СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спортивный туризм и спортивное ориентирование

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочно деятельности "Спортивный туризм и спортивное ориентирование" для учащихся 3-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Спортивный туризм и спортивное ориентирование»



Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»

«Усинск» кар кытшынмуниципальнöйюкöнлöнадминистрациясайöзöсвелöдöмöнвеськöдланін

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» пгт Парма

«Шöробщеобразовательнöй школа» муниципальнöйбюджетнöйобщеобразовательнöйвелöданін Парма кар сикаса посёлок





Принято

на заседании педагогического совета.

Протокол № _____

«_____»__________2018 г.


Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ» пгт Парма

_______________ Е.М.Королева

«_____»__________2018 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ И СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2-4 КЛАСС

Срок реализации 1 год




Составитель:

Круковский Валерий Владимирович







Парма, 2018г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы туризма»» разработана в соответствии с требованиями:

-Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования,

-письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»;

на основе:

-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ» пгт Парма

-Рабочей программы по туризму для 2-4 классов, ФГОС.М.: «Просвещение», 2013г.

- Авторской программы П.В. Степанова, С.В.Сизяева ,Т.Н.Сафронова «Туристко- краеведческая деятельность, 1-4 класс».

Реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.

Занятия проводятся во внеурочное время детей.

Форма организации внеурочной деятельности

Обучая детей навыкам туризма необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия, эвристические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии, просмотр видеофильмов, игры, тренировки, соревнования, социально-значимые акции и др.

Так как игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, следует активно использовать все известные игровые методики. Эти методики включают в себя практически все формы работы:

- тематические праздники;

- ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры,

- конкурсы;

- эстафеты;

- диалоги;

- беседы;

- диспуты;

- тренинги;

Они представляют широкие возможности для творческой деятельности и интеллектуального развития ребенка. Игра способствует развитию воображения. Поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций и правил игры. Чаще всего игры используются при контроле знаний. Виды контроля: текущий контроль умений и навыков; контроль домашней подготовки; итоговый контроль.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).

К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся узнают:

- основные этапы истории туризма;

- основные виды туризма;

- историю своей школы, её традиции;

- основные вехи истории родного края;

- азбуку туристско-краеведческой деятельности;

- правила поведения в музеях и других общественных местах;

- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;

- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

- основные виды растительного и животного мира своего края;

- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;

- способы охраны природы в туристском путешествии.

Обучающиеся получат возможность узнать/познакомиться:

- основные социальные функции туризма и краеведения;

- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;

- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма;

- с методикой проведения поисково-исследовательской работы;

- правила оформления краеведческого исследования;

Обучающиеся научатся:

- общаться с людьми;

- систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;

- вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;

- оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

- осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;

- соблюдать правила личной гигиены;

- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;

- выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

- владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- вести исследовательские краеведческие записи;

- составлять справочную картотеку;

- выступать с докладами

- работать с научно-популярной литературой;

- ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;

- рисовать планы местности;

- владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.

В процессе реализации программы у учащихся будут формироваться/совершенствоваться следующие качества:

- инициативность;

- аккуратность;

- коммуникабельность;

- целеустремлённость;

- самокритичность;

- творческая активность;

- способностью к оказанию взаимопомощи;

- самостоятельность;

- исполнительность;

- способностью к взаимодействию в команде;

- физическая активность;

- выносливость;

- упорством в достижении поставленных целей;

- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

- милосердием, заботой о старших и младших;

- экологическая культура;

- любовью к своей малой родине;

- трудолюбие.



Тематическое планирование



Наименование разделов и тем


Количество часов

1

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Инструктаж по ТБ

1

2

Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края.

1

3

Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Компас.

1

4

Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

1

5

Способы ориентирования. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута.

1

6

Ориентирование по местным приметам.

Действия в случае потери ориентировки

1

7

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка

1

8

Узлы и их применение в туризме. Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн

1

9

Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки.

1

10

Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви.

1

11

Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение

1

12

Определение места для бивака и организация бивачных работ

1

13

Требования к месту бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря

1

15

Установка палатки в различных условиях. Подбор группы и распределение обязанностей

1

16

Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода

1

17

Горизонтальный и вертикальный маятник. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий.

1

18

Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию.

1

19

Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе

1

20

Правила подачи сигналов бедствия

1

21

Определение погодных условий до и во время проведения похода

1

22

Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним.

1

23

Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход.

1

24

Обеспечение группы продуктами питания в походе

1

25

Способы добычи огня и обустройство кострового бивака

1

26

Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.

1

27

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях

1

28

Первая медицинская помощь в природных условиях

1

29

Использование лекарственных растений при различных заболеваниях

1

30

Итоговое занятие

1

31-34

Совместное осуществление и последующий анализ походов выходного дня, экскурсий, соревнований с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. (в течение учебного года)

4


Итого

34