СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы диагностики результатов воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы,приёмы,способы диагностики результатов воспитания младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Способы диагностики результатов воспитания»

Методы диагностики результатов воспитания в школе

Достижение нового качества образования -- основная задача современной системы образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка.

В новых образовательных стандартах по-новому ставится проблема оценивания эффективности образовательного процесса и достижений школьника. По сути это общественно-государственный запрос на разработку стандартизованных количественных методов мониторинга нравственного развития школьника.В современных исследовательских практиках явно прослеживается тенденция усиления внимания к проблемам диагностики, в частности, к различным аспектам оценки достижений и компетентности обучающихся, выявления и учета их индивидуальности, личностных и групповых особенностей в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Под методом понимают способ познания чего-либо: воспитательного процесса, деятельности, качеств личности и прочих необходимых аспектов изучения человека. Основными эмпирическими методами диагностики школьников являются беседа, наблюдение, анкетирование, опрос, социометрия, ранжирование, эксперимент.

Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии и со сверстниками [5].

Затрагивая тему нравственных ориентиров современного общества, собственно, ведем речь о том, чем люди руководствуются в жизни, чем определяется их поведение и жизненная позиция.

Нравственность -- интегральное психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободы выбора [13].

Нравственное развитие связано с духовным развитием человека: формированием -- созреванием -- саморазвитием -- самосовершенствованием. Однозначного определения понятия «развитие» не существует. Оно тесно связано с понятиями «становление» и «формирование», которые в таких науках, как педагогика и психология используются как синонимы [11]. В психологии развитие и становление понимаются как основные способы и обязательные условия существования личности.

diplomaster.rudiplomaster.rudiplomaster.rudiplomaster.ruПоможем с курсовой - 850р.! Краснодар!Требуется курсовая работа на заказ? От 1 дня! Без плагиата! «Магистр».Онлайн-заказПрайс-листКонтактыdiplomaster.ruСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.



Яндекс.Директ

Предметом обсуждения, в данном исследовании, являются методы диагностики личностных результатов обучающихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения.

В педагогике сегодня актуальной является проблема поиска методов диагностики результатов воспитания и нравственной зрелости личности.

Возникает вопрос: возможно ли технологизировать исследования в той высокой сфере человеческого самовыражения, которой принадлежат нравственные представления, ценностные ориентации и убеждения? Поставим вопрос острее: можно ли измерять нравственность? И как это делать? Поэтому особую проблему составляют инструменты оценивания и на начальном этапе внедрения новых образовательных стандартов полезно ознакомиться с различными вариантами подобного инструментария. Анализ литературы и обширной практики оценочной деятельности психологов и педагогов в сфере личностного развития показывает, что диагностика личностного развития получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности и представлена рядом методик, некоторые из которых и рассмотрим, акцентируя внимание на возможностях их инструментальной составляющей.

Методика изучения ценностных ориентаций (МИЦО) (The value survey) М. Рокич [25]. Методика основана на прямом ранжировании двух заданных списков ценностей по степени их предпочтения. Обнаружены связи ценностных ориентаций с различными характеристиками личности. Исследование обнаружило большие различия при тестировании по стандартной инструкции и по инструкции социальной желательности. Таким образом, хотя тест сам по себе не провоцирует на неискренние ответы, в каждом отдельном случае приходится полагаться на добрую волю респондентов. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Методика коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) [29]основана на принципе отражения испытуемым особенностей своего поведения, ситуаций из личного опыта, когда испытуемый воспроизводит и проецирует опыт реальных отношений и поведения. Данная методика не может служить объективной диагностике школьников.

Сегодня специалисты, занятые в области диагностики личностного развития, могут воспользоваться новыми разработками петербургских ученых, прошедшими апробацию и стандартизацию в условиях общеобразовательной школы на основе нескольких тысяч тестирований. Одна из подобных разработок называется «Сортировка предложенных суждений» (СПС). Слово «суждения» задает, так сказать, функциональный горизонт: технология применяется для измерения нравственных и ценностных представлений субъекта по когнитивным критериям, а не по поступкам, если, конечно, не считать поступком нравственное суждение само по себе. Технология, если выразить общую суть самым кратким образом, измеряет нравственное качество сознания индивидов и групп по степени внутренней связности нравственных представлений и их соответствия выбранному мерилу (стандарту). СПС может рассматриваться как развитие и адаптация к педагогическим задачам известного метода Q-сортировки (использовалась Роджерсом для измерения «Я-концепции» человека). «Технология сортировки предложенных суждений» (СПС) представляет собой продукт усовершенствования и адаптации к решению педагогических задач исследовательского метода, известного в зарубежной научной литературе как Q-сортировка [14].

Основная идея и преимущества. Назначение технологии - формализованное описание, оценка и количественное сравнение между собой паттернов индивидуальных и групповых воззрений респондента по теме исследования. В так называемой, «вынужденности» распределения состоит основная технологическая находка. Согласно этому специфическому условию респондент ограничивается в свободе произвольно выбирать, какому количеству предложенных суждений он даст отрицательную, положительную или нейтральную оценку. Число рангов оценочной шкалы, и количество суждений, которыми должен быть заполнен каждый ранг, фиксируются до начала тестирования. За счет этого обеспечивается более когерентная репрезентация отношения респондента к изучаемой проблеме. Индивидуальная сортировка, получаемая в результате тестирования, представляет собой своеобразный оцифрованный слепок отношения тестируемого к изучаемой проблеме. Этим условием определяется и своеобразная процедура проведения теста: стимулы даются в виде отдельных карточек, сортировка которых по заданным правилам и составляет задачу респондента[14].Материалом для комплекта суждений является набор общественных мнений, по педагогики, к примеру, особую привлекательность представляет интересующей исследователя проблеме. Для технологически достижимая с применением СПС перспектива количественно оценивать близость комплекса личностных представлений учащегося педагогическому ожиданию, или идеалу, одним числом.

В схему закладывается ожидаемый образ мысли как эталон распределения суждений, и исследователь, вооруженный технологией СПС, может надежно и просто соотнести критерии воспитанности с целями воспитания.

Процедура. Сбор полевых данных СПС проводится в форме, близкой к анкетированию: свою позицию респондент выражает согласием или несогласием с предлагаемыми суждениями. Особенность данной технологии выражается в том, что высказывания записаны на отдельных пронумерованных карточках, а не на листах. Другой специфической особенностью СПС является раскладка карточек с высказываниями по определённой схеме, что обеспечивает форму заданного симметричного распределения, желательно близкого нормальному. Тестирование состоит в раскладывании респондентом комплекта пронумерованных карточек по заданной форме, содержащих одно выказывание.

Обычно для сортировки в педагогической диагностике применяют комплекты, состоящие из 30-50 карточек, с распределением по семи рангам. Время, затрачиваемое большинством учащихся старше 10 лет на сортировку таких комплектов, лежит в пределах 25-40 минут, что позволяет проводить одновременное фронтальное тестирование в классе в течение одного урока [14].

Социально-психологический тест, разработанный Дж. Морено используется для измерения сплочённости или разобщённости коллектива, выявления индивидуального статуса в группе, лидеров - антилидеров, взаимных симпатий- атипатий, соотносительного авторитета в группе, выявление внутригрупповых сплочений во главе с неформальным лидером [20]. Метод социометрических измерений используется для диагностики отношений в группе для их изменения и совершенствования. Данный метод позволяет получить информацию о социально-психологических отношениях в группе, статусе людей в группе, психологической совместимости и сплоченности в группе. Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию. Метод инструментален и широко применяется в педагогической практике.

Сформированность ценностей у школьников является одним из главных показателей результативности образовательного процесса. Периодическая диагностика и оценка результатов воспитания и личностного развития учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты.

Из представленных выше методик, выделим две: социометрию и сортировку предложенных суждений (СПС), которые в сочетании позволят, на наш взгляд, наиболее полно исследовать социальные компетенции учащихся и выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и социометрический статус школьника. Методы социометрии и СПС позволяют обнаруживать ситуации и факторы ценностно-смысловых конфликтов и девиаций в ученических коллективах, давать им количественную оценку и повышать качество управления процессами социализации школьника.

Проанализировав возможности диагностических методов, в том числе, и с точки зрения наличия технологизированного инструмента диагностики нравственного развития школьников для повышения объективности оценки, можно сделать вывод, что сочетание таких методов как СПС (сортировка предложенных суждений) и социометрии может дать новые возможности для решения диагностических задач. Совершенствование диагностического инструментария позволяет рассчитывать на квалифицированный и эффективный мониторинг нравственного развития школьников.

Диагностика результатов воспитания - дело сложное, не все результаты сразу можем оценить, но мы считаем важным отслеживать результаты личностного и нравственного развития обучающихся, в частности, нас интересуют такие параметры диагностики воспитанности как:

- диагностика уровня воспитанности школьников;

- диагностика ценностно - смысловых ориентиров;

- диагностика уровня сформированности нравственных понятий.

Методика определения уровня воспитанности позволяет педагогическому коллективу соотносить цели с результатами, и в зависимости от этого, вносить изменения в содержание, формы, методы воспитательной деятельности с учащимися.