные наблюдения показывают, что дети, приступившие к занятиям с 6-ти летнем возрасте, во многих случаях прекращают занятия спортом в 15-17 лет, т.е. до оптимального возраста для достижения наивысших результатов. Попытки организовать спортивную работу с 4-х – 6-летними детьми являются малорезультативными и даже вредными для их дальнейшего спортивного совершенствования. При начальном отборе в первую очередь нужно ориентироваться на стабильные (малоизменяемые в ходе развития и в малой степени зависящие от тренировочных воздействий) факторы. В наибольшей мере этим требованиям отвечают морфологические признаки:
- длина тела, верхних и нижних конечностей;
- длина туловища, плеча и предплечья, бедра и голени;
- масса тела, ширина таза и бедра, плечевой кости и колена;
- ширина плеч, голени, запястья;
В процессе начального отбора следует широко использовать простые психолого-педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способностей детей, скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе. Также необходимо решать вопросы формирования стойкого интереса увлеченности занятиями спортом.
На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей важна оценка спортивной одаренности в избранном виде спорта, определение путей развития необходимых способностей, максимальных потенциальных возможностей спортсмена и оценка их пределов, диагностика и коррекция мотивов занятия спортом.
Особое значение приобретает оценка личностных и психических качеств спортсмена. При этом оценивают устойчивость к стрессогенным ситуациям соревнований, способность настраиваться на активную соревновательную борьбу; умение мобилизовать силы при острой конкуренции; психическую устойчивость при выполнении объемной и напряженной тренировочной работы; контролировать усилия, темп, скорость, направление движений и распределение силы в соревнованиях, а также умение показывать наивысшие результаты в наиболее ответственных стартах, в окружении сильных соперников.