СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы организации внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Способы организации внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями»

Организация внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями


А.Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».


Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.


Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьника, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Цель мероприятий ВД: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности.

Задачи мероприятий:

  • Актуализация семейных ценностей (дети значимы для семьи – любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребенку на помощь, оказать личную поддержку)

  • Создание условий для активного взаимодействия взрослых и детей;

  • Содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных форм сотрудничества в триаде “учитель – ученик – родитель” во внеурочной деятельности;

  • Выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений;

  • Воспитание в детях чувства уважения к взрослым, самостоятельности и ответственности.


Сотрудничество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям:

- Непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;

- Развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе, домашних условиях и др.;


Варианты внеурочной работы с участием родителей:

1) Дни творчества детей и их родителей.

2) Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

3) Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально - технической базы школы.

4) Родительское общественное патрулирование.

5) Шефская помощь.

6) Участие родителей в работе Совета школы.



Классификацию некоторых мероприятий можно представить так:

– календарные: “День Знаний”, “День Матери”, “Новый Год”, “23 февраля”, “8 марта”;

– школьные: “Посвящение в первоклассники”, “Спасибо, Азбука, тебе!”, “Лучший ученический коллектив”, “Все страны в гости к нам”, “Как не любить нам эту землю”, “Выпускной”;

– праздники на свежем воздухе и тематические экскурсии: “Всей семьей в осенний лес”, “День рождения в кругу друзей”, “Закончился учебный год – собираемся в поход”.


Формы участия родителей во внеурочной деятельности различные. Можно выделить по направлениям внеурочной деятельности следующие формы участия родителей:

1. Спортивно-оздоровительное:

• Помощь в организации походов, экскурсий,

• Помощь в проведении подвижных игр,

• Участие в спортивных соревнованиях «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья».

2. Духовно-нравственное:

• Помощь в организации экскурсий,

• Помощь в выполнении детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

• Проведение бесед по эстетике внешнего вида ребенка, культуре поведения и речи;

• Помощь в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла.

3. Общеинтеллектуальное:

• Помощь в проведении экскурсий,

• Беседы;

• Организация кружка.

4. Социальное:

• Помощь в организации встречи с ветеранами ВОВ и труда,

• Помощь в выполнении рисунков, поделок,

• Встречи с участниками «горячих точек»;

• Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

5. Общекультурное (со 2 класса):

• Помощь в школьных субботниках;

• Разведение комнатных цветов,

• Помощь в акции «Спаси дерево»,

• Помощь в акция « Дом для птиц».

• Проведение экскурсий, и т.д.


Отношения с родителями должны выстраиваться с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Совместно с родителями, педагогический коллектив пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходим целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.