Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №541
Курортного района Санкт – Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №541
______________ Клименко Н.А.
«____»___________________2016г
протокол педагогического совета
№_______ от _____________2016г
Образовательная программа по внеурочной деятельности
«Спортивные игры»
Программа рассчитана на детей 12–17 лет Срок реализации программы – 3 года
Автор:
педагог физической культуры
ГБОУ СОШ №541
Еремеева Юлия Евгеньевна
Сестрорецк
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: Физкультурно-спортивная
Физкультурно-спортивная, раскрепощающая, игровая деятельность - позволяющая научить детей реализовывать свои идеи в практическую деятельность, доводить задуманное до логического завершения. Программа учит наблюдать, получать моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляет познания об окружающей их среде. В итоге – воспитание гармоничной личности способной сопереживать, сострадать, правильно воспринимать действительность.
Актуальность
Программа актуальна, так как базируется на лучших образцах профессиональных спортсменов. В настоящее время, время развития и засилия интернета, перебор на телеэкране зарубежных программ, фильмов, мультфильмов – теряется связь культурных и эстетических традиций русского народа, его нравственных ценностей. В связи с этим возникает потребность в создании программ дополнительного образования, направленных на развитие интереса к культуре Родины.
Введение в программу тем, связанных с традициям нашего народа, с нашими национальными культурами и спортивными праздниками несомненно целесообразно.
Программа представляет возможность детям играя, развивать себя как физически, так и умственно. Они рассуждают логичнее и примечают больше, слушают внимательнее. У детей расширяется кругозор, им ненавязчиво внушаются морально этические нормы. Спорт облегчает детям постижение школьных премудростей, развивает пространственное воображение, абстрактное мышление.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она соотносится с общепедагогическими установками в отечественном образовании, отражающимися как на личностноценные так и на социальные мотивы. В программе используются методологические принципы:
- обеспечение адекватности обучения уровню физиологического и психического развитии ребенка
- формирование различных навыков и умений детей через собственные действия и ощущения.
Большое внимание уделено практической деятельности, поиска, а также умение ввести ребёнка в мир спорта. Игровая деятельность, несомненно, активизирует процесс познания, создает необходимую психологическую предпосылку для успешного освоения
программы.
Новизна программы состоит в том, что она направлена на развитие потребности ученика в активном общении со сверстниками. При этом педагог выступает не только как вдохновитель, но и как организатор
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-спортивную деятельность.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
образовательные
• Создать условия отвечающие требованиям санитарно-гигиенических нормативов (оборудование, освещение, воздушный режим).
• Содействовать нормальному физическому развитию; обучению жизненно важным двигательным умениям.
развивающие
•. содействовать укреплению здоровья и закаливанию организма;
гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
•. Создание условий для всестороннего развития физических и психических качеств;
обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.
• Овладение знаниями и навыками в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-спортивную деятельность.
• Способствовать : осмысленного подхода к двигательной деятельности и общих закономерностей данного вида .
воспитательные
• Создание условий для защиты, сохранения, укрепления здоровья и для физического развития
• Способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, толерантного отношения к окружающим
• содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств развитию психических процессов личности.
оздоровительные :
- повышение функционального уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
- осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма ;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- снижение заболеваемости.
Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий (БОС, ТИСа, - гимнастика). Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления. Предполагается не только получение знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и самопомощи при его нарушении.
Условия набора: в начале учебного года проводится диагностика ( изучение медицинских карт, осмотр и антропометрические измерения – определение плечевого индекса).
Режим и формы занятий.
Возраст занимающихся детей: 12-17 лет; все желающие.
Срок реализации программы: 3 года
Форма организации занятий: групповые.
Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными.
Комбинационная форма занятий используется чаще всего. Она включает в себя теоретическую часть (беседа, инструктаж, просмотр видео) и практическую часть (освоение приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты, самостоятельная работа). Основные задачи теоретических занятий – дать необходимые знания по истории. Теории и методики физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой помощи при травмах, о технике и тактике вдов спорта, о правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре и правилах поведения на спортивных сооружениях.
При подборе средств и методов практических занятий педагог должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, подвижные игры и др.)
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятий.
Каждое практическое занятие должно состоять из трёх частей:
-подготовительной – куда включаются ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения (без предмета, с предметом, в парах, и т.д.) упражнения на внимание.
-основной – в которой выполняются упражнения в лазании, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжной подготовке, проводятся подвижные и спортивные игры.
-заключительный – включает в себя ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, подводят итоги занятий.
Режим занятий:
1 год обучения- 1 час в неделю, общая продолжительность 36 часов за учебный год
2 год обучения- 2 часа в неделю, общая продолжительность 72 часа в учебный год
3 год обучения- 4 часа в неделю, общая продолжительность 144 часа в учебный год
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
воспитанники должны знать:
-Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания, самомассажа.
-Комплексы упражнений направлены на улучшения состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
-Правила здорового образа жизни, ответственность личности за своё здоровье
воспитанники должны уметь:
-Применять средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, приемы формирования морально- волевых качеств.
-Использовать приёмы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).
-Применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Результативность освоения программы осуществляется через использование различных способов проверки:
-текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
-текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
-тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
-взаимоконтроль;
-самоконтроль;
-итоговый контроль умений и навыков;
-анализ медицинских карт воспитанников (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья, физкультурная группа), контрольные упражнения и тесты, журнал (пропуски занятий по болезни).
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнении контрольных упражнений, тестов, антропометрических измеренный, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, викторин, праздников Здоровья.
Для продуктивного решения поставленных задач приоритетными являются следующие педагогические принципы:
Индивидуальный подход к каждому ребенку; признание его уникальности и самоценности;
Систематичность и планомерность работы;
Поощрение инициативы, признание его права на самореалцзацию;
Личностно-равнопраная позиция педагога и ребенка ориентированная на его интересы.
При организации занятий используются методы:
Вербальные(рассказ педагога, беседа, диалог, анализ … и др.);
Наглядные(показ педагогом упражнения, работа по образцу);
Практические(занятия, упражнения на выработку правильной осанки, дыхания и т.д.
Среди форм проведения занятий следует назвать:
-занятия в основе которых лежит объяснительно-показательный метод;
-занятия – тренировочные.
Основой психолого-педагогической поддержки учащихся является создание оптимальных условий для раскрытия потенциальных физических возможностей. Для этого используются различные методы, создающие поисковые ситуации, например:
На первых этапах обучения особенно большую роль играет совместное сотрудничество с родителями детей. Серьезное, заинтересованное отношение родителей к занятиям ребёнка благотворно сказывается на результате обучения. Связь с родителями устанавливается через организацию родительских собраний, индивидуальных бесед, открытых уроков и т.д. Они становятся не только преданными помощниками детей и педагога в организации исполнительской деятельности, но и самыми благодарными болельщиками на соревнованиях и спорт …
Ожидаемые результаты
В результате занятий по программе ожидается, что у учащихся:
Сформируется интерес к физкультуре и спорту;
Разовьется потребность в коллективном взаимодействии;
Способность продуктивного коллективного сотрудничества и открытого доброжелательного общения;
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела и темы | 1-й год обучения | 2-ой год обучения | 3-ий год обучения |
всего | теория | практика | всего | теория | практика | всего | тео рия | прак тика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 2 | 2 | - |
2. | Физическая культура и спорт в России. | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 4 | 4 | - |
3. | Олимпийское движение. | 1 | 1 | - | 3 | 3 | - | 6 | 6 | - |
4. | Гигиена, предупреждение травматизма. Врачебный контроль. | 1 | 1 | - | 2 | 2 | - | 6 | 6 | - |
5. | Правила соревнований, место занятий, оборудование, инвентарь. | 1 | 1 | - | 3 | 3 | - | 8 | 8 | - |
6. | Баскетбол. | 8 | - | 8 | 10 | - | 10 | 26 | - | 26 |
7. | Волейбол. | 8 | - | 8 | 10 | - | 10 | 12 | - | 12 |
8. | Футбол. | 6 | - | 6 | 8 | - | 8 | 26 | - | 26 |
9. | Подвижные игры. | 2 | - | 2 | 2 | - | 2 | 8 | - | 8 |
10 | Физическая подготовка. | 3 | - | 3 | 31 | - | 31 | 44 | - | 44 |
11. | Контрольные испытания. | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 2 | - | 2 |
| Итого: | 36 | 5 | 31 | 72 | 10 | 62 | 144 | 26 | 118 |
Содержание программы:
Тема № 1
« Вводное занятие» ( 2 часа )
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале, площадке.
Знакомство с программой.
Тема № 2.
« Физическая культура и спорт в России » ( 4 часа )
Теория: Знакомство с историей возникновения спортивных игр. «Баскетбол», « Волейбол», « Футбол». Популяризация игр среди учащейся молодежи, проведение турниров, соревнований, спортивных праздников.
Тема № 3
« Олимпийское движение» ( 6 часов )
Теория: Знакомство с историей олимпийского движения. Знакомство с помощью видеофильмов с участниками - олимпийского движения.
Тема № 4
« Гигиена, предупреждение травматизма. Врачебный контроль» ( 6 часов)
Теория: Гигиенические требования. Антропометрия, осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля за своим состоянием в школе и дома.
Тема № 5
«Правила соревнований, место занятий, оборудование, инвентарь». ( 8 часов)
Теория: Знакомство с осуществлением судейства, знать состав судейской бригады,
расположение судей на площадке, официальные жесты судей. Мячи, стойки для обводки,
стандартное и нестандартное оборудование, тренажеры для развития физических качеств-
-требования и противопоказания к их использованию.
Тема № 6
« Баскетбол» ( 26 часов)
Практика: Передвижения при игре. Бег по прямой с рывками. Обход противника. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Броски мяча. Вращение мяча. Отвлекающие действия. Двойное отвлекающие действие на бросок. Повороты и вышагивание с мячом. Поворот на правой ноге назад. Добивание в корзину. Добивание двумя руками и одной рукой. Техника защиты. Тактика игры. Учебно-тренировочные игры. Участие в соревнованиях.
Тема № 7
« Волейбол» ( 12 часов)
Практика: Стойки и передвижения. Шаги: приставной, двойной. Скачки и бег. Передвижения с последующим падением. Перекат. Прыжки, виды прыжков. Подача и передача мяча. Нападающие удары. Отвлекающие действия. Блокирование. Одиночное и групповое блокирование. Тактика нападения. Затруднения при проведении готовящейся комбинации. Использование окружающих условий. Учебно-тренировочные игры. Участие в соревнованиях.
Тема № 8
« Футбол» ( 26 часов)
Практика: Техника игры. Удары по неподвижному мячу ногой. Удары по катящемуся мячу, летящему в воздухе. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Отвлекающие действия. Техника игры вратаря. Учебно-тренировочные игры. Участие в соревнованиях.
Тема № 9
« Подвижные игры» ( 8 часов)
Практика: « Ракета», « Перемена и занятие», « Слушай сигнал», «Конники-спортсмены»,
« Мяч соседу», « Прыжки по полоскам», « Запрещенное движение», «Совушка», « К своим флажкам», « Ночь», « Кто дальше бросит» , «Гуси-лебеди», « Волк во рву», « Белые медведи», « Так и так», « Метко в цель», « Вызов номеров», « Мяч среднему»,
« Парашютисты», « Два мороза», « Салки – елочки», « Пустое место», «Гонка мячей»,
« Маршевые салки», « Выставка картин», « Фигуры», « Охотники и утки».
Тема № 10
« Физическая подготовка» ( 44 часа )
Практика: Комплексы общеразвивающих упражнений без мяча и с мячом. Комплексы упражнений в парах без мяча и с мячом, направленных на развитие: координационных действий; быстроты; ловкости; точности движений; гибкости и подвижности в коленных и тазабедренных суставах; игровой выносливости; точности передач мяча; точности ударов по воротам.
Тема № 11
« Контрольные испытания» ( 2 часа)
Практика: Тестирование уровня физической подготовленности: бег 30 м с высокого старта; челночный бег 7х 50м; прыжок в длину с места; бег по ломаной кривой 30м;
Тестирование уровня специальной подготовленности: ведение мяча 30м с обводкой стоек; челночный бег с мячом; удар по неподвижному мячу на дальность; жонглирование мячом ( ногами и головой)
| Раздел программы | Инструктаж | Демонстрация видеофильмов | Беседа | Тактика игры | Демонстрация соревнований | Демонстрация истории спортивных игр из метод. фонда | Демонстрация приемов в игре | Теоретические задания | Анализ игры | Анализ собственных действий и действий товарищей | Контрольные испытания |
1 | Вводное занятие | ٭ | | ٭ | | | ٭ | | | | | |
2 | Осанка | | ٭ | ٭ | | | | | | | | |
3 | Плоскостопие | | ٭ | ٭ | | | | | | | | |
4 | Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль | | | ٭ | | | | | | | | |
5 | Правила соревнований, места занятий, инвентарь. | | | ٭ | | | | | | | | |
6 | Баскетбол | ٭ | ٭ | | ٭ | | ٭ | | ٭ | ٭ | ٭ | ٭ |
7 | Волейбол | ٭ | ٭ | | ٭ | | ٭ | | ٭ | ٭ | ٭ | ٭ |
8 | Подвижные игры. | ٭ | | | | | | | | | | |
9 | Мини футбол | ٭ | ٭ | | ٭ | ٭ | ٭ | ٭ | | ٭ | ٭ | ٭ |
10 | Футбол - я свое здоровье сберегу | ٭ | ٭ | | ٭ | ٭ | ٭ | ٭ | | ٭ | ٭ | ٭ |
11 | Контрольные испытания | ٭ | | | | | | | ٭ | | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Обеспечение содержания дополнительного образования учебными материалами, дидактическими комплексами, раздаточным материалом осуществляется на 70 %. На 100% оборудован только зал для занятий и спортивная площадка.
Программа обеспечена методическим комплексом. Недостаточное количество литературы у педагогов физкультурно-спортивной направленности. Отсутствует новая литература по баскетболу. Остальные программы обеспечены литературой в достаточном количестве.
Учебно-методический комплекс
УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п.
Его обязательными компонентами при этом считают учебник, методические пособия для преподавателя и ученика, аудиовизуальное приложение.
Как правило, состав учебно-методического комплекса включает:
1.Учебник или учебное пособие по данному виду.
2.Учебную программу
3.Перечень базовой и рекомендованной литературы.
4.Методические рекомендации по самостоятельной работе и изучению (раздела, темы).
5.Методические рекомендации (указания) по выполнению практических заданий, упражнений, занятий.
6.Методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности.
7.Программа итогового контроля по дисциплине в виде перечня вопросов или батареи тестов.
8.Раздаточный материал и наглядные пособия, которые включают справочные и хрестоматийные издания, компьютерные учебники, аудио- и видеоматериалы.
УМК - представляется набором обязательных компонентов. Каждый компонент имеет свой отдельный вид.
Материально-техническое оснащение
1. В наличии имеются все необходимые для реализации полноценного процесса физического воспитания спортивные сооружения и помещения;
2. Наличие инвентаря и оборудования для реализации программы дополнительного образования, проведения внеурочной физкультурно-спортивной и спортивно-массовой работы;
3.Полное соответствие материально-технических условий требованиям гигиены, безопасности;
4. Наличие перечня нового, нестандартного инвентаря, оборудования, сооружений, введенных в эксплуатацию за последние годы;
5. Вклад учителей физической культуры в сохранение и совершенствование материально-технической базы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1 Былеева, Л.В. Подвижные игры: учебное пособие по физической культуры / 2. Л.В.Былеева, И.М.Коротков, В.Г.Яковлев; под ред. Л.В.Былеевой. – изд.4-е, перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1974 – 208 с.
Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебник / М.Н.Жуков. – М.: изд.центр «Академия», 2002. – 160 с.
Коротков, И.М. Подвижные игры на занятиях спортом / И.М.Коротков. – М.: ФиС, 1971. – 9
5. С. Андреев. « Футбол в школе»- М.: Просвещение.
6. Я. Яхонтов. « Мяч летит в кольцо»- Л.: Лениздат.
7. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного
образования М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
1. Былеева, Л.В. Подвижные игры / Л.В.Былеева, И.М.Коротков. – М.: ФиС, 1982г.
2. Былеева, Л.В. Подвижные игры: учебное пособие для ин-тов физкультуры / Л.В.Былеева, В.Г.Яковлев. – М.: ФиС, 1989г. – 217с.
3. Былеева, Л.В. Сборник подвижных игр / Л.В.Былеева. – М.: ФиС, 1980. – 217 с.
4. Васильков, Г.А. От игры к спорту / Г.А.Васильков. – М.: ФиС, 1980. – 217 с.
5. Иллер Е.М. Спортландия / – Минск: Народная Асвета, 1960. – 63 с.
6. Гусак, Ш.З. Физкультурные праздники и вечера в школе / Ш.З.Гусак. – М.: ФиС, 1965. – 98 с.
7. Должников, И.И. Старты надежд / И.И.Должников. – М.:ФиС, 1978. – 77 с.
8. Коротков, И.М. Подвижные игры для детей / И.М.Коротков. – М.: ФиС, 1987. – 132
9. Дитвинова, М.Ф. Русские народные игры / М.Ф.Дитвинова. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.
Для учащегося
10. Оноприенко, Б.И. Игры и развлечения / Б.И.Оноприенко. – М.: ФиС, 1976. – 253 с.
11. Скопцев, А.Г. Народные спортивные игры / А.Г.Скопцев. – М.: Знание, 1990. – 188с.
Соколов, А.А. Городки / А.А.Соколов. – М.: ФиС, 1967. – 73 с.
10