СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Способы стимулирования и мотивации деятельности учащихся на уроке музыки (из опыта работы)»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармонической личности. В связи с этим возникает проблема повышения интенсивности урока, его насыщенности, а главное повышение мотивации и стимулирования деятельности на уроке музыки.

Просмотр содержимого документа
««Способы стимулирования и мотивации деятельности учащихся на уроке музыки (из опыта работы)»»

Выступление на РМО учителей музыки, ИЗО, искусства

по теме «Способы стимулирования и мотивации

деятельности учащихся на уроке музыки»

из опыта работы учителя музыки

МБОУ СОШ №2 г. Цимлянска

Краснянсковой И.И.


Атмосфера творчества на уроках музыки – условие формирования духовной культуры школьников.

С первых дней работы учителя музыки нередко встаёт проблема: как создать такую атмосферу, что бы каждый урок превратился в радостные и счастливые мгновения для ребёнка, что бы жизнь школьника на каждом уроке была живой и интересной, полной смысла и переживаний, поисков и находок.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.


Содержание учебного процесса на уроках музыки нацеливаю на формирование потребности к полноценному художественному общению с произведениями различных видов искусств: музыки, литературы (сказки, загадки, поэзия) ИЗО, хореографии, экранного искусства (видео); на расширение как общего, так и музыкального кругозора, развитие эмоционально-образного мышления в опоре на чувства и интеллект, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Используя интеграцию искусств, сравнительный анализ художественных произведений, создание стимулирующей поисковой ситуации, у учащихся формируется ассоциативно-образное мышление, эмоционально-познавательная деятельность, совершенствуется память, внимание, воображение (выполнение различных творческих заданий: создание ребусов, стихотворений, рисунков и т.д.)


Пример обращения к литературе - использование загадок на закрепление изученного материала:

Шаляпин всем на зависть пел,

Талант огромный он имел,

Все потому, что изучал

Искусство, что зовут ...  (вокал)

Как монолог музыкальный зовется,

Когда он на сцене артистом поется?  (Ария)

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармонической личности. В связи с этим возникает проблема повышения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения данной проблемы могут стать современные информационные технологии.

Как много новых технологий

К нам с новым веком в класс пришли.

Забудем, как грамзаписи крутили

И нотный стан по линиям вели.

Огромные возможности открыл

Для нас компьютер.

С ним теперь твори!

(Екимова Римма Витальевна)

При разучивании песен на уроках, так называемые минусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение.

С использованием интерактивных технологий простое слушание для учителя музыки открывается новые возможности по использованию наглядно - дидактического и демонстрационного материала на уроке:

• Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки.

• Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства.

• Создание проблемной ситуации на уроке, организация проектной деятельности.

Кроме этого, включение компьютеров в программу общеобразовательной школы способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности.

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать нотную грамоту.

Интернет-технологии на уроках музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информация о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий и т. д.


На своих уроках демонстрирую презентации, разработанные мною к изучаемым темам, а также разработанные коллегами и адаптированные под урок. Использую CD\DVD диски с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, рок-опер. Использование видеоклипов и видеороликов, фрагментов документальных фильмов, записей телепередач позволяет проводить виртуальные экскурсии по музыкальным театрам, музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве.


Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки, является метод проектов. Учитель предлагает ученику проблему, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель подсказывает новые источники информации, направляет мысли учеников для самостоятельного поиска. В результате ученики самостоятельно решают проблему, применив необходимые знания из разных областей.

Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.

Так например, ребята 7 класса готовят и защищают проект «Мой любимый исполнитель», что позволяет ребятам поделиться частью своих интересов с одноклассниками, узнать ближе друг друга и круг музыкальных предпочтений, узнать о различных музыкальных направлениях современного искусства.

Методы мотивации учащихся к слушанию классической музыки:

  • Инновационной формой работы является использование сотовой связи. У многих школьников на сотовых телефонах запрограммированы самые разнообразные фрагменты классической музыки. Получив домашнее задание, определить название фрагмента или композитора, учащиеся с удовольствием выполняют его.


  • Пластическое интонирование – это тот волшебный ключик, который помогает ввести ребёнка в сложный мир инструментальной музыки. Педагогические наблюдения показали, что при обычном слушании инструментальной музыки восприятие ребёнка остаётся пассивным. Он легко схватывает эмоциональный образ целого, но не способен развернуть логику музыкальной мысли во времени. Поэтому, когда ребёнок начинает «исполнять» с помощью пластического интонирования симфоническую музыку, он поднимается на ступеньку выше в понимании художественного образа произведения. Ребёнок становиться одновременно и слушателем и исполнителем.


  • Великий композитор А.Н. Скрябин говорил: «Каждый звук имеет свой цвет». Известная поэтесса Матвеева написала:

«Вы объяснили музыку словами,

Но видно ей не надобны слова,

Не то, она, соперничая с вами

Словами изъяснялась бы сама

А лучше взять листок, карандаши

Изобрази все, что услышал ты»

При прослушивании классического произведения ребята получают одно из заданий:

- изобрази цветом (линиями, штрихом и тд.) свои эмоции, которые ты чувствуешь слушая данное муз.произведение;

- нарисуй иллюстрацию к муз.произведению.


В 5-7 классе проводим музыкальные физминутки, динамические паузы. У пятиклашек любимая физминутка в исполнении Владимира Винокура автор музыки Борис Савельев «Танцуйте сидя».


Метод «синквейн» - является одним из методов развития логического мышления. Используется с учащимися 6-7 классов. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке. Метод основан на дедуктивном структурировании процесса осмысления музыкального произведения. Данный метод представляет определённую конструкцию высказывания, которое основано на алгоритме действий, состоящих из пяти шагов:

- сформулировать основную мысль звучащего произведения (обычно 1 существительное);

- двумя глаголами дополнить характеристику выделенной мысли;

- охарактеризовать её с помощью трёх прилагательных;

- в одном предложении выразить собственное отношение к основной идее произведения;

- одним словом сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение произведения.

Каждому учащемуся даётся 5-7 минут чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даёт возможность критически рассмотреть тему. Затем группа знакомится с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию. Синквейны - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации.

«Минута славы» - на уроке предоставляется время для демонстрации своих музыкальных способностей: игра на музыкальном инструменте, вокальное исполнение и пр. Возникает редкая возможность наблюдать за детьми в процессе восприятия «живого» искусства, видеть непосредственный эмоциональный отклик или его отсутствие.


«Собери слово». Собрать из букв, которые расположены в разброс название музыкального инструмента или фамилию композитора и тд. Буква в круге - начало слова.


Таким образом можно сделать вывод о том, что применение широкого арсенала различных методов музыкального образования и воспитания, а так же современных технологий:

  • личностно – ориентированного обучения;

  • проектных технологий;

  • технологий проблемного обучения;

  • технологий развития критического мышления;

  • ИКТ

способствует формированию познавательной мотивации школьников на уроках музыки.



Учитель музыки МБОУ СОШ №2 г. Цимлянска И.И. Краснянскова


2