СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы и приемы формирования познавательного интереса - метод.рекомендации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы и приемы формирования познавательного интереса - метод.рекомендации

Просмотр содержимого документа
«Способы и приемы формирования познавательного интереса - метод.рекомендации»

Оглавление.

  1. Введение.

  2. Индивидуализация особенностей развития учащихся.

  3. Организация групповой (коллективной) работы

  4. Создание проблемной ситуации.

  5. Организация исследовательской деятельности учащихся.

  6. Привитие интереса к чтению научно-популярной литературы.

  7. Использование интерактивных методов.

  8. Роль игры в учебном процессе.

  9. Оценка деятельности. учащихся.

  10. Эмоциональная атмосфера.


Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова); специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении пооникать в его многообразие, отражать в сознании сушностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отнощений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала}.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Для развития познавательного интереса учащихся используются различные методики и формы работы с учащимися:

  • Индивидуальные особенности развития учащихся.

  • Организация групповой(коллективно) работы учащихся -Создание проблемной ситуации

  • Организация исследовательской деятельности учащихся.

  • Привитие интереса учащихся к чтению научно-популярной и художественной литературы.

  • Использование интерактивных методов обучения. -Использование игр в процессе обучения.

  • Оценивание деятельности учащихся.

  • Эмоциональный настрой учащихся на учебный процесс.


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.

Педагогическая практика свидетельствует о том, что длительное игнорирование индивидуальных особенностей развития учащихся (физическое, психологическое‚ социальное) привело к самым отрицательным последствиям в развитии ребёнка (дети испытывают дискомфорт, неудовлетворённость в учебно-познавательной деятельности, падает их познавательный интерес и мотивация учения}

В работе с детьми учитель должен учитывать:

  • Общий уровень знаний учащихся класса.

  • Уровень каждого учащегося

  • Уровень подготовленности к изучению нового материала как класса в целом, так и каждого ребёнка в отдельности.

  • Индивидуальные познавательные стили учащихся( визуальный, аудиальный, кинестетический)

  • Физическое состояние учащихся,

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, учитель подбирает задания и строит свою работу так, чтобы каждый ученик активно включился в работу и извлёк из урока максимальное количество знаний. Для этого нужно:

  • Организовать дифференцированную групповую работу учащихся на уроке.

  • Подобрать индивидуальные задания для сильных и слабых учеников.

  • Разнообразить методы и формы подачи нового материала (рассказ, беседа, использование наглядностей и ТСО, практическая работа, проведение опытов, самостоятельное чтение ит. д.)

  • Индивидуальные домашние задания,

  • Разработка учащимися индивидуальных внеучебных программ познавательной деятельности, исследовательских проектов и т.п

  • Индивидуальное консультирование учащихся.


ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Существующая на сегодняшний день система обучения слабо влияет на формирование и развитие познавательного интереса у младших школьников. Она приспособлена к передаче знаний в готовом виде. Такое обучение не интересно детям. Учитель учит, а ученики пассивно воспринимают и усваивают чужие мысли. Знания даются им с большим трудом. Заботы о развитии каждого при традиционной системе нет - есть стремление всех каким — то образом подравнять в темпах, всем нужно изучить одну и ту же программу и в одни ите же сроки. При обшеклассной работе общение на уроке запрещается и строго пресекается; все видят в одном помещении, часто сидят рядом, но деятельность идет обособленно, каждый работает только для себя и отвечает за свою работу; принципы обособления, изоляции распространяются не только на всех учащихся на уроках, но и на работу классов: каждый класс работает изолированно друг от друга; все учащиеся одновременно переходят из класса в класс, не считаясь с тем, насколько качественно усвоен материал каждым из учащихся. Из вышеизложенного видно, что при таких условиях обучения не может идти речи с формировании, развитии и дальнейшем укреплении познавательного интереса у младших школьников.

Если детей обучать по коллективной форме обучения, то познавательный интерес у младших школьников повысится; процесс обучения станет более интересным, так как эта форма обучения расширяет рамки общения, коренным образом изменяет характер участия учащихся в добывании знаний.

Одной из форм коллективной работы является групповая работа. Формирование групп:

Группа может состоять из: 2 учащихся (работа в парах), 3-4 учащихся, 5-6 учащихся.

Принципы деления учащихся на группы:

  • По интересам (дети сами выбирают состав и количество участников группы)

  • По принципу «сильный-слабый» ученик. (Учитель формирует группу так, чтобы в её состав входили как сильные, так и слабые ученики.)

  • Произвольное образование групп. Такие группы образуются, как правило, при создании условий, в которых точки зрения учащихся по тем или иным вопросом расходятся. Каждый ученик выбирает группу, в которой будут отстаиваться его взгляды в сложившейся ситуации {Метод «Уголки» в интерактивных методах обучения}


СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы? В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации. Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного,

Уже факт столкновения с трудностью невозможностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании.

Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов..

Таким образом, в психологическую структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное достигаемое значение или способ действия, познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности и интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Проблемное обучение используют как движущую силу учебного познания. В проблемной ситуации ученик ставиться перед противоречиями, вызывающими состояние познавательного затруднения и потребностью в самостоятельном поиска выхода из этих противоречий.

Любопытство

любознательность

познавательная потребность

потребность в творчестве







Этими понятиями обозначается известная каждому педагогу "лесенка", ведущая к вершинам познания. Любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемые в педагогике как потребность в умственных впечатлениях, характерны для каждого здорового ребенка. Постепенно они трансформируется в любознательность или умственную (интеллектуальную} активность. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что интеллектуально одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. Очень важно, чтобы любознательность переросла со временем в устойчивое психическое образование - познавательную потребность.

Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Кроме этого метода для развития познавательного интереса учащихся можно использовать:

  • Проведение опытов, практических работ.

  • Составление различного рода диаграмм и графиков

  • Составление сравнительных таблиц и характеристик.


Формирование познавательного интереса при чтении научно-популярной литературы.

Включение чтения научно-популярных и научно-художественных книг, как обязательного чтения в домашнее задание,

  • ведение дневников или альбомов вырезок из периодики - фрагмент из научно-популярной литературы,

  • игра-экскурсовод по выставке книг, собранных в классе, предполагает знание книг, прочтение их, главных г роев, умение рассказать, пересказать, содержание, пояснить непонятное, задать вопросы по содержанию,

  • подготовка мини -спектаклей по научно-художественным книгам,

  • составление библиотечки из научно-художественных и научно-популярных книг

  • пригласить в гости писателей, журналистов, представителей науки,

  • посещение зоопарка, цирка, выставки,

  • факультатив по природоведению для начальных классов: лекарственные растения и их применение в жизни человека, природа нашей области, растения и животные, занесенные в Красную книгу, проживающие на территории нашей области, наши любимые цветы и легенды о цветах.


Домашнее чтение:

  • организация чтения в семейном кругу (объяснить родителям важность формирования интереса у детей к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы), на родительское собрание, совместная экскурсия с родителями, чаепитие, посвященное осени, весне, зиме ит.д.

  • задания на дом по темам уроков,

  • задания по внеклассному чтению,

  • задания к экскурсиям,

  • самому написать отзыв 9 прочитанной книге, сказке и в отдельную папку,

  • самим рекомендовать книги своим подругам и товарищам,

  • альбом рисунков о природе собирать,

  • дописать сказки по-своему,

  • анкетирование родителей с целью выяснения интересов детей, их интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы.

  • Иллюстрированное рисование,

  • Взаимное рассказывание друг другу прочитанного,

  • Мини-сочинения,

  • Ш класс - работа с физической картой,

  • Стенная газета: сезонные наблюдения детей, информация по темам учебника, отрывки из книг, стихи и тут же, где можно прочитать продолжение, рассказы детей, игры, загадки.

  • использование народных примет.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.

Приемы и методы, которые позволяют осваивать учебный материал (порой очень скучный), и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, проще говоря, детям становится просто интересно. Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.


  • «Мозговой штурм» - хорошо известный, широко используемый метод решения проблем. Он стимулирует участников использовать своё воображение и творчество, помогает найти большое число к любой заданной проблеме. « Мозговой штурм» помогает в выборе ценностей и выяснении альтернатив.

  • “Таблица «Инсерт» нацелена на то, чтобы учащиеся отслеживали собственное понимание читаемой информации, используя при этом интерактивную систему на полях. Развивает навык эффективной работы стекстом; активное, вдумчивое чтение; способность увязывать раннее известный материал с новым; стимулирует дальнейшее изучения темы.

  • «Концептуальная таблица» -это графический организатор, который используется когда необходимо сравнить несколько теорий, законов или явлений, событий, фактов. Развивает навык работы с учебной литературой; навык исследовательской деятельности; аналитические способности.

  • «Уголки» - это совместная обучающая деятельность. Используется как способ организации дебатов, дискуссий на темы, вызывающие разноречивые мнения. «Уголки» чаще всего используются после прослушивания или чтения текста, но так же на предложенную тему.

  • «Кубическая демонстрация» - позволяет рассмотреть тему ‚, закон, явление или проблемную ситуацию с разных сторон. «Кубическая демонстрация» основана на шести различных подсказках для активизации мышления:

  1. Опишите это.

  2. Сравните это.

  3. Дайте ассоциации к этому

  4. Проанализируйте это.

  5. Примените это.

  6. Дайте аргументы «за» или «против»

  • « Категориальный обзор» позволяет учащимся ооганизовать идеи, которые возникли во время «мозгового штурма» и создаёт основу для глубокого понимания. Категория - группа предметов, явлений, фактов, объединенных общностью каких- либо признаков.

  • «Т-схема» - универсальный графический организатор сравнительных двойных данных(да нет, за против}, особенно удобный для представления контрастных, противоречащих и отличающихся по определённым критериям сведений.


Роль игры в учебном процессе.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные} более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия} или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций пои урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям; дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Эмоциональная атмосфера обучения.

Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.

Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реал ьной действительности.

Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму стношений, опосредованное влияние которых очень велико.

Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.