Просмотр содержимого документа
«для публикации»
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ УУД НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Конных О.Ю.,
Учитель немецкого языка МБОУ «СОШ №4»
В соответствии с новым стандартом система оценки образовательных достижений школьников четко привязывается к планируемым результатам. Где, в процесс оценивания достигнутых результатов включается и школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования.
Принятый стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях: 1) оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; 2) Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; 3) Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно; 4) Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно – оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
При определении качества знаний учащихся по немецкому языку объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной деятельности деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение. Контроль является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет то, чему научили, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения. Для достижения данной цели вводится лист самооценки.
В таблице 1. Приведен пример для 3,4 классов. Цель - выявление сформирования планируемых результатов по теме «Семья». Ученик помечает либо крестиком, либо галочкой, как и что он может к концу пройденной темы. Учитель может написать либо рекомендации для ученика либо оценивает его результаты.
Таблица 1
Тема: Семья. ФИО, класс______________________________________________ Я могу | Я умею очень хорошо | Я умею хорошо | Я умею недостаточно хорошо | Это моя цель | Учитель | Говорение | | | | | | говорить по образцу о своей семье | | | | | | называть всех членов семьи | | | | | | Ответить на вопросы учителя о моей семье | | | | | | Аудирование | | | | | | Понимать предложения о составе семьи | | | | | | Понимать короткий диалог о семье | | | | | | Найти в коротком диалоге о семье нужную мне информацию . | | | | | | На основе прослушанного текста соотнести картинки и подписи по теме | | | | | | Чтение | | | | | | Понимать основное содержание рассказа о семье | | | | | | Письмо | | | | | | Писать по образцу предложения о семье | | | | | | Письменно отвечать на вопросы о семье | | | | | | |
В таблице 2, приведен способ, который можно провести на определенном этапе урока или в конце пройденной темы. Ученики 2, 3 классов так же отмечают свои результаты. Где солнышко означает- все удалось было легко, солнышко с тучкой – удалось, но были затруднения, а туча с грозой – является для ученика целью еще раз поработать в этой теме или задании.
Таблица 2
Тема: Семья. ФИО,класс_________________________________________________________ Я могу |  |   |   | Слушать и понимать текст о родителях. | | | | Из услышанного и прочитанного текста найти мне нужную информацию о братьях и сестрах. | | | | Задать вопрос одноклассникам о его семье по образцу. | | | | Рассказать о семье по образцу. | | | | Письменно сообщить о моей семье. | | | | |
В таблице 3, представлен третий способ оценивания. Я заранее выдаю таблицы, чтобы они понимали, чему должны научиться к концу урока. В этом варианте ученик, у каждого высказывания рисует кружок определённого цвета: Зеленый- не испытывал трудностей; желтый – иногда испытывал трудности; красный – надо поработать. Я также могу дать свою оценку его работе, дать рекомендации. Этот способ я так же могу использовать для подведения итога за год или за четверть во 2 классе.
Таблица 3
ФИО,класс________________________________________________________ к концу урока… | ученик | учитель | Я могу говорить новые слова | | | Я могу называть слова без ошибок | | | Я могу понимать слова | | | Я могу писать слова по образцу | | | |
Следующим способом в таблице 4, я пользуюсь для подведения итога за год или за четверть в 3 и 4 классах. Здесь я вижу какой вид деятельности из 4х западает у ребенка или целого класса, на что нужно сделать больше упор.
Таблица 4
ФиО, класс, дата_____________________________________________________ | Я могу | Учитель | Рекомендации | + + | + | - | Говорение | | | | | | 1. я могу рассказать в 7-8 предложения о себе | | | | | | 2. я могу задать вопрос, используя ключевое слово по теме. Я могу дать ответ на вопрос, использую ключевое слово по теме. | | | | | | 3. я могу задать вопрос в рамках предложенной ситуации. Я могу дать реакцию на вопрос в рамках заданной ситуации. | | | | | | При выполнении заданий 2,3 я могу общаться по темам: | | | | | | «Знакомство» | | | | | | «Мой класс» | | | | | | «Животные» | | | | | | «Хобби» | | | | | | «моя семья» | | | | | | «Погода» | | | | | | Аудирование | | | | | | Я могу прослушать сообщение, понять и определить в задании верные и неверные выказывания соответственно прослушанному | | | | | | Чтение | | | | | | Я могу прочитать, понять основное содержание текста и определить в задании верные и неверные высказывания. | | | | | | Письмо | | | | | | Я могу написать ответ на письмо по шаблону (минимум 30 слов) | | | | | | |
Ранее представленные способы помогают мне для оценивания не только всего класса в конце года, или полугодия, но каждого ученика отдельно. Последний способ в таблице 5, был представлен на курсах повышения квалификации, и я его взяла основу.
В конце года в таблице 5 должны быть все плюсы. Так как программа детьми должна быть усвоена.
Таблица 5
Лист оценки предметных результатов
полугодие. (год)
Умения Ф.И.О. УЧЕНИКА | | | | |
|
Говорение |
Базовый уровень (ученик научился) |
-
| Участвует в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении | | | | |
-
| Рассказывает о себе, своей семье, друге | | | | |
3. | Называет персонажи учебника. Даёт краткую характеристику персонажей. | | | | |
Аудирование |
Базовый уровень (ученик научился) |
-
| Понимает на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагирует на услышанное | | | | |
2. | Воспринимает на слух аудиотекст и частично понимает содержащуюся в нем информацию. | | | | |
Чтение |
Базовый уровень (ученик научился) |
-
| Соотносит графический образ английского слова с его звуковым образом. | | | | |
-
| Читает вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | | | | |
-
| Умеет находить в тексте необходимую информацию | | | | |
Письмо |
Базовый уровень (ученик научился) |
-
| Воспроизводить графически и каллиграфически буквы и буквосочетания | | | | |
-
| Выписывает из текста слова, словосочетания, простые предложения | | | | |
Языковые средства и навыки оперирования ими – графика, каллиграфия, орфография. |
Базовый уровень (ученик научился) |
-
| Пользуется английским алфавитом, знает последовательность букв в нем. | | | | |
-
| Воспроизводит графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита ( написание букв, буквосочетаний, слов) | | | | |
Языковые средства и навыки оперирования ими – фонетическая сторона речи. |
Базовый уровень (ученик научился) |
-
| Различает на слух и адекватно произносит все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков. | | | | |
Языковые средства и навыки оперирования ими – лексическая сторона речи. |
Базовый уровень (ученик научился) |
-
| Узнает в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания. | | | | |
-
| Узнаёт и использует простейшие речевые клише, оценочную лексику | | | | |
Языковые средства и навыки оперирования ими – грамматическая сторона речи. |
Базовый уровень (ученик научился) |
-
| Освоил основные типы предложений повествовательное, вопросительное. -порядок слов в предложении; --утвердительные и отрицательные предложения | | | | |
-
| Распознает и употребляет в речи: - местоимения; | | | | |
-
| -существительные, глаголы, прилагательные | | | | |
-
| -количественные числительные (1-12) | | | | |
-
| - предлоги | | | | |
Метапредметные умения |
1 | -Понимает учебную ситуацию; -проявляет познавательный интерес к учебной деятельности | | | | |
2 | -определяет и формулирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; -определяет последовательность действий при выполнении учебно-познавательной задачи | | | | |
3 | Работает в заданном темпе | | | | |
4 | Умеет работать в паре, в группе в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета | | | | |
5 | Находит тексты в оглавлении и на определенной странице книги (ориентируется в учебнике) | | | | |
6 | Пользуется заданиями и вопросами, образцами, данными в учебнике | | | | |
7 | Проверяет работу по образцу | | | | |
8 | Вступает в учебный диалог с помощью учителя | | | | |
9 | Умеет оформлять свои мысли в устной форме, понятной для учителя, собеседника, партнёра | | | | |
4