СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы построения компетентностно-ориентированных заданий по физике в свете требований ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка адресована учителям, интересующимся КОЗ. При преобразовании сложных комбинированных заданий в КОЗ, уровень выполнения повышается. 

Просмотр содержимого документа
«Способы построения компетентностно-ориентированных заданий по физике в свете требований ФГОС»

Способы построения компетентностно-ориентированных заданий по физике в свете требований ФГОС


Колтовской И.С. – учитель физики

МОБУ «Якутский городской лицей»


Современный урок во многом должен отличаться от традиционного. И это продиктовано прежде всего переосмыслением результатов образования: если раньше акцент делался на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, то теперь – на формирование комплекса ключевых компетенций учащихся или универсальных учебных действий.

Чтобы урок физики был интересным, полезным и эффективным, необходимо его наполнить не только современным содержанием, но и надо его запланировать и построить таким образом, чтобы обучающиеся в ходе урока максимально раскрыли и развивали свои творческие способности, реализовали познавательный интерес, делали на уроке свои, пусть и маленькие, открытия. Не секрет, что решение задач высокого уровня вызывают большие затруднения учащихся. Многолетние наблюдения и опыт показывают: можно эти затруднения ощутимо снизить при преобразовании традиционных задач в компетентностно-ориентированнные задания, соответствующим образом изменить структуру задания.

Под компетентностно-ориентированным заданием понимаем задание, которое требует использования знаний в условиях неопределённости, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В. А. Болотов). Выполнение компетентностно-ориентированных заданий позволяют оценить сформированность метапредметных и предметных результатов.

При составлении компетентностно-ориентированных заданий их структура должна отвечать на ряд требований:

- определение аспектов формируемой (оцениваемой) компетенции;

- формулировка задания на основе выбранного аспекта компетенции, обозначение проблемы;

- создание ключей, модельных ответов, шкал;

- указание на формы и виды деятельности по решению проблемы (что должен сделать ученик, чтобы решить задачу);

- информация или ссылки на необходимую информацию для решения проблемы;
- форма предъявления результатов.

Компетентностно-ориентированные задания содержат набор определённых вопросов, заданий, упражнений, которые могут начинаться с формулировок, приведенных в столбцах конструктора задач по А.В.Пашкевич, которая в свою очередь опирается на таксономию целей обучения Блума. Таким образом, используя таблицу, мы имеем возможность оперативного конструирования комплексных задач, используя набор формулировок заданий (в виде «незаконченных предложений»).

Используя приведенные таблицы как опорные инструментарии для составления компетентностно-ориентированных заданий, предлагаем вашему вниманию задание по теме «Тепловые явления» для учащихся 8 класса и практическое задание по измерению мощности для учащихся 7 класса.


Задание по физике по разделу «Тепловые явления» для 8 класса

(Автор: Колтовской И.С. учитель физики ЯГЛ)

Компетенция. Коммуникативная компетенция, информационная компетенция, учебно-познавательная компетенция.

Аспект. Письменная коммуникация, поиск, анализ и отбор необходимой информации, нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач.

Уровень. Второй, второй, второй.

Источник информации:

1.График нагревания льда и превращения льда в воду.

2. Справочные таблицы плотностей веществ, удельной теплоемкости веществ и удельной теплоты плавления веществ.

Стимул. Дан график нагревания льда и превращения льда в воду. Что можно узнать из данного графика?

Название задания. «Исследование графика нагревания льда и превращения его в воду».

Задачная формулировка. Исследуйте график нагревания льда и превращения льда в воду, извлеките необходимые сведения из графика и, применяя законы физики по разделу «Тепловые явления», а также необходимые справочные таблицы рассчитайте указанные величины, приведенные в задании. Занесите полученные ответы в колонку ответов, выразив их в Международной системе единиц.


Бланк выполнения заданий

Задания

Ответы

1

Какова начальная температура льда?


2

Какова температура плавления льда?


3

Какое количество теплоты израсходовано на нагревание льда до температуры плавления?


4

По какой формуле можно рассчитать массу льда?


5

Вычислите массу льда.


6

Какое количество теплоты израсходовано на превращение части льда в воду при температуре плавления?


7

По какой формуле можно рассчитать массу полученной из льда воды?


8

Вычислите массу части твердого тела, вещество которой находится в расплавленном состоянии.


9

Вычислите массу ∆m той части тела, вещество которой осталось в расплаве в твердом состоянии.


10

Какое количество теплоты передавалось веществу ежесекундно, если процесс нагревания продолжался 20 минут?


11

Какое количество теплоты потребуется дополнительно, чтобы расплавить остаток льда?


12

Какое время для этого потребуется дополнительно?



Инструмент проверки. Модельный ответ.


Модельный ответ

№ задания

ответ

№ задания

ответ

1

-10оС

7

m=Q/λ

2

0оС

8

0,4 кг

3

40000 Дж

9

1,5 кг

4

m=Q/ct

10

150 Дж

5

1,9 кг

11

510000 Дж

6

140000 Дж

12

3400с


Критерии оценки выполненного задания. Критерии.

Критерии

№ задания

Критерии

№ задания

Критерии

№ задания

Критерии

1

1 балл

5

1 балл

9

1 балл

2

1 балл

6

1 балл

10

1 балл

3

1 балл

7

1 балл

11

1 балл

4

1 балл

8

1 балл

12

1 балл


Шкала перевода баллов в отметку

0 – 3 балла

4 – 6 баллов

7 – 9 баллов

10–12 баллов

«неудовлетворительно»

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»


Самоанализ

Данное задание разработано для урока по теме «Тепловые явления» в 8 классе. Задание включается в урок на этапе самоконтроля и контроля изученного материала и оценивает информационную, коммуникативную, учебно-познавательную компетенции. Учащиеся, исследуя график нагревания льда и превращения части льда в воду, произведя поиск нужной информации для решения поставленных задач, находят ответы на поставленные вопросы.

Контекст – явление окружающей действительности, предъявленное в нестандартной ситуации, поддающееся объяснению при помощи физических законов и расчетов.

Содержательная принадлежность: Тепловые явления.

Деятельностная компонента:

  • предметные умения – оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры, применять полученные знания на практике, делать умозаключения и выводы, произвести числовые расчеты искомой величины.

  • умения работать с информацией – поиск и интерпретация нужной информации для решения поставленной задачи.

Форма задания – бланк для выполнения задания.

Уровень сложности – второй (применение знаний, способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации).

Уровень данного задания можно усложнить добавив задания по построению графика зависимости температуры от времени нагревания, или же создания таблицы, показывающей ту же зависимость. Или же можно предложить построить график (создать таблицу) зависимости количества теплоты, полученной веществом при нагревании от времени нагревания.


Задание по физике по разделу «Механическая работа и мощность» для 7 класса

(Автор: Т.М. Герасименко, учитель физики из Тюменской области)


Компетенция: учебно-познавательная, коммуникативная.

Аспект: применение знаний в нестандартной ситуации, письменная коммуникация.

Уровень: третий

Стимул: наибольшую мощность человек может развивать, совершая работу мышцами ног. А какова ваша максимальная мощность?

Задачная формулировка: Запланируйте и проведите эксперимент и определите свою максимальную мощность при подъёме по лестнице на второй этаж.

Источник информации:

1. Описание выполнения экспериментального задания:


1. Подберите необходимое оборудование для проведения эксперимента.

2. Измерьте высоту h одной ступени лестницы, сосчитайте число n ступеней между этажами и найдите высоту подъёма H: H=h•n.

3. Используя медицинские весы, определите свою массу m.

4. Вычислите работу A при перемещении человека массой m на высоту H

по формуле A=F•s=m•g•H.

5. Измерьте время t подъёма по лестнице с помощью секундомера.

6. Вычислите мощность N человека:

N= A/t=mgH/t.

7. Результаты вычислений запиши в предложенную тобой, таблицу.

8. Вырази полученный результат в лошадиных силах.

2. Комплект приборов, необходимый для проведения эксперимента: медицинские весы, секундомер, измерительная линейка.

3. Дополнительная информация о механической мощности

Лошадиная сила (л. с.) — внесистемная единица мощности. В мире существует несколько единиц измерения под названием "лошадиная сила". В России, как правило, под лошадиной силой имеется в виду так называемая «метрическая лошадиная сила»: 1 л.с. = 735,5 Вт

В настоящее время в России формально лошадиная сила выведена из употребления, однако до сих пор применяется для расчёта транспортного налога. В России и во многих других странах она всё еще очень широко распространена в автомобильной среде.

Считается, что в среднем мощность человека при спокойной ходьбе равна приблизительно 0,1л.с., т. е. 70 - 90Вт. При беге, прыжках человек может развивать мощность во много раз больше.

Бланк выполнения задания:

Отчет об экспериментальной работе № ___

1. Я хочу знать _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Я об этом уже знаю__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Предлагаю сделать (идея) ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Необходимые приборы и материалы _________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. План моих действий

а) ___________________________________________________________________

б) ___________________________________________________________________

в) ___________________________________________________________________

г) ___________________________________________________________________

6. Делаю Получаю

а) а)

б) б)

в) в)

г) г)

7. Таблица результатов эксперимента

n

h, м

H, м

m, кг

A, Дж

T, с

N, Вт

N, л.с.










8. Делаю выводы ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

9. Объясняю результаты _____________________________________________________

____________________________________________________________________________

10. Анализирую результаты. В связи с ними у меня возникли вопросы:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания (макс. количество баллов - 10).

Модельный ответ:

Отчет об экспериментальной работе № ___

1. Я хочу знать как определить свою максимальную мощность.

2. Я об этом уже знаю мощность можно вычислить, измерив совершенную работу и время, за которое совершена эта работа.

3. Предлагаю сделать (идея) вычислить свою максимальную мощность при подъёме по лестнице на второй этаж.

4. Необходимые приборы и материалы: медицинские весы, секундомер, измерительная линейка.

5. План моих действий

а) измеряю высоту h одной ступени лестницы, определяю число n ступеней между этажами и нахожу высоту подъёма H

б) использую медицинские весы для определения своей массу тела m

в) вычисляю работу A при перемещении человека массой m на высоту H

г) измеряю время t подъёма по лестнице с помощью секундомера и вычисляю мощность N в Вт, затем полученное значение перевожу в л.с.

6. Делаю Получаю

а) нахожу высоту подъёма H а) H=h•n.

б) измеряю массу тела m б) m =

в) вычисляю работу A в) A=F•s=m•g•H.

г) вычисляю мощность N г) N= A/t=mgH/t.



7. Таблица результатов эксперимента

n

h, м

H, м

m, кг

A, Дж

T, с

N, Вт

N, л.с.










8. Делаю выводы: я научился вычислять механическую мощность

9. Объясняю результаты: мощность показывает, какая работа совершается за единицу времени.

10. Анализирую результаты. Полученный результат соизмерим со средней мощностью человека при спокойной ходьбе, т. е. 70 – 90 Вт. Чему равна мощность человека при спуске по лестнице? Отличается ли она от мощности при подъёме по той же лестнице?

Критерии оценки выполненного задания:

Правильно оформленный письменный отчет – 10 баллов (по 1 баллу за каждый пункт в отчете).

Оценочная шкала:

• «неудовлетворительно» до 5 баллов;

• «удовлетворительно» от 5 до 6 баллов;

• «хорошо» от 7 до 8 баллов;

• «отлично» от 9 до 10 баллов.

Компетентностно-ориентированные задания позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала, способствуют развитию мышления, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету. Их выполнение организует деятельность ученика, повышает ответственность, создает ситуацию успеха.

Литература:

1. Пашкевич А.В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы / Пашкевич А.В.- Изд.2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2016 -393 с.

2. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В.Миронов. –Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 174 с.

3. Пашкевич А.В. Оцениваем метапредметные результаты. / А.В. Пашкевич.- Волгоград : Учитель, 2016. – 135 с.

4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm;

5. Компетентностно-ориентированные задания. /Сборник по материалам телекоммуникационного обучающего проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок».- Омск: 2012.-123с.


6