ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Тема: Способы словесного оформления публичного выступления.
Цель:
- обобщить и систематизировать материал по курсу «Русский язык и культура речи»; - совершенствовать навыки словесного оформления публичного выступления
- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-
следственные связи, систематизировать, обобщать.
Задачи:
1.Учиться использовать теоретический материал при выполнении практических заданий.
2. Отрабатывать навыки публичного выступления;
3. Способствовать развитию логического мышления (умению сравнивать и анализировать единицы речи).
Средства обучения: ММК, учебная и дополнительная литература, лекции
Ход работы:
Деление группы по 3-4 человека.
Подготовка кластера об одном из разделов курса «Русский язык и культура речи»
Инструкция по выполнению
Практическая работа выполняется в микрогруппах по 3-4 человека.
Кластер выполняется в тетради для практических работ.
Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.
Каковы этапы работы при составлении кластера?
1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап - студент записывает все то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Памятка по составлению кластера
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.
Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.
Для создания кластера нужно:
1) ознакомиться с текстом;
2) составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом;
3) посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;
4) вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
5) затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом; у каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники;
6) схема кластера должна быть аккуратной; во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет;
7) в итоге появляется запись-структура, которая отражает размышления.
Презентация группового проекта.
Критерии оценивания
Логичность построения выступления
Грамотность и выразительность речи
Раскрытие теоретической части вопроса
Глубина выводов
Умение аргументировано отвечать на вопросы
Оригинальность формы представления результата своей деятельности
Отметка «5». Сообщение соответствует всем критериям.
Отметка «4». Имеются нарушения 1-2 критериев.
Отметка «3». Имеются нарушения 3-4 критериев.
Отметка «2». Работа не соответствует критериям
Литература:
Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие (Среднее профессиональное образование). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 класс/ сост. В.В. Ежов.- – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.