СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы образования слов в русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип  урока: урок «открытия» новых знаний

Цели:        

1. Познакомить учащихся с основными способами образования слов.

2. Закрепить умения определять способы образования слов. Развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора.

3. Воспитывать культуру учебной деятельности.

 Планируемые  результаты         

Личностные УУД:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

 - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

 Предметные:

 -знать что такое словообразование.

 - уметь определять способы образования слов.

 -уметь делать морфемный разбор.

 -уметь делать словообразовательный разбор.

 Основные понятия:  

Приставки (приставочный способ), суффиксы (суффиксальный способ), (бессуффиксный способ), (приставочно-суффиксальный), словообразовательная цепочка, способ словообразования – сложение, переход од одной части речи в другую.

 Межпредметные связи       Литература

 Ресурсы:

- основные

- дополнительные       

 Учебник. «Дидактический материал (упражнения)».

 Проектор, экран, презентация, ноутбук,  тестовые карточки, опорные схемы.

Физкультминутка  

Организация пространства

Работа фронтальная, самостоятельная,  индивидуальная, работа в парах.

 Интернет-ресурсы     http://rusedu.ru/, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://www.proshkolu.ru/ http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html, blestki.com, http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php.

Просмотр содержимого документа
«Способы образования слов в русском языке»

Тема урока:. «Основные способы образования слов», 6 класс

Учитель: Садыкова Ильмира Зуфаровна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели:        

1. Познакомить учащихся с основными способами образования слов.

2. Закрепить умения определять способы образования слов. Развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора.

3. Воспитывать культуру учебной деятельности.

 Планируемые  результаты         

Личностные УУД:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

 - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

 Предметные:

 -знать что такое словообразование.

 - уметь определять способы образования слов.

 -уметь делать морфемный разбор.

 -уметь делать словообразовательный разбор.

 Основные понятия:  

Приставки (приставочный способ), суффиксы (суффиксальный способ), (бессуффиксный способ), (приставочно-суффиксальный), словообразовательная цепочка, способ словообразования – сложение, переход од одной части речи в другую.

 Межпредметные связи       Литература

 Ресурсы:

- основные

- дополнительные       

 Учебник. «Дидактический материал (упражнения)».

 Проектор, экран, презентация, ноутбук,  тестовые карточки, опорные схемы.

Физкультминутка  

Организация пространства

Работа фронтальная, самостоятельная,  индивидуальная, работа в парах.

 Интернет-ресурсы     http://rusedu.ru/, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://www.proshkolu.ru/ http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html, blestki.com, http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

– Добрый день, ребята! Несмотря на пасмурную погоду, я хочу, чтобы вы улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям, улыбнулись мне! И с этой позитивной ноты мы начнем свой урок.

К изучению какого раздела мы с вами приступили на прошлой неделе.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.


«Морфемика и словообразование».









Самоопределение (осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (ориентировка на позицию партнера, формулировка)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

1.Повторение пройденного

– что изучает морфемика? (из каких частей состоит слово)

  • Что такое морфема? (Это минимальная значимая часть слова.)

  • Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)

  • Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)

  • Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)

2.Ребята, обратите внимание на рисунок. Что там нарисовано? (дерево с корнями и ветвями, листьями)

- А какое произведение литературы мы с вами читали недавно, связанное с корнями? (Басня «Листы и Корни» Ивана Андреевича Крылова)

- В чем же была мораль басни? (В большом организме важна каждая деталь, частичка. У каждой частички есть своя особенная роль.)

- А как же эта тема может быть связана с русским языком? (Каждая часть слова выполняет свою особенную роль.)

- предлагаю вам послушать этюд “Душа слова” и угадать о какой части слова идет речь. А так же ответить на вопрос: Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?

Встретились части речи и стали рассказывать о себе:

“Слово в моем представлении – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть”, - говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)

Другая часть слова сказала: “Я голова слова! Я все время думаю, как помочь сердцу слова лучше выразить его значение. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел. Вот что значит слово “с головой”!”. Какая часть слова может считаться головой слова? (приставка)

“ А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?”, - заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа – школьник.) Правда, здорово? Маленький, да удаленький!” - продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс)

Последняя часть слова грустно промолвила: “А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни “нарядить” слово, все равно оно будет обозначать то же самое”.

“ Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи”, - успокоили ее другие части слова. “Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться”, - продолжила часть слова. Какую часть слова можно считать “одеждой” слова? (окончание)

Вот мы и узнали о душе слова.

- Ребята, а вы не догадываетесь, какая у нас будет тема? (образование новых слов, способы образования слов).

- А каким образом, с помощью чего образуются новые слова? (приставки, суффикса, сложения двух корней)

- Какие цели и задачи нам нужно перед собой поставить? (1. Изучить способы образования слов подробнее. 2. Научиться различать, каким образом образовано слово. 3. Научиться различать морфемы. 4. Научиться делать словообразовательный разбор.)




Отвечают на вопросы.







Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.










Угадывают части слова.

формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, формирование позитивной самооценки, планирование своих дйствий, адекватное восприятие оценки учителя оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)


Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

3.Изучение нового материала  

– А теперь давайте вспомним, что же такое словообразование? (Словообразование  – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
– Правильно! Вот мы и подошли к основной теме нашего сегодняшнего урока. Давайте познакомимся с тем материалом из учебника, который нам подготовили авторы. Стр.__94__ параграф__33__. Прочтет нам его Саша. Какие способы уже были для вас знакомы? (приставочный, суффиксальный, сложение слов, корней)

- Хорошо, давайте составим кластер в тетрадях для правил.

А теперь проверьте себя и добавьте, если что-то не достает.





Читают материал, составляют кластер вместе с учителем.

Контроль (учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, использование речи для регуляции своего действия)

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Ходит Суффикс по дорожке 
И играет на гармошке… 
Вот домишко. Это домик. 
Где-то здесь гуляет гномик. 
Вот домище великана, 
Великана Истукана… 
Побежали от него, 
чтоб не тронул никого!!!

ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
наклониться, разогнуться
повороты головы

подняться на носочки, руки вверх, 
потянуться
бег на месте 2-3 сек.


Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;


  • координировать деятельность учащихся;


  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.

4.Закрепление. Работа с учебником.

Первичное закрепление: Выполнение упр. 168 (устно).

Вторичное закрепление: Упр. 174 (проверяем по столбикам)

Первый столбик читает……., второй столбик читает……., третий столбик читает ………..

Все согласны?

Какой делаем вывод? (новые слова могут образовываться с помощью суффиксов, приставок)


172 сгруппируйте слова по признаку.

5.Резерв: тест

1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) записать, разжечь;

2) покусать, вкусный;

3) подвижный, подписка

2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

1) травяной, безрукавка;

2) берёзовый, лесной;

3) домик, ошейник.

3. В каком ряду все слова
образованы приставочно – суффиксальным способом?

1) вырастить, росточек;

2) заплыв, опилки;

3) наездник, записка.

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) перерыв, ленточка;

2) осиновый, заплыв;

3) переход, заход.

5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?

1) бензовоз, плащ-палатка;

2) ледокол, пароход;

3) самовар, столовая.

1.

1

2.

2

3.

3

4.

3

5.

2






Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.




Записывают текст под диктовку, выполняют задание, работают в группах.






Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (осуществление итогового и пошагового контроля по результату, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания


Рефлексия
- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где можно применить новые знания?

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой. 

 ?

 Научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

 Научился определять способы словообразования, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить способы словообразования. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился определять способы словообразования и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Домашнее задание:

  1. выучить способы образования слов, уметь приводить примеры, упр. 175 (расположить данные слова с учетом последовательности образований их друг от друга)

  2. Нарисовать свое дерево с любым корнем.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?










Записывают домашнее задание.

Умение выражать свои мысли (понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)