Оглавление.
Введение.
Индивидуализация особенностей развития учащихся.
Организация групповой (коллективной) работы
Создание проблемной ситуации.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Привитие интереса к чтению научно-популярной литературы.
Использование интерактивных методов.
Роль игры в учебном процессе.
Оценка деятельности. учащихся.
Эмоциональная атмосфера.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова); специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении пооникать в его многообразие, отражать в сознании сушностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отнощений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала}.
Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Для развития познавательного интереса учащихся используются различные методики и формы работы с учащимися:
Индивидуальные особенности развития учащихся.
Организация групповой(коллективно) работы учащихся -Создание проблемной ситуации
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Привитие интереса учащихся к чтению научно-популярной и художественной литературы.
Использование интерактивных методов обучения. -Использование игр в процессе обучения.
Оценивание деятельности учащихся.
Эмоциональный настрой учащихся на учебный процесс.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.
Педагогическая практика свидетельствует о том, что длительное игнорирование индивидуальных особенностей развития учащихся (физическое, психологическое‚ социальное) привело к самым отрицательным последствиям в развитии ребёнка (дети испытывают дискомфорт, неудовлетворённость в учебно-познавательной деятельности, падает их познавательный интерес и мотивация учения}
В работе с детьми учитель должен учитывать:
Общий уровень знаний учащихся класса.
Уровень каждого учащегося
Уровень подготовленности к изучению нового материала как класса в целом, так и каждого ребёнка в отдельности.
Индивидуальные познавательные стили учащихся( визуальный, аудиальный, кинестетический)
Физическое состояние учащихся,
Учитывая индивидуальные особенности учащихся, учитель подбирает задания и строит свою работу так, чтобы каждый ученик активно включился в работу и извлёк из урока максимальное количество знаний. Для этого нужно:
Организовать дифференцированную групповую работу учащихся на уроке.
Подобрать индивидуальные задания для сильных и слабых учеников.
Разнообразить методы и формы подачи нового материала (рассказ, беседа, использование наглядностей и ТСО, практическая работа, проведение опытов, самостоятельное чтение ит. д.)
Индивидуальные домашние задания,
Разработка учащимися индивидуальных внеучебных программ познавательной деятельности, исследовательских проектов и т.п
Индивидуальное консультирование учащихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Существующая на сегодняшний день система обучения слабо влияет на формирование и развитие познавательного интереса у младших школьников. Она приспособлена к передаче знаний в готовом виде. Такое обучение не интересно детям. Учитель учит, а ученики пассивно воспринимают и усваивают чужие мысли. Знания даются им с большим трудом. Заботы о развитии каждого при традиционной системе нет - есть стремление всех каким — то образом подравнять в темпах, всем нужно изучить одну и ту же программу и в одни ите же сроки. При обшеклассной работе общение на уроке запрещается и строго пресекается; все видят в одном помещении, часто сидят рядом, но деятельность идет обособленно, каждый работает только для себя и отвечает за свою работу; принципы обособления, изоляции распространяются не только на всех учащихся на уроках, но и на работу классов: каждый класс работает изолированно друг от друга; все учащиеся одновременно переходят из класса в класс, не считаясь с тем, насколько качественно усвоен материал каждым из учащихся. Из вышеизложенного видно, что при таких условиях обучения не может идти речи с формировании, развитии и дальнейшем укреплении познавательного интереса у младших школьников.
Если детей обучать по коллективной форме обучения, то познавательный интерес у младших школьников повысится; процесс обучения станет более интересным, так как эта форма обучения расширяет рамки общения, коренным образом изменяет характер участия учащихся в добывании знаний.
Одной из форм коллективной работы является групповая работа. Формирование групп:
Группа может состоять из: 2 учащихся (работа в парах), 3-4 учащихся, 5-6 учащихся.
Принципы деления учащихся на группы:
По интересам (дети сами выбирают состав и количество участников группы)
По принципу «сильный-слабый» ученик. (Учитель формирует группу так, чтобы в её состав входили как сильные, так и слабые ученики.)
Произвольное образование групп. Такие группы образуются, как правило, при создании условий, в которых точки зрения учащихся по тем или иным вопросом расходятся. Каждый ученик выбирает группу, в которой будут отстаиваться его взгляды в сложившейся ситуации {Метод «Уголки» в интерактивных методах обучения}
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы? В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации. Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного,
Уже факт столкновения с трудностью невозможностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании.
Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов..
Таким образом, в психологическую структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное достигаемое значение или способ действия, познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности и интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.
Проблемное обучение используют как движущую силу учебного познания. В проблемной ситуации ученик ставиться перед противоречиями, вызывающими состояние познавательного затруднения и потребностью в самостоятельном поиска выхода из этих противоречий.
Любопытство
любознательность
познавательная потребность
потребность в творчестве
Этими понятиями обозначается известная каждому педагогу "лесенка", ведущая к вершинам познания. Любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемые в педагогике как потребность в умственных впечатлениях, характерны для каждого здорового ребенка. Постепенно они трансформируется в любознательность или умственную (интеллектуальную} активность. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что интеллектуально одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. Очень важно, чтобы любознательность переросла со временем в устойчивое психическое образование - познавательную потребность.
Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.
Кроме этого метода для развития познавательного интереса учащихся можно использовать:
Проведение опытов, практических работ.
Составление различного рода диаграмм и графиков
Составление сравнительных таблиц и характеристик.
Формирование познавательного интереса при чтении научно-популярной литературы.
Включение чтения научно-популярных и научно-художественных книг, как обязательного чтения в домашнее задание,
ведение дневников или альбомов вырезок из периодики - фрагмент из научно-популярной литературы,
игра-экскурсовод по выставке книг, собранных в классе, предполагает знание книг, прочтение их, главных г роев, умение рассказать, пересказать, содержание, пояснить непонятное, задать вопросы по содержанию,
подготовка мини -спектаклей по научно-художественным книгам,
составление библиотечки из научно-художественных и научно-популярных книг
пригласить в гости писателей, журналистов, представителей науки,
посещение зоопарка, цирка, выставки,
факультатив по природоведению для начальных классов: лекарственные растения и их применение в жизни человека, природа нашей области, растения и животные, занесенные в Красную книгу, проживающие на территории нашей области, наши любимые цветы и легенды о цветах.
Домашнее чтение:
организация чтения в семейном кругу (объяснить родителям важность формирования интереса у детей к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы), на родительское собрание, совместная экскурсия с родителями, чаепитие, посвященное осени, весне, зиме ит.д.
задания на дом по темам уроков,
задания по внеклассному чтению,
задания к экскурсиям,
самому написать отзыв 9 прочитанной книге, сказке и в отдельную папку,
самим рекомендовать книги своим подругам и товарищам,
альбом рисунков о природе собирать,
дописать сказки по-своему,
анкетирование родителей с целью выяснения интересов детей, их интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы.
Иллюстрированное рисование,
Взаимное рассказывание друг другу прочитанного,
Мини-сочинения,
Ш класс - работа с физической картой,
Стенная газета: сезонные наблюдения детей, информация по темам учебника, отрывки из книг, стихи и тут же, где можно прочитать продолжение, рассказы детей, игры, загадки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.
Приемы и методы, которые позволяют осваивать учебный материал (порой очень скучный), и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, проще говоря, детям становится просто интересно. Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.
«Мозговой штурм» - хорошо известный, широко используемый метод решения проблем. Он стимулирует участников использовать своё воображение и творчество, помогает найти большое число к любой заданной проблеме. « Мозговой штурм» помогает в выборе ценностей и выяснении альтернатив.
“Таблица «Инсерт» нацелена на то, чтобы учащиеся отслеживали собственное понимание читаемой информации, используя при этом интерактивную систему на полях. Развивает навык эффективной работы стекстом; активное, вдумчивое чтение; способность увязывать раннее известный материал с новым; стимулирует дальнейшее изучения темы.
«Концептуальная таблица» -это графический организатор, который используется когда необходимо сравнить несколько теорий, законов или явлений, событий, фактов. Развивает навык работы с учебной литературой; навык исследовательской деятельности; аналитические способности.
«Уголки» - это совместная обучающая деятельность. Используется как способ организации дебатов, дискуссий на темы, вызывающие разноречивые мнения. «Уголки» чаще всего используются после прослушивания или чтения текста, но так же на предложенную тему.
«Кубическая демонстрация» - позволяет рассмотреть тему ‚, закон, явление или проблемную ситуацию с разных сторон. «Кубическая демонстрация» основана на шести различных подсказках для активизации мышления:
Опишите это.
Сравните это.
Дайте ассоциации к этому
Проанализируйте это.
Примените это.
Дайте аргументы «за» или «против»
« Категориальный обзор» позволяет учащимся ооганизовать идеи, которые возникли во время «мозгового штурма» и создаёт основу для глубокого понимания. Категория - группа предметов, явлений, фактов, объединенных общностью каких- либо признаков.
«Т-схема» - универсальный графический организатор сравнительных двойных данных(да нет, за против}, особенно удобный для представления контрастных, противоречащих и отличающихся по определённым критериям сведений.
Роль игры в учебном процессе.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные} более обширной технологии;
в качестве урока (занятия} или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций пои урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям; дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Эмоциональная атмосфера обучения.
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — важное условие.
Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.
Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.
Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реал ьной действительности.
Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму стношений, опосредованное влияние которых очень велико.
Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.