СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП с несколькими придаточными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для закрепления СПП с несколькими придаточными

Просмотр содержимого документа
«СПП с несколькими придаточными»

Сложноподчинённые  предложения с несколькими придаточными.

Сложноподчинённые предложения

с несколькими

придаточными.

Цели урока .   1. Закрепить знания классификации СПП с несколькими придаточными;  2. Показать особенности пунктуации таких предложений;  3. Продолжить отработку пунктуационных навыков в СПП данной структуры.

Цели урока .

1. Закрепить знания классификации СПП с несколькими придаточными;

2. Показать особенности пунктуации таких предложений;

3. Продолжить отработку пунктуационных навыков в СПП данной структуры.

Виды подчинения. Однородное Последовательное Параллельное

Виды подчинения.

Однородное

Последовательное

Параллельное

Однородное подчинение  - это такое подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. [ Видел Егорушка ] , (как мало-помалу темнело небо ) , (как опускалась на землю мгла ) , (как засветились одна за другой звёздочки ) . что? , , , . как как как
  • Однородное подчинение - это такое подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

[ Видел Егорушка ] , (как мало-помалу темнело небо ) , (как опускалась на землю мгла ) , (как засветились одна за другой звёздочки ) .

что?

,

,

,

.

как

как

как

Последовательное подчинение - это такой тип подчинения, при котором первая придаточная часть относится к главной, вторая - к первой придаточной и т.д. [ Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ] , (так как боялись отца ) , (который ,со своей стороны, был тоже несколько смущён ) , (хотя старался этого не показывать ).  ( Н.Гоголь) , , , . хотя который так как

Последовательное подчинение - это такой тип подчинения, при котором первая придаточная часть относится к главной, вторая - к первой придаточной и т.д.

  • [ Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ] , (так как боялись отца ) , (который ,со своей стороны, был тоже несколько смущён ) , (хотя старался этого не показывать ). ( Н.Гоголь)

,

,

,

.

хотя

который

так как

Параллельное подчинение - это такой тип подчинения, при котором придаточные относятся к общей для них главной части и являются разными по значению либо относятся к разным словам в главной части ( в этом случае они могут быть одинаковыми по значению). (Так как другие деревья были ниже рябин ) , [ то и создавалось впечатление ] , (что село стоит в рябиновом лесу ) . . , , Так как что

Параллельное подчинение - это такой тип подчинения, при котором придаточные относятся к общей для них главной части и являются разными по значению либо относятся к разным словам в главной части ( в этом случае они могут быть одинаковыми по значению).

(Так как другие деревья были ниже рябин ) , [ то и

создавалось впечатление ] , (что село стоит в рябиновом лесу ) .

.

,

,

Так как

что

Комбинированное подчинение - это такой тип подчинения, при котором возможно сочетание однородного и неоднородного подчинения, а также последовательного подчинения. [В воздухе,  ( куда ни взглянешь), кружатся целые облака снежинок], ( так что не разберёшь), (идёт ли снег с неба или с земли). , . , … , … куда ни … ли…  так что…  последовательное параллельное

Комбинированное подчинение - это такой тип подчинения, при котором возможно сочетание однородного и неоднородного подчинения, а также последовательного подчинения.

[В воздухе, ( куда ни взглянешь), кружатся целые облака снежинок], ( так что не разберёшь), (идёт ли снег с неба или с земли).

,

.

,

,

куда ни …

ли…

так что…

последовательное

параллельное

Потренируемся

Потренируемся

Определите тип подчинения. Виктор просился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.  [ ], (потому что ), (что ). прид. изъяснит. прид. причины последовательное

Определите тип подчинения.

Виктор просился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

[ ], (потому что ), (что ).

прид. изъяснит.

прид. причины

последовательное

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.    прид. времени прид. определит.  (Когда ), [ ], (которых ).  параллельное

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

прид. времени прид. определит.

(Когда ), [ ], (которых ).

параллельное

Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевают птицы, когда ещё роса не просохла на тенистых полянках парка), весь лагерь пришёл провожать Альку.    прид. обст. времени [ ,(когда . ), (когда ) ].  прид. обст времени однородное

Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевают птицы, когда ещё роса не просохла на тенистых полянках парка), весь лагерь пришёл провожать Альку.

прид. обст. времени

[ ,(когда . ), (когда ) ].

прид. обст времени

однородное

Как я ни отказываюсь от гонораров, от них нельзя отделаться, потому что люди не верят в действенность. прид. уступки прид. причины (как ни), [ ], (потому что) . параллельное

Как я ни отказываюсь от гонораров, от них нельзя отделаться, потому что люди не верят в действенность.

  • прид. уступки прид. причины

(как ни), [ ], (потому что) .

параллельное

Начинало слегка давить виски, так же как давит голову, когда долго кружишься на карусели.    прид. обст. обр.действ прид. времени [ ], ( так же как ), (когда).    последовательное

Начинало слегка давить виски, так же как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

прид. обст. обр.действ прид. времени

[ ], ( так же как ), (когда).

 

последовательное

Саврасов заглянул к нам из другого мира,  где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.   [ ], (где) и (откуда). прид.опред.  прид.опред. однородное

Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

  • [ ], (где) и (откуда).

прид.опред.

прид.опред.

однородное

Если мы внимательно выслушаем лекцию, узнаем, как важно знать правила движения, как надо вести себя на улице.  прид. услов. прид. изъяснит. (Если),[ ],(как),(как).  Парал. Однор. комбинированное

Если мы внимательно выслушаем лекцию, узнаем, как важно знать правила движения, как надо вести себя на улице.

прид. услов. прид. изъяснит.

(Если),[ ],(как),(как).

  • Парал.

Однор.

комбинированное

Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, откуда открывается вид на пруд, заглохший цветник, где на запущенных клумбах пасётся привязанный на верёвке телёнок. прид.опред. прид.опред.   [ ], (откуда ), (где ). последовательное

Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, откуда открывается вид на пруд, заглохший цветник, где на запущенных клумбах пасётся привязанный на верёвке телёнок.

прид.опред.

прид.опред.

  • [ ], (откуда ), (где ).

последовательное

Где гнутся над омутом лозы,  Где летнее солнце печёт,  Летают и пляшут стрекозы,  Весёлый ведут хоровод.  (А.К.Толстой)  прид. места  (где ), (где ), [ ] .   прид . места однородное

Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт, Летают и пляшут стрекозы, Весёлый ведут хоровод. (А.К.Толстой)

прид. места

(где ), (где ), [ ] .

прид . места

однородное

По схеме определите виды подчинения в предложениях . 1.  [  , ( 1 ) ,  ] , ( 2 )   2.  [  , ( 1 ) ,  ] , ( 2 )   3. ( 1 ) ,  [  ] , ( 2 ), ( 3 )     4. ( 1 ), ( 2 ),  [  , ( 3 ) , ]  , ( 4 )

По схеме определите виды подчинения в предложениях .

1. [ , ( 1 ) , ] , ( 2 )

2. [ , ( 1 ) , ] , ( 2 )

3. ( 1 ) , [ ] , ( 2 ), ( 3 )

4. ( 1 ), ( 2 ), [ , ( 3 ) , ] , ( 4 )

 Укажите, какая из схем соответствует предложению . Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.   А)  [  так ] , ( что ), ( как ), ( как )   Б)  [  так  ] , ( что ), ( как ), ( как )   В)  [  так  ] , ( что ), ( как ), ( как )

Укажите, какая из схем соответствует предложению .

Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.

А) [ так ] , ( что ), ( как ), ( как )

Б) [ так ] , ( что ), ( как ), ( как )

В) [ так ] , ( что ), ( как ), ( как )

Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных (1)Разнообразнее раскрывается страна. (2) На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит её на тысячи лет. (3) Но знаете,- добавил он с тревогой, - что-то человек уж начал затаптывать и разорять землю. (4) А ведь красота земная – вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (5) Это одна из наших конечных целей.  2

Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных

  • (1)Разнообразнее раскрывается страна. (2) На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит её на тысячи лет. (3) Но знаете,- добавил он с тревогой, - что-то человек уж начал затаптывать и разорять землю. (4) А ведь красота земная – вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (5) Это одна из наших конечных целей.

2

Среди данных предложений найдите СПП с однородными придаточными.   1)Пейзаж был основой, с которой началось возрождение этой святыни.2) Всё в совокупности: лес, вековые деревья, холмы, вода в прудах и прихотливо бегущий тут Сороти, луга, мосток, мельница – оставляет у посетивших Михайловское чувство свидания с Пушкиным.3) Такова сила пейзажа.4) Но только непосвященному может казаться, что всё это «сделалось само собой» и что так было всегда. 5) Далеко нет.8) Пейзаж «легко оскорбить», разрушить его гармонию какой-то несобранностью, необдуманной постройкой , оградой, назойливым указателем, да мало ли чем! 4

Среди данных предложений найдите СПП с однородными придаточными.

  • 1)Пейзаж был основой, с которой началось возрождение этой святыни.2) Всё в совокупности: лес, вековые деревья, холмы, вода в прудах и прихотливо бегущий тут Сороти, луга, мосток, мельница – оставляет у посетивших Михайловское чувство свидания с Пушкиным.3) Такова сила пейзажа.4) Но только непосвященному может казаться, что всё это «сделалось само собой» и что так было всегда. 5) Далеко нет.8) Пейзаж «легко оскорбить», разрушить его гармонию какой-то несобранностью, необдуманной постройкой , оградой, назойливым указателем, да мало ли чем!

4

Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:   (1) Эти слова принадлежат матери Терезе, женщине, чья подвижническая жизнь была настолько насыщенна, что не может не удивлять и с трудом укладывается в наши традиционные представления. (2) Её считали святой ещё при жизни. (3) В 20 веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими помощницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. (4) Ею восхищались, её превозносили, перед ней преклонялись, её боготворили. 1

Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:

  • (1) Эти слова принадлежат матери Терезе, женщине, чья подвижническая жизнь была настолько насыщенна, что не может не удивлять и с трудом укладывается в наши традиционные представления. (2) Её считали святой ещё при жизни. (3) В 20 веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими помощницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. (4) Ею восхищались, её превозносили, перед ней преклонялись, её боготворили.

1

Среди данных предложений найдите СПП с неоднородным (параллельным) соединением придаточных:   1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. 1

Среди данных предложений найдите СПП с неоднородным (параллельным) соединением придаточных:

1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек.

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя