З.М. Рамазанова,
доцент кафедры филологического образования ДИРО, к.ф.н.
СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ ЛИЧНОГО ПИСЬМА
Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить свои мысли в письменной форме. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать для реализации этой цели адекватные лексические и грамматические единицы.
Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то и устная речь постепенно совершенствуется, становится богаче и логичнее. Нельзя не принимать во внимание и социокультурный компонент в процессе обучения письму на иностранном языке. Ведь изучая английский язык, учащиеся не только знакомятся с культурой стран изучаемого языка, но и с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур». Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что несет за собой весьма продуктивные результаты.
К особенностям социокультурного компонента письменной коммуникации относятся: правила написания дат, обращений, адресов, заключений, резюме, деловых писем, отчетов и т. п. В некоторых случаях отсутствие социокультурной компетенции у учащихся может привести к недопониманию или к культурному конфликту. Например, незнание правил написания даты (в России: день/месяц/год; в США: месяц/ день/год) может привести к неверному пониманию информации.
Основной целью любого УМК по иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции учащихся во всех видах речевой деятельности. Обучение письменной речи на иностранном языке приобретает в последнее время все большую значимость. В учебном пособии «New Millennium English», по которому работает наша школа, письмо остается равнозначным видом речевой деятельности, а обучение ему становится легким и доступным для детей. Это важно с позиции подготовки учащихся к ЕГЭ, когда, начиная уже с пятого класса, формируются умения и навыки письменной речи. Каждое последнее упражнение урока – письменное домашнее задание. Весь ход урока подводит учащихся к выполнению домашнего задания и снимает возможные трудности. Также следовало бы отметить, что при обучении письму соблюдается принцип коммуникативной направленности (кому писать письмо, и с какой целью), принцип наглядности (в учебнике всегда есть опора для выполнения соответствующего упражнения) и, что немаловажно, данный УМК учитывает интересы и потребности школьников (учебник современен, с актуальной тематикой и знакомит с культурой работы в Интернете, в учебнике есть адреса сайтов, интересных для учащихся, где можно использовать знание языка даже на уровне учащихся 6 класса).
При подготовке к написанию личного письма учащимся можно дать следующие советы: 1) внимательно прочитать отрывок из письма и задания к нему, чтобы понять, какую коммуникативную задачу необходимо решить; 2) подчеркнуть содержащиеся в отрывке вопросы, на которые следует ответить в первой части письма; 3) определить примерную тематику вопросов, которые необходимо задать во второй части письма.
Теперь рассмотрим различные подготовительные упражнения, которые помогут учащимся на практике овладеть стратегией написания личного письма.
Учащимся предоставляется возможность ознакомиться с письмом-образцом и расставить его структурные части в правильном порядке.
Put the parts of this letter in the correct order.
Part 1 ________
Part 2 ________
Part 3 ________
Part 4 ________
Part 5 ________
Part 6 ________
Part 7 ________
Part 8 ________
Part 9 ________
A. Anyway, I’ve got to go now. Loads of homework (unfortunately!)
B. I’m sorry to hear you’ve had an argument with your best friend and that you’re not speaking at the moment. Yes, it has happened to me too, and it’s awful, isn’t it?
C. Carol
D. Dear Sally,
E. Write back soon!
F. Thanks for your letter. It was great to hear from you! Well done on passing your exams!
G. I think you need to ask yourself one question: what’s more important – that argument or your friendship? I remember when I asked myself that it all became clear. I realised my friendship with Chris was far more important. I called him immediately and told him. We became friends again. Maybe you should do the same thing. Let me know what will happen! Good luck!
H. 23 Portland Street
Manchester
MN3 6YL
24th September
I. Lots of love,
В письме личного характера используется неофициальный стиль общения. Данное подготовительное упражнение способствует освоению различий в языковом оформлении высказываний официального и неофициального стиля.
Rewrite each of the following statements in a more informal way. There may be more than one possibility.
1. Dear Jenny Williams,
______________________________________
2. I would like to thank you for your recent letter.
______________________________________
3. I had a similar experience and I found it unpleasant
______________________________________
4. Would you mind telling me whether you know the girl well?
________________________________________
5. I would advise you to inform the girl of your feelings.
________________________________________
6. I look forward to hearing from you in the near future.
________________________________________
7. Yours sincerely,
________________________________________
В следующем упражнении учащимся предлагается пустой «каркас», который нужно заполнить соответствующими частями письма друга по переписке.
Для обучения выполнению задания С1 ЕГЭ мы использовали возможность внеклассной деятельности по английскому языку. Учащимся предлагалось написать учителю электронное письмо на любую тему с соблюдением всех норм организации текста. Далее, учитель отвечал на письмо, задавал свои вопросы, после чего с каждым учащимся разбирались его ошибки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бикманова К.С. Обучением стратегиям выполнения заданий раздела «Письмо» с целью подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Методическое пособие для воспитателей СВУ. Ульяновск, 2012.
2. Е.Н. Соловова. Обучение письму. ELT, Dinternal, 2000.
3. Парастаева Н.В. Стратегия выполнения заданий С1 и С2 раздела «Письмо». Методическая система учителя английского языка. Владикавказ, 2012.
4. Янина С.В. Стратегии написания С1 и С2 ЕГЭ по английскому языку. Варламово, 2012.
5. Spotlight 2–11. V. Evans, J. Dooley. Просвещение, Express Publishing, 2009.