Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма, направлена на решение бытовых проблем, связана с решением стандартных, стереотипных задач.
Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение чтению и письму, говорению и слушанию.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Чтобы добиться грамотного письма нужно заинтересовать детей, не столько занимательным материалом, сколько тем фактом, что они занимаются серьезным делом на уроке. Именно серьезное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению.
На уроках русского языка я ставлю следующие задачи:
- формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов к предмету;
- формирование умений грамотного письма, грамотной речи;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- учить обнаруживать ошибку в письменном тексте;
- отработка основных орфографических правил;
- в процессе обучения ребёнка обучать применять орфографические правила на практике;
- развитие устной и письменной речи;
- развитие вербальных и невербальных функций, участвующих в тексте в процессе письма.
Приёмы способствующие формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяющие повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.
1)Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка - «Удивляй!», «Яркое пятно», "Отсроченная отгадка", «Проблемная ситуация».
2)Приёмы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать – «Алгоритм», «Опорный конспект», «Отсроченная отгадка», «Толстые и тонкие вопросы», «Своя опора», «Ключевые слова»
3)Приёмы формирования грамотного письма – Проговаривание, игра «Огоньки», «Ошибкоопасное место», «Цветные поля», «Лови ошибку». Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа.
Представленные приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.
Работа по развитию орфографической зоркости ведется на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.