СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы словесного оформления публичных выступлений (составление кластера)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка позволит обобщить и систематизировать материал по курсу «Русский язык и культура речи», совершенствовать навыки  словесного оформления публичного выступления, а также развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать.

 

Просмотр содержимого документа
«Способы словесного оформления публичных выступлений (составление кластера)»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6


Тема: Способы словесного оформления публичного выступления.

Цель:

- обобщить и систематизировать материал по курсу «Русский язык и культура речи»;         - совершенствовать навыки словесного оформления публичного выступления

- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-

следственные связи, систематизировать, обобщать.


Задачи:

1.Учиться использовать теоретический материал при выполнении практических заданий.

2. Отрабатывать навыки публичного выступления;

3. Способствовать развитию логического мышления (умению сравнивать и анализировать единицы речи).

Средства обучения: ММК, учебная и дополнительная литература, лекции

Ход работы:

  1. Деление группы по 3-4 человека.


  1. Подготовка кластера об одном из разделов курса «Русский язык и культура речи»


Инструкция по выполнению

  1. Практическая работа выполняется в микрогруппах по 3-4 человека.

  2. Кластер выполняется в тетради для практических работ.

Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники. 

Каковы этапы работы при составлении кластера?
1 этап - посередине чистого листа  пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап - студент записывает все то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

       В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Памятка по составлению кластера

     Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

     Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, помогает  развитию речи, мышления, воображения.

        Для создания кластера нужно:

1)  ознакомиться  с текстом;

2) составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом;

3) посередине  листа  записать  ключевое слово или предложение, которое является главным  для раскрытия темы, идеи;

4) вокруг этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы;

5)  затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым словом; у каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники;

6) схема кластера должна быть аккуратной; во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет;

7)  в итоге появляется запись-структура, которая отражает  размышления. 


  1. Презентация группового проекта.

Критерии оценивания

  1. Логичность построения выступления

  2. Грамотность и выразительность речи

  3. Раскрытие теоретической части вопроса

  4. Глубина выводов

  5. Умение аргументировано отвечать на вопросы

  6. Оригинальность формы представления результата своей деятельности


Отметка «5». Сообщение соответствует всем критериям.

Отметка «4». Имеются нарушения 1-2 критериев.

Отметка «3». Имеются нарушения 3-4 критериев.

Отметка «2». Работа не соответствует критериям




Литература:

  1. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие (Среднее профессиональное образование). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

  2. Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 класс/ сост. В.В. Ежов.- – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.