Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
«Усинск» кар кытшынмуниципальнöйюкöнлöнадминистрациясайöзöсвелöдöмöнвеськöдланін
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» пгт Парма
«Шöробщеобразовательнöй школа» муниципальнöйбюджетнöйобщеобразовательнöйвелöданін Парма кар сикаса посёлок
Принято на заседании педагогического совета. Протокол № _____ «_____»__________2018 г. | Утверждаю Директор МБОУ «ООШ» пгт Парма _______________ Е.М.Королева «_____»__________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ И СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2-4 КЛАСС
Срок реализации 1 год
Составитель:
Круковский Валерий Владимирович
Парма, 2018г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы туризма»» разработана в соответствии с требованиями:
-Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования,
-письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»;
на основе:
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ» пгт Парма
-Рабочей программы по туризму для 2-4 классов, ФГОС.М.: «Просвещение», 2013г.
- Авторской программы П.В. Степанова, С.В.Сизяева ,Т.Н.Сафронова «Туристко- краеведческая деятельность, 1-4 класс».
Реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Занятия проводятся во внеурочное время детей.
Форма организации внеурочной деятельности
Обучая детей навыкам туризма необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия, эвристические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии, просмотр видеофильмов, игры, тренировки, соревнования, социально-значимые акции и др.
Так как игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, следует активно использовать все известные игровые методики. Эти методики включают в себя практически все формы работы:
- тематические праздники;
- ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры,
- конкурсы;
- эстафеты;
- диалоги;
- беседы;
- диспуты;
- тренинги;
Они представляют широкие возможности для творческой деятельности и интеллектуального развития ребенка. Игра способствует развитию воображения. Поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций и правил игры. Чаще всего игры используются при контроле знаний. Виды контроля: текущий контроль умений и навыков; контроль домашней подготовки; итоговый контроль.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).
К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Обучающиеся узнают:
- основные этапы истории туризма;
- основные виды туризма;
- историю своей школы, её традиции;
- основные вехи истории родного края;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- основные виды растительного и животного мира своего края;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;
- способы охраны природы в туристском путешествии.
Обучающиеся получат возможность узнать/познакомиться:
- основные социальные функции туризма и краеведения;
- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;
- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма;
- с методикой проведения поисково-исследовательской работы;
- правила оформления краеведческого исследования;
Обучающиеся научатся:
- общаться с людьми;
- систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;
- вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;
- оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;
- осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;
- соблюдать правила личной гигиены;
- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;
- выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;
- владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- вести исследовательские краеведческие записи;
- составлять справочную картотеку;
- выступать с докладами
- работать с научно-популярной литературой;
- ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;
- рисовать планы местности;
- владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.
В процессе реализации программы у учащихся будут формироваться/совершенствоваться следующие качества:
- инициативность;
- аккуратность;
- коммуникабельность;
- целеустремлённость;
- самокритичность;
- творческая активность;
- способностью к оказанию взаимопомощи;
- самостоятельность;
- исполнительность;
- способностью к взаимодействию в команде;
- физическая активность;
- выносливость;
- упорством в достижении поставленных целей;
- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
- милосердием, заботой о старших и младших;
- экологическая культура;
- любовью к своей малой родине;
- трудолюбие.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Инструктаж по ТБ | 1 |
2 | Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края. | 1 |
3 | Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Компас. | 1 |
4 | Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. | 1 |
5 | Способы ориентирования. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута. | 1 |
6 | Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки | 1 |
7 | Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка | 1 |
8 | Узлы и их применение в туризме. Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн | 1 |
9 | Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. | 1 |
10 | Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. | 1 |
11 | Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение | 1 |
12 | Определение места для бивака и организация бивачных работ | 1 |
13 | Требования к месту бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря | 1 |
15 | Установка палатки в различных условиях. Подбор группы и распределение обязанностей | 1 |
16 | Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода | 1 |
17 | Горизонтальный и вертикальный маятник. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. | 1 |
18 | Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию. | 1 |
19 | Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе | 1 |
20 | Правила подачи сигналов бедствия | 1 |
21 | Определение погодных условий до и во время проведения похода | 1 |
22 | Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним. | 1 |
23 | Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход. | 1 |
24 | Обеспечение группы продуктами питания в походе | 1 |
25 | Способы добычи огня и обустройство кострового бивака | 1 |
26 | Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения. | 1 |
27 | Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях | 1 |
28 | Первая медицинская помощь в природных условиях | 1 |
29 | Использование лекарственных растений при различных заболеваниях | 1 |
30 | Итоговое занятие | 1 |
31-34 | Совместное осуществление и последующий анализ походов выходного дня, экскурсий, соревнований с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. (в течение учебного года) | 4 |
| Итого | 34 |