СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спортивные игры

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа по внеурочной деятельности

«Спортивные игры»

Просмотр содержимого документа
«Спортивные игры»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №541

Курортного района Санкт – Петербурга







УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №541

______________ Клименко Н.А.

«____»___________________2016г

протокол педагогического совета

№_______ от _____________2016г







Образовательная программа по внеурочной деятельности

«Спортивные игры»





Программа рассчитана на детей 12–17 лет Срок реализации программы – 3 года

Автор:

педагог физической культуры

ГБОУ СОШ №541

Еремеева Юлия Евгеньевна














Сестрорецк

2016г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: Физкультурно-спортивная

Физкультурно-спортивная, раскрепощающая, игровая деятельность - позволяющая научить детей реализовывать свои идеи в практическую деятельность, доводить задуманное до логического завершения. Программа учит наблюдать, получать моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляет познания об окружающей их среде. В итоге – воспитание гармоничной личности способной сопереживать, сострадать, правильно воспринимать действительность.


Актуальность

Программа актуальна, так как базируется на лучших образцах профессиональных спортсменов. В настоящее время, время развития и засилия интернета, перебор на телеэкране зарубежных программ, фильмов, мультфильмов – теряется связь культурных и эстетических традиций русского народа, его нравственных ценностей. В связи с этим возникает потребность в создании программ дополнительного образования, направленных на развитие интереса к культуре Родины.

Введение в программу тем, связанных с традициям нашего народа, с нашими национальными культурами и спортивными праздниками несомненно целесообразно.

Программа представляет возможность детям играя, развивать себя как физически, так и умственно. Они рассуждают логичнее и примечают больше, слушают внимательнее. У детей расширяется кругозор, им ненавязчиво внушаются морально этические нормы. Спорт облегчает детям постижение школьных премудростей, развивает пространственное воображение, абстрактное мышление.



Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она соотносится с общепедагогическими установками в отечественном образовании, отражающимися как на личностноценные так и на социальные мотивы. В программе используются методологические принципы:


- обеспечение адекватности обучения уровню физиологического и психического развитии ребенка

- формирование различных навыков и умений детей через собственные действия и ощущения.

Большое внимание уделено практической деятельности, поиска, а также умение ввести ребёнка в мир спорта. Игровая деятельность, несомненно, активизирует процесс познания, создает необходимую психологическую предпосылку для успешного освоения

программы.


Новизна программы состоит в том, что она направлена на развитие потребности ученика в активном общении со сверстниками. При этом педагог выступает не только как вдохновитель, но и как организатор


Цель программы: содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:


образовательные

• Создать условия отвечающие требованиям санитарно-гигиенических нормативов (оборудование, освещение, воздушный режим).

• Содействовать нормальному физическому развитию; обучению жизненно важным двигательным умениям.


развивающие

. содействовать укреплению здоровья и закаливанию организма;

гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;

•. Создание условий для всестороннего развития физических и психических качеств;

обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

• Овладение знаниями и навыками в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-спортивную деятельность.

• Способствовать : осмысленного подхода к двигательной деятельности и общих закономерностей данного вида .


воспитательные

• Создание условий для защиты, сохранения, укрепления здоровья и для физического развития

• Способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, толерантного отношения к окружающим

• содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств развитию психических процессов личности.


оздоровительные :


- повышение функционального уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;

- осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма ;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- снижение заболеваемости.


Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий (БОС, ТИСа, - гимнастика). Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления. Предполагается не только получение знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и самопомощи при его нарушении.


Условия набора: в начале учебного года проводится диагностика ( изучение медицинских карт, осмотр и антропометрические измерения – определение плечевого индекса).


Режим и формы занятий.

Возраст занимающихся детей: 12-17 лет; все желающие.

Срок реализации программы: 3 года

Форма организации занятий: групповые.

Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными.

Комбинационная форма занятий используется чаще всего. Она включает в себя теоретическую часть (беседа, инструктаж, просмотр видео) и практическую часть (освоение приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты, самостоятельная работа). Основные задачи теоретических занятий – дать необходимые знания по истории. Теории и методики физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой помощи при травмах, о технике и тактике вдов спорта, о правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре и правилах поведения на спортивных сооружениях.

При подборе средств и методов практических занятий педагог должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, подвижные игры и др.)

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятий.

Каждое практическое занятие должно состоять из трёх частей:

-подготовительной – куда включаются ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения (без предмета, с предметом, в парах, и т.д.) упражнения на внимание.

-основной – в которой выполняются упражнения в лазании, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжной подготовке, проводятся подвижные и спортивные игры.

-заключительный – включает в себя ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, подводят итоги занятий.



Режим занятий:


1 год обучения- 1 час в неделю, общая продолжительность 36 часов за учебный год

2 год обучения- 2 часа в неделю, общая продолжительность 72 часа в учебный год

3 год обучения- 4 часа в неделю, общая продолжительность 144 часа в учебный год


Ожидаемые результаты и способы определения результативности.


воспитанники должны знать:

-Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания, самомассажа.

-Комплексы упражнений направлены на улучшения состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

-Правила здорового образа жизни, ответственность личности за своё здоровье


воспитанники должны уметь:


-Применять средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, приемы формирования морально- волевых качеств.

-Использовать приёмы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).

-Применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.


Результативность освоения программы осуществляется через использование различных способов проверки:


-текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

-текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

-тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

-взаимоконтроль;

-самоконтроль;

-итоговый контроль умений и навыков;

-анализ медицинских карт воспитанников (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья, физкультурная группа), контрольные упражнения и тесты, журнал (пропуски занятий по болезни).


Формы подведения итогов реализации программы:


Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнении контрольных упражнений, тестов, антропометрических измеренный, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, викторин, праздников Здоровья.


Для продуктивного решения поставленных задач приоритетными являются следующие педагогические принципы:


  • Индивидуальный подход к каждому ребенку; признание его уникальности и самоценности;

  • Систематичность и планомерность работы;

  • Поощрение инициативы, признание его права на самореалцзацию;

Личностно-равнопраная позиция педагога и ребенка ориентированная на его интересы.


При организации занятий используются методы:

  • Вербальные(рассказ педагога, беседа, диалог, анализ … и др.);

  • Наглядные(показ педагогом упражнения, работа по образцу);

  • Практические(занятия, упражнения на выработку правильной осанки, дыхания и т.д.


Среди форм проведения занятий следует назвать:


-занятия в основе которых лежит объяснительно-показательный метод;

-занятия – тренировочные.


Основой психолого-педагогической поддержки учащихся является создание оптимальных условий для раскрытия потенциальных физических возможностей. Для этого используются различные методы, создающие поисковые ситуации, например:

  • Использование метроритмических импровизаций на заданный стиль …;

  • Поощрение тактических действий в игре.


На первых этапах обучения особенно большую роль играет совместное сотрудничество с родителями детей. Серьезное, заинтересованное отношение родителей к занятиям ребёнка благотворно сказывается на результате обучения. Связь с родителями устанавливается через организацию родительских собраний, индивидуальных бесед, открытых уроков и т.д. Они становятся не только преданными помощниками детей и педагога в организации исполнительской деятельности, но и самыми благодарными болельщиками на соревнованиях и спорт …

Ожидаемые результаты


В результате занятий по программе ожидается, что у учащихся:

  • Сформируется интерес к физкультуре и спорту;

  • Разовьется потребность в коллективном взаимодействии;

  • Способность продуктивного коллективного сотрудничества и открытого доброжелательного общения;




Учебно-тематический план




п/п

Название раздела и темы

1-й год

обучения

2-ой год обучения

3-ий год обучения

всего


теория


практика

всего


теория


практика

всего

тео

рия

прак

тика

1.

Вводное занятие

1

1

-

1

1

-

2

2

-


2.

Физическая культура и спорт в России.


1

1


-


1


1


-


4


4


-

3.

Олимпийское движение.

1

1

-

3

3

-

6

6

-

4.

Гигиена, предупреждение травматизма. Врачебный контроль.


1


1


-


2


2


-


6


6


-

5.

Правила соревнований, место занятий, оборудование, инвентарь.


1


1


-


3


3


-


8


8


-

6.

Баскетбол.

8

-

8

10

-

10

26

-

26

7.

Волейбол.

8

-

8

10

-

10

12

-

12

8.

Футбол.

6

-

6

8

-

8

26

-

26

9.

Подвижные игры.

2

-

2

2

-

2

8

-

8

10

Физическая подготовка.

3

-

3

31

-

31

44

-

44

11.

Контрольные испытания.

1

-

1

1

-

1

2

-

2


Итого:

36

5

31

72

10

62

144

26

118


Содержание программы:

Тема № 1

« Вводное занятие» ( 2 часа )

Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале, площадке.

Знакомство с программой.


Тема № 2.

« Физическая культура и спорт в России » ( 4 часа )

Теория: Знакомство с историей возникновения спортивных игр. «Баскетбол», « Волейбол», « Футбол». Популяризация игр среди учащейся молодежи, проведение турниров, соревнований, спортивных праздников.


Тема № 3

« Олимпийское движение» ( 6 часов )

Теория: Знакомство с историей олимпийского движения. Знакомство с помощью видеофильмов с участниками - олимпийского движения.


Тема № 4

« Гигиена, предупреждение травматизма. Врачебный контроль» ( 6 часов)

Теория: Гигиенические требования. Антропометрия, осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля за своим состоянием в школе и дома.


Тема № 5

«Правила соревнований, место занятий, оборудование, инвентарь». ( 8 часов)

Теория: Знакомство с осуществлением судейства, знать состав судейской бригады,

расположение судей на площадке, официальные жесты судей. Мячи, стойки для обводки,

стандартное и нестандартное оборудование, тренажеры для развития физических качеств-

-требования и противопоказания к их использованию.


Тема № 6

« Баскетбол» ( 26 часов)

Практика: Передвижения при игре. Бег по прямой с рывками. Обход противника. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Броски мяча. Вращение мяча. Отвлекающие действия. Двойное отвлекающие действие на бросок. Повороты и вышагивание с мячом. Поворот на правой ноге назад. Добивание в корзину. Добивание двумя руками и одной рукой. Техника защиты. Тактика игры. Учебно-тренировочные игры. Участие в соревнованиях.


Тема № 7

« Волейбол» ( 12 часов)

Практика: Стойки и передвижения. Шаги: приставной, двойной. Скачки и бег. Передвижения с последующим падением. Перекат. Прыжки, виды прыжков. Подача и передача мяча. Нападающие удары. Отвлекающие действия. Блокирование. Одиночное и групповое блокирование. Тактика нападения. Затруднения при проведении готовящейся комбинации. Использование окружающих условий. Учебно-тренировочные игры. Участие в соревнованиях.


Тема № 8

« Футбол» ( 26 часов)

Практика: Техника игры. Удары по неподвижному мячу ногой. Удары по катящемуся мячу, летящему в воздухе. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Отвлекающие действия. Техника игры вратаря. Учебно-тренировочные игры. Участие в соревнованиях.


Тема № 9

« Подвижные игры» ( 8 часов)

Практика: « Ракета», « Перемена и занятие», « Слушай сигнал», «Конники-спортсмены»,

« Мяч соседу», « Прыжки по полоскам», « Запрещенное движение», «Совушка», « К своим флажкам», « Ночь», « Кто дальше бросит» , «Гуси-лебеди», « Волк во рву», « Белые медведи», « Так и так», « Метко в цель», « Вызов номеров», « Мяч среднему»,

« Парашютисты», « Два мороза», « Салки – елочки», « Пустое место», «Гонка мячей»,

« Маршевые салки», « Выставка картин», « Фигуры», « Охотники и утки».


Тема № 10

« Физическая подготовка» ( 44 часа )

Практика: Комплексы общеразвивающих упражнений без мяча и с мячом. Комплексы упражнений в парах без мяча и с мячом, направленных на развитие: координационных действий; быстроты; ловкости; точности движений; гибкости и подвижности в коленных и тазабедренных суставах; игровой выносливости; точности передач мяча; точности ударов по воротам.


Тема № 11

« Контрольные испытания» ( 2 часа)

Практика: Тестирование уровня физической подготовленности: бег 30 м с высокого старта; челночный бег 7х 50м; прыжок в длину с места; бег по ломаной кривой 30м;

Тестирование уровня специальной подготовленности: ведение мяча 30м с обводкой стоек; челночный бег с мячом; удар по неподвижному мячу на дальность; жонглирование мячом ( ногами и головой)








Раздел программы

Инструктаж

Демонстрация видеофильмов

Беседа

Тактика игры

Демонстрация соревнований

Демонстрация истории спортивных игр из метод. фонда

Демонстрация приемов в игре

Теоретические задания

Анализ игры

Анализ собственных действий и действий товарищей

Контрольные испытания

1

Вводное занятие

٭


٭



٭






2

Осанка



٭

٭









3

Плоскостопие


٭

٭









4

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль





٭









5

Правила соревнований, места занятий, инвентарь.





٭









6

Баскетбол

٭

٭


٭


٭


٭

٭

٭

٭

7

Волейбол


٭

٭


٭


٭


٭

٭

٭

٭

8

Подвижные игры.

٭











9

Мини футбол


٭

٭


٭

٭

٭

٭


٭

٭

٭

10

Футбол - я свое здоровье сберегу


٭


٭


٭


٭


٭


٭



٭


٭


٭

11

Контрольные испытания


٭








٭

















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Обеспечение содержания дополнительного образования учебными материалами, дидактическими комплексами, раздаточным материалом осуществляется на 70 %. На 100% оборудован только зал для занятий и спортивная площадка.

Программа обеспечена методическим комплексом. Недостаточное количество литературы у педагогов физкультурно-спортивной направленности. Отсутствует новая литература по баскетболу. Остальные программы обеспечены литературой в достаточном количестве.

Учебно-методический комплекс

УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п.

Его обязательными компонентами при этом считают учебник, методические пособия для преподавателя и ученика, аудиовизуальное приложение.

Как правило, состав учебно-методического комплекса включает:

1.Учебник или учебное пособие по данному виду.

2.Учебную программу

3.Перечень базовой и рекомендованной литературы.

4.Методические рекомендации по самостоятельной работе и изучению (раздела, темы).

5.Методические рекомендации (указания) по выполнению практических заданий, упражнений, занятий.

6.Методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности.

7.Программа итогового контроля по дисциплине в виде перечня вопросов или батареи тестов.

8.Раздаточный материал и наглядные пособия, которые включают справочные и хрестоматийные издания, компьютерные учебники, аудио- и видеоматериалы.

УМК - представляется набором обязательных компонентов. Каждый компонент имеет свой отдельный вид.


Материально-техническое оснащение

1. В наличии имеются все необходимые для реализации полноценного процесса физического воспитания спортивные сооружения и помещения;


2. Наличие инвентаря и оборудования для реализации программы дополнительного образования, проведения внеурочной физкультурно-спортивной и спортивно-массовой работы;


3.Полное соответствие материально-технических условий требованиям гигиены, безопасности;


4. Наличие перечня нового, нестандартного инвентаря, оборудования, сооружений, введенных в эксплуатацию за последние годы;


5. Вклад учителей физической культуры в сохранение и совершенствование материально-технической базы.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Для педагога


1 Былеева, Л.В. Подвижные игры: учебное пособие по физической культуры / 2. Л.В.Былеева, И.М.Коротков, В.Г.Яковлев; под ред. Л.В.Былеевой. – изд.4-е, перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1974 – 208 с.

  1. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебник / М.Н.Жуков. – М.: изд.центр «Академия», 2002. – 160 с.

  2. Коротков, И.М. Подвижные игры на занятиях спортом / И.М.Коротков. – М.: ФиС, 1971. – 9

5. С. Андреев. « Футбол в школе»- М.: Просвещение.

6. Я. Яхонтов. « Мяч летит в кольцо»- Л.: Лениздат.

7. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного

образования М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

1. Былеева, Л.В. Подвижные игры / Л.В.Былеева, И.М.Коротков. – М.: ФиС, 1982г.

2. Былеева, Л.В. Подвижные игры: учебное пособие для ин-тов физкультуры / Л.В.Былеева, В.Г.Яковлев. – М.: ФиС, 1989г. – 217с.

3. Былеева, Л.В. Сборник подвижных игр / Л.В.Былеева. – М.: ФиС, 1980. – 217 с.

4. Васильков, Г.А. От игры к спорту / Г.А.Васильков. – М.: ФиС, 1980. – 217 с.

5. Иллер Е.М. Спортландия / – Минск: Народная Асвета, 1960. – 63 с.

6. Гусак, Ш.З. Физкультурные праздники и вечера в школе / Ш.З.Гусак. – М.: ФиС, 1965. – 98 с.

7. Должников, И.И. Старты надежд / И.И.Должников. – М.:ФиС, 1978. – 77 с.

8. Коротков, И.М. Подвижные игры для детей / И.М.Коротков. – М.: ФиС, 1987. – 132

9. Дитвинова, М.Ф. Русские народные игры / М.Ф.Дитвинова. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.


Для учащегося


10. Оноприенко, Б.И. Игры и развлечения / Б.И.Оноприенко. – М.: ФиС, 1976. – 253 с.

11. Скопцев, А.Г. Народные спортивные игры / А.Г.Скопцев. – М.: Знание, 1990. – 188с.

  1. Соколов, А.А. Городки / А.А.Соколов. – М.: ФиС, 1967. – 73 с.



10