СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы саморегуляции эмоционального состояния

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование профессиональных качеств: коммуникативные способности, рефлекию, способность к эмпатию.

Просмотр содержимого документа
«Способы саморегуляции эмоционального состояния»

Тренинг : «Способы саморегуляции эмоционального состояния»

Цель: Развитие способностей саморегуляции и расслабления, формирования положительного эмоционального состояния.

Задачи:

  1. Научить специалистов практическим навыкам стабилизации эмоционального состояния, через релаксацию и саморегуляцию.

  2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг другу.

  3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Условие проведения: просторное помещение.

Оборудование: Стулья, карандаши, краски, фломастер или маркер, ватман (3-4), цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, релаксационная музыка, шарик.

Организационная часть:

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашем тренинге. Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть. Узнать о техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния, некоторые из которых можно применять для себя.

Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: слушать друг друга внимательно, понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время;

Правила группы:

  • Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);

  • Общение по принципу «здесь и сейчас» ( обсуждение только того над чем ведется работа);

  • Обращение на ты;

  • Активность ( даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить);

  • Искренность в общение;

  • Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он не прав», «Он мне не нравится»)

  • Уважение к говорящему ( У каждого должна быть возможность высказаться)


Ритуал приветствия:

Упражнение "Волшебный клубок"

Материал: клубок ниток.

Инструкция. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать нам о себе. Своем увлечении, хобби, ваш девиз по жизни и т.д.? Меня зовут … и я очень … (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок человеку, сидящему напротив).

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с участниками обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их: «как вы думаете, почему мы составили такую паутину?».

Посмотрите, какая у нас получалась паутина! А как вы думаете, благодаря чему или кому?

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый участник должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться – в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.

Время проведения: 10-15 минут

Тест «Семь «Я» человека»

Этот тест покажет Вам, какой Вы человек, какой в вас заложен потенциал, а возможно, Вы, что -то не открыли в себе, и что-то нужно изменить

Специалистам предлагается выполнить тест «Семь «Я» человека».

Инструкция:

П осмотрите на эту человеческую фигуру, она состоит из семи частей, семи людей, объединенных в единое целое. Ваша задача — выделить ту из фигур, которая кажется вам наиболее важной, основной. Возможно, вы выделите не одну фигуру, а две или несколько, это на ваше усмотрение.

(Специалисты выполняют задание (2-3 минуты).)

Для того чтобы вам стал понятен смысл этого теста, надо расшифровать значение каждого символа. Один человек состоит из семи так называемых оболочек, семи жизненно важных элементов, которые изображены в нашем рисунке. Ключ к тесту на обратной стороне Остановимся на каждой оболочке в отдельности.

Ключ к тесту.

  • ОБОЛОЧКА ПЕРВАЯ, ВНЕШНЯЯ - это человек об­щественный, то есть отношение человека с обществом, с его непосредственным окружением. Если вы ЗА­КРАСИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то можно говорить о том, что в вашей жизни большую роль играет соци­альный статус, иерархия, положение в обществе, мате­риальные ценности и блага цивилизации.

  • ОБОЛОЧКА ВТОРАЯ — это собственно личность че­ловека, накопленный им жизненный опыт, его отно­шение к добру и злу, жизненные установки, воспита­ние и заложенные в него родителями моральные цен­ности. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то для вас на первом месте стоит душа человека, духов­ные ценности.

  • ОБОЛОЧКА ТРЕТЬЯ — высокие помыслы человека, его мечты, заложенный в нем творческий потенциал. Если вы ЗАКРАСИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то вы, не­сомненно, являетесь натурой творческой, богато ода­ренной, вы цените окружающий вас мир и умеете на­слаждаться его красотой, не пытаясь извлечь из нее корысть. Вы эстет, художник и поэт.

  • ОБОЛОЧКА ЧЕТВЕРТАЯ, ВНУТРЕННЯЯ – это интеллект человека, эрудиция, способность к трезво­му восприятию мира, адекватность оценки и здравый смысл. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то вы в полной мере обладаете всеми перечисленными ка­чествами и в других людях цените то же самое.

  • ОБОЛОЧКА ПЯТАЯ, ВНУТРЕННЯЯ - это область человеческих чувств, эмоции. Если вы ЗАКРАСИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то вы живете, прежде всего чувства­ми, вы воспринимаете мир сердцем, для вас на первое место выходят отношения с людьми, ваши ощущениями впечатления от мира. Вы ненавидите холодную рас­четливость и за искренность готовы простить челове­ку любую нанесенную вам обиду.

  • ОБОЛОЧКА ШЕСТАЯ, ВНУТРЕННЯЯ - это женственность или муже­ственность, чувственность.

ОБОЛОЧКА СЕДЬМАЯ, ВНУТРЕННЯЯ — импуль­сивность, противоречивость, склонность к сомнениям. В любом человеке сидит чертик, и если вы ВЫДЕЛИ­ЛИ ЭТУ

ОБОЛОЧКУ то в вас он очень силен.


Упражнение: Рисунок «Образ выгоревшего специалиста. Негатив в позитиве»

Цель: пробуждение творческого потенциала участников. Стимулирование к тому, что бы выйти из своих привычных ролей, посмотреть на ситуацию с разных позиций, на себя со стороны.

Материал: Ватманы на группы, фломастеры, карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы с вами разделимся на мини группы и разойтись как можно дальше что бы другие участники не слышали ваших творческих замыслов.. Деление на группы происходит следующим образом вытаскиваем билетики с названием группы (Педагоги, воспитатели, творческая группа).

У каждой группы будет лист ватмана, на которой нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некой характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте образ и его название, запишите его на оборотной стороне ватмана. Вам дается на это 10 мин.

Теперь по очереди покажите свои рисунки, авторы молчат и слушают, а другие группы обсуждают. 

Вопрос: Что вы видите на рисунке, какие символы используются чтобы выразить эмоциональное страдание?

А теперь авторы назовите свой рисунок и скажите, каков был ваш изначальный замысел, кого вы рисовали, что хотели сказать рисунком.

Теперь передайте соседней группе по часовой стрелке свой рисунок. Ваша задача – так изменить полученные вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания там было изображено что- то позитивное, можно дописывать фразы. Придумать новое название. Давайте обсудим , как изменился рисунок. Авторы молчат. Какой была идея автора.

Вот видите все можно изменить, даже  самую тяжелую ситуацию.

Упражнение Релаксация «Путешествие на облаке».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов, активизация внутренних ресурсов.

Время: 10 мин.

Психолог: Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Оно спустилось с небес и ждет вас. Прыгните на него. Облако белое и нежное, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо… Теперь вы снова на своем белом облаке, и оно доставляет вас назад, на ваше место. Спуститесь с облака и понаблюдайте, как оно медленно тает в воздухе. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.


Упражнение « Вселенная моего «Я»

Психолог: У каждого из нас множество возможностей, эмоций, интересов, которые делают нас неповторимыми, не похожими на других. Это внутренний мир, спрятанный от глаз посторонних, но такой огромный и уникальный. Есть и много общего, объединяющего. Все мы взаимосвязаны и нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.

А так как наш внутренний мир можно сравнить с космосом и вселенной, то мы одновременно составим «Карту звездного неба».

А теперь давайте мы с вами творчески поработаем. На ваших столах лежат цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей возьмите их. В центре цветного картона: вырежьте солнышко из цветной бумаги и наклейте. Напишите в нем красивую букву «Я» (знайте, что это вы: неповторимые, оригинальные, единственные на Земле). Раскрасьте «Я» так, как вам хочется. Вы – это центр Вселенной, вокруг вас находятся планеты как звезды.

Вырезаем звездочки любого размера, любого цвета и наклеиваем рядом с солнышком. Звездочки не должны быть безымянными, назовите звездочки именами своих близких, кого бы Вы предпочли, чтобы были рядом, а кого вдалеке.

После окончания работы посмотрите на «Карту звездного неба». Проанализируйте свою работу, задайте вопрос кому из ваших близких нужна помощь, кто возле них рядом, кому можно доверять, а может изменить отношение кому - то и т.д..

Упражнение «Шарик» (работа с гневом)

Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев.

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.

Представьте себе, что шарик -это ваше тело, а воздух внутри шарика -это ваш гнев или злость.

Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук?

(Он улетит.)

Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями»

(Участники выполняют задание.)

Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе.

А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из многих упражнений.

Упражнение «Дыхание»

Цель: расслабление организма.

Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре —на задержку дыхания, четыре —на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

Игра «Ларец желаний»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроения.

Участникам предлагается достать из ларца листы, на которых написано, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты:

В ближайшее время тебе особенно повезет!

Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!

Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!

Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!

Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!

Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!

Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе зима!

Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!

Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!

Не бойся своих желаний, их исполнение дает новые жизненные ресурсы!

А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!

Загляни внутрь себя, там есть все то, что тебе так импонирует в других людях!

Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся… дорожи этим!

Внутри каждого человека есть хотя бы одно малюсенькое позитивное качество…рассмотри его!


Анкета обратной связи.


Упражнения "Аплодисменты по кругу"

Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Анкета обратной связи.


Пожалуйста оцените по 5 – бальной системе:


Актуальность предложенного материала


1

2

3

4

5

Доступность материала для понимания


1

2

3

4

5

Свою заинтересованность в данной теме


1

2

3

4

5

Свою активность в данной встрече


1

2

3

4

5

Привлекательность формы проведения


1

2

3

4

5



Ваши пожелания__________________________________________________

__________________________________________________________________


СПАСИБО ВСЕМ!!!