СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Рабочих Наталья Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 23 г. Симферополь
В настоящее время проблема безграмотности населения в сфере финансов является одной из приоритетных. Быстрыми темпами развивается общество, вместе с ним развивается и экономика, что в свою очередь ведет к важности повышения финансовой грамотности не только взрослых, но и детей. Умение целесообразно использовать свои средства и приумножать их – основа финансового благополучия для дальнейшей жизни.
Необходимость формирования финансовой грамотности обучающихся начальной школы закреплена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). В документе указано, что одной из задач начальной школы является развитие функциональной грамотности младших школьников, одним из компонентов которой является финансовая грамотность [1].
Актуальность данной темы подтверждается обновленным ФГОС НОО в 2022 году, в котором сказано, что преподавание финансовой грамотности станет обязательным в 1–4 классах школ. В начальной школе элементы финансовой грамотности включены в примерную образовательную программу таких предметов, как «Математика» и «Окружающий мир». Соответственно выдвигаются базовые требования к достижению результатов по освоению образовательных программ по финансовой грамотности [4].
Финансовая грамотность для младшего школьника – это умения пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать задачи, связанные с экономическими понятиями и рассчитывать бюджет в малых объемах. Именно уроки математики являются подходящей платформой для предоставления знаний о финансовой грамотности [3].
Крайне важно для учителя понимать, что в современном мире младшие школьники очень быстро получат информацию о финансах, и, скорее всего, она не будет для них полезной. Поскольку младшие школьники являются активными пользователями интернет-пространства, проводя в нем зачастую неограниченное количество времени, имеют специфику потреблять любую информацию, не фильтруя её. Этим активно пользуются различные компании, нацеливая свою рекламу именно на такой возраст. В связи с этим увеличивается вероятность возникновения ситуации, когда младшие школьники неконтролируемо тратят большие суммы денег своих родителей на какие-нибудь разрекламированные гаджеты, игрушки и т. п. Для предотвращения подобных ситуаций, возникает потребность в прививании обучающимся основ финансовой грамотности.
Главная задача учителя – познакомить младших школьников с самыми основными понятиями, включаемыми в финансовую грамотность, объяснить основные алгоритмы оборота финансов в экономической системе, а также на практике помогать им все эти знания превратить в умения и навыки. Крайне важно все эти знания преподносить младшим школьникам на основе их собственного жизненного опыта. Ранее в статье И.В. Налимовой, А.В. Шевчук отмечалось: «Вопросами формирования финансовой грамотности занимаются не только практикующие учителя, но и работники банков, они стараются разработать содержание занятий для школьников. Но, по нашему мнению, первичные знания и практические умения ученик начальной школы может получить в процессе обучения математике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Для того, чтобы учитель обучал учащихся решению предметных задач, требующих применения математических знаний в области финансов, необходимо обеспечить его математическими материалами» [2, с. 71–72]. Разработка и применение комплекса учебных задач, как правило, начинается с диагностики начального уровня знаний и умений учащихся в определенной области.
Задания практического характера можно рассматривать как один из способов формирования финансовой грамотности младшего школьника на уроках математики. Были выбраны следующие темы: деньги, семейный бюджет, покупки и мошенничество. Дадим краткое обоснование выбора тематики заданий.
Тема «Деньги» понятна и интересна учащимся начальной школы, ее содержание является базой для формирования основ финансовой грамотности. Обучающиеся понимают функции и свойства денег.
Тема «Покупки» была выбрана, потому что в младшем школьном возрасте ученики уже имеют свои карманные деньги, и необходимо правильно научить их пользоваться своими финансами и в целом деньгами, при совершении покупок. По результатам диагностики по теме «Покупки» ученики имеют представление о том, как совершаются покупки, знают, что значит быть грамотным покупателем. Но при этом возникают проблемы с пониманием, как правильно распоряжаться деньгами, какие покупки являются разумными.
Каждый ученик является полноправным членом семьи, поэтому мы рассматриваем тему «Семейный бюджет». Знание того, как распределяется бюджет в семье, на что идут деньги, откуда они появляются, как планировать бюджет в дальнейшем влияет на то, как сам ребенок в будущем будет пользоваться финансами.
Тема «Мошенничество» была выбрана, потому что младшие школьники в силу своего возраста и за неимением опыта, становятся легкой добычей для мошенников. Поэтому необходимо познакомить их с тем, какие виды мошенничества с деньгами существуют, как распознать мошенников, и как вести себя, в случае столкновения с мошенниками. По результатам диагностики по теме «Мошенничество» ученики плохо информированы о том, как действовать при столкновении с мошенниками.
Опираясь на приведенную выше тематику, были подобраны задания для обучающихся второго класса. Задания были разделены на следующие виды:
- задания, направленные на введение терминов;
- задания, направленные на понимание, что такое обмен товарами;
- задания, направленные на знания валют и умения переводить из одной валюты в другую;
- задания на расчет денег;
- ситуационные задания.
Приведем примеры некоторых заданий.
Задание, направленное на введение терминов.
Рома спросил маму: «Можно ли заработать деньги, играя в лотереи». Мама ответила, что нельзя, так как это всего лишь переменный доход. Рома удивился и спросил, а что это значит, переменный доход. Мама ответила: «Это нерегулярная семейная прибыль, которую трудно предугадать и заранее включить в семейный бюджет. Давай я составлю для тебя список доходов, а ты попробуешь определить постоянный это или переменный доход». Распредели доходы на постоянные и переменные (премия, подарки, заработная плата, стипендия, наследство, пособие по безработице, выигрыш в лотерею, пенсия, денежное вознаграждение за победу в конкурсе, оплата работы школьников летом, гонорар, арендная плата за сдаваемую квартиру).
При выполнении задания ученики знакомятся с терминами: «доход постоянный» и «доход переменный».
Задание на расчет денег.
У Алины было 100 рублей. Она собиралась купить на них 2 йогурта за 23 рубля за штуку, сметану за 39 рублей, чупа-чупс за 9 рублей и сок за 15 рублей. Но оказалось, что денег на все продукты ей не хватит. Ей пришлось выложить один. Посчитайте, сколько сдачи сдадут Алине, если она не будет брать сметану? сок? Чупа-чупс?
Ситуационное задание.
Лене на номер телефона пришло СМС «от оператора», в котором предлагалось позвонить на незнакомый номер, и за этот звонок получить 40 рублей. Она показала это сообщение своим друзьям и спросила, что ей делать. Ребята начали давать советы. К чьим советом стоит прислушаться Лене?
Ваня сказал: «Конечно, нужно позвонить и не один раз!».
Даша предложила: «Удали это сообщение, это мошенники».
Соня сказала: «Позвони по номеру оператора и спроси, точно ли ты получишь 40 рублей».
Сегодняшние младшие школьники – это будущие участники финансовых отношений. От их знаний в сфере финансов зависит не только их собственное благополучие, но благополучие семьи и государства. Что подтверждает необходимость и важность обучения финансовой грамотности, начиная со школьного возраста.
Список литературы
1. Бакалова А.С. С чего начинать обучение финансовой грамотности / А.С. Бакалова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/s-chego-nachinat-obuchenie-finansovoj-gramotnosti-5445857.html
2. Налимова И.В. Формирование основ финансовой грамотности младших школьников / И.В. Налимова, А.В. Шевчук // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2023. – Т. 14. №1. – С. 71–75. – EDN MLPSSR
3. Сунцова Е.А. Формирование финансовой грамотности у младших школьников / Е.А. Сунцова, О.С. Черткова // Слово педагога. – 2020. – №11. – С. 1–7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=16378
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/