Муниципальное Автономное общеобразовательное Учреждение
«Ангарский лицей № 2 имени М.К. Янгеля»
« Не бойтесь расти медленно,
Бойтесь оставаться неизменными.
(Китайская мудрость )
Способы оптимизации преподавания биологии в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель биологии:
Шестакова Ирина Климовна
Что такое «урок» по ФГОС?
?
2
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер обучения и достижение главной задачи – развитие личности учащегося . Требования нового стандарта не являются чем – то абсолютно новым для практикующих учителей.
ФГОС четко описал портрет выпускника средней школы. Поэтому учитель, который умеет самостоятельно и творчески думать, решать разнообразные вопросы, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, критически мыслить и видеть возникающие в реальном мире трудности, искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии.
Прежде всего – возможность действительно научиться. Как говорится в китайской мудрости:
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму » . Возникает вопрос, что такое оптимизация? Что такое оптимальный?
2
Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
Оптимальный (от лат. optimus - наилучший), наиболее благоприятный, лучший из возможных вариантов, который позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.
Поэтому оптимизация является закономерным, логическим этапом в развитии любой науки, которой предполагает поиск целостной системы мер по созданию оптимальных условий обучения, воспитания, развития ученика и коллектива.
В педагогической литературе рассматриваются два подхода к оптимизации обучения:
- Оптимизация означает введение меры управления сложным процессом управления обучения.
- Оптимизация как принцип научной организации педагогического труда.
Это целенаправленный подход к построению процесса обучения, при котором в единстве рассматриваются принципы обучения, содержание изучаемой темы, комплекс форм и методов обучения, особенность классов, с учетом возрастных особенностей и возможностей на основе системного анализа. Где в дальнейшем выбирается наилучший вариант.
2
На современном этапе процесс обучения предполагает в единстве оптимизацию преподавания (деятельность учителей) и оптимизацию учения (деятельность учащихся).
Итак, рассмотрим способы оптимизации:
Первый способ , отбор конкретных задач для решения активных ситуаций (особенности учеников, классов и условий протекания учебного процесса).
Второй способ , проектирование содержания урока и деятельности учеников (концентрация внимания на главные мысли урока. Также умения рационального характера, самоуправления, самоконтроля, обобщения и т.д.).
Третий способ , выбор удачной структуры урока (системный и последовательный).
Четвёртый способ , рациональные методы и средства обучения.
Пятый способ , дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.
Шестой способ , создание благоприятных условий обучения (учебно–материальных, морально-психилогических и гигиенических).
Седьмой способ , выбор мер по экономии времени и выбор оптимальных методов обучения (кабинет, оборудование).
Восьмой способ , анализ результатов совместной деятельности в процессе обучения (повышения образованности, воспитанности, развитости).
2
Чтобы сформировать рациональные умения и навыки учащихся, необходимо применять единые требования учителей.
Кроме того, высокая деятельность учащихся зависит от желания и стремления, интереса, потребности в работе, ответственности, то есть положительных мотивов познавательного интереса к процессу обучения.
2
Что такое «урок» по ФГОС?
- Ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
- Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;
- Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;
- Урок учит учащихся самостоятельно ставить учебные задачи и проектировать пути их реализации;
- На уроке учащиеся сами контролировать и оценивать свои достижения.
- Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
- Урок должен содержать минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- Урок должен быть времясберегающим и здоровьесберегающим.
Как изменяется урок
- Урок становится личностно-развивающим;
- Урок становится компетентностно-ориентированным;
- Урок становится метапредметным;
- Оставаясь предметно-ориентированным, урок приобретает огромный воспитывающий потенциал.
Критерии
Традиционный урок
Цель
Урок в условиях введения ФГОС
Формирование ЗУН
Ведущий тип деятельности
Контроль
Репродуктивный, воспроизводящий
Формирование УУД
Исследовательский, продуктивный, творческий
Контроль и самоконтроль усвоения нового материала
Самооценка , рефлексия результатов деятельности
Традиционные технологии (когнитивные, общепедагогические, вербальные, авторитарные)
Способы организации учебного взаимодействия
Ведущие технологии
Метод проектов, ИКТ, проблемно – диалогическая технология, технология ситуативного обучения, уровневой дифференциации и др.
Фронтальная
Групповая, парная, индивидуальная
Структура урока по ФГОС:
“ Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
(организационный этап - 1-2 минуты).
2. Постановка цели деятельности - 4-5 минут.
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания, интерактивная лекция) - 7-8 минут.
5. Реализация построенного проекта - 7 -8 минут.
6. Первичное закрепление (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
7. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
Типология уроков по ФГОС:
Тип урока
Виды уроков
Урок изучения нового материала
Цель
традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, урок – экспедиция и др.
Урок закрепления знаний
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Урок комплексного применения знаний
учебный и трудовой практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация и др.
Выработка умений по применению знаний
урок - инсценировка, урок защиты проектов, деловая или ролевая игра и др.
Урок обобщения и систематизации знаний
Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях
семинар, конференция, круглый стол, творческий отчет, урок – аукцион, пресс – конференция и др.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Обобщение единичных знаний в систему
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний, дебаты и др.
Определение уровня овладения ЗУНами, УУД
Какова цель Вашей работы на уроке?
Изучить, применить…
Как побудить учащихся к осуществлению
целеполагающей деятельности ?
ФГОС
Технология развития критического мышления
12
Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
подготовительный – стадия вызова;
восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
присвоение информации – стадия рефлексии.
Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания.
12
Что же такое критическое мышление? КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация . Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, и сходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат . С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания.
12
Анализ, систематизация и оценивание полученной информации
В основе технологии развития критического мышления лежит идея трёхфазной модели урока .
Рефлексия
Осмысление
Выбор средств и методов организации каждой из стадий зависит от содержания материала, уровня развития учащихся и предпочтений учителя.
Вызов
Определение и формулирование проблемы, которую необходимо решить
15
Стадия
Функции
Вызов
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
- Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление содержания
- Информационная (получение новой информации по теме).
- Систематизационная (классификация полученной информации).
- Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
- Информационная (приобретение нового знания).
- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении.
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.
Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя — в основном координирующая.
Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания.
Как «вытащить на свет» уже имеющиеся по данной теме знания?
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Приёмы, применяемые на стадии вызова:
«инвентаризация знаний»
«Инвентаризация знаний» – составление списка информации по теме, которая на данный момент известна учащимся.
Она может быть неполной или даже ошибочной.
Это нормально. Если бы дети владели полной и правильной информацией, зачем проводить урок?
19
Имена
Даты
Место событий
Термины
Приёмы, применяемые на стадии вызова:
«инвентаризация знаний»
Тема урока:
Приёмы, применяемые на стадии вызова:
Знаю
Хочу узнать
Узнал (-а)
«инвентаризация знаний»;
таблица ЗХУ;
Хотели бы узнать…
21
Тема урока: ____________________________________________________
Приёмы, применяемые на стадии вызова:
Знаю
Хочу узнать
Узнал (-а)
«инвентаризация знаний»;
таблица ЗХУ;
Ещё хочу узнать
Звёздный кластер
Приёмы, применяемые на стадии вызова:
«инвентаризация знаний»;
таблица ЗХУ;
кластер;
Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди.
23
Систематические группы
Признаки
(высокоорганизованный класс)
Класс Птицы
Общие черты
23
Составление кластера на стадии вызова
Приёмы, применяемые на стадии вызова:
« инвентаризация знаний»;
таблица ЗХУ;
кластер;
Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди.
На какие вопросы нужно ответить, чтобы иметь полные знания о нём?
Каких фактов не хватает
для характеристики объекта (явления)?
25
Приёмы, применяемые на стадии вызова:
Спрос
«инвентаризация знаний»;
Предложение
таблица ЗХУ;
«Невидимая рука»
кластер;
ключевые слова;
26
Прежде чем перевернуть страницу, подумай, что будет дальше.
Приёмы, применяемые на стадии вызова:
«инвентаризация знаний»;
таблица ЗХУ;
кластер;
ключевые слова;
27
Приёмы, применяемые на стадии вызова:
«инвентаризация знаний»;
Верите ли Вы, что…
таблица ЗХУ;
кластер;
ключевые слова;
(«Верите ли вы…»).
28
Анализ, систематизация и оценивание полученной информации
Главное в ТКМ – не средства, а идеология.
Всё, что способствует активной самостоятельной целеполагающей деятельности учащихся на стадии вызова, что придаёт осмысленный характер их деятельности на уроке, имеет право на существование.
Рефлексия
Осмысление
Работа с информацией
Вызов
Определение и формулирование проблемы, которую необходимо решить
29
Условия
Мотивация
ученика
методы
Образовательное
Деятельность ученика
пространство
творчество
средства
формы
взаимоотношения
приёмы
Эффективное обучение активизирует мыслительную деятельность , без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
В заключение хочу сказать, что в современной методике не может быть «рецепта на все времена». Задача учителя заключается не в том, чтобы сформировать профессионального специалиста, а в том, чтобы помочь ребенку стать заинтересованным и реализовать себя в целом. Поэтому, использование современных образовательных технологий помогает в преподавании, поднимает уровень учащихся, что становится трамплином на их пути к успеху.
Верьте в успех. Верьте в него твёрдо и тогда вы сделаете то,
что необходимо для достижения успеха. Дейл Карнеги
29