СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП с придаточной времени. Материалы для работы на уроке (+ для интеграции)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические материалы по теме "СПП с придаточной времени" для работы на уроке в интегрированном классе (для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабовидящих учащихся).

Просмотр содержимого документа
«СПП с придаточной времени. Материалы для работы на уроке (+ для интеграции)»

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ


1. Проверка знания изученного материала. Схематический диктант.

Не записывая предложений, начертить их схемы и определить вид придаточных.

(Учитель чертит схемы на доске, чтобы учащиеся их не видели. Затем идёт сверка.)

Мне х__тел__сь бы уйти туда, где можно сп__койно пр__дат__ся своим мыслям.

_______________________________________

В том месте, куда зашло со__нце, небо ещё рдело багрян__ыми полосами.

________________________________________

В ясный день вы увид__те, как осен__яя п__утина бл__стит на солнце.

___________________________________________________


2. Изучение нового материала. Наблюдение. Беседа.

(Когда солнышко пригреет), [красна ягодка созреет.]

С тех пор как погиб отец, заботы о семье взял на себя его брат.

Было светло и тепло, пока горел костер.


3. Заполнение таблицы.

Виды придаточных частей в сложноподчиненных предложениях

Вид придат. части

К чему относится?

Вопрос

Смысловые отношения

Чем присоединяется?

времени

1)_________________

___________________

2) _________________

___________________


обозначает

  1. союзы: _____________________

_______________________________

2) союзное слово _______________


4. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1. Из четырёх предложений надо найти СПП с придаточными времени. Расставить в них знаки препинания.

1. Мы отправились в путь когда взошло солнце и шли до самого вечера.

2. В тот зимний вечер о котором я рассказываю у нас в семье украшали ёлку.

3. Сон пришел чуть только я закрыл глаза.

3. Лектор рассказывал так что все сидящие с интересом слушали его.

2. Конструирование предложений.

Из данных простых предложений сконструируйте СПП с придаточными времени, используя разные союзы. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

Вып__л снег. Всё вокруг заиграло, заискрилось.

________________________________________________________________________

Мы соб__рались. Приш__л отец.

________________________________________________________________________

Я отош__л от к__стра. Холодный воздух охв__тил меня со всех сторон.

________________________________________________________________________

3. Самостоятельная работа.

Прочитайте предложения; выполните задания, выбирая правильный вариант ответа (букву взять в кружок).

А. В небольшой комнате, которую занимал Пётр стоял старый кожаный диван.

Б. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

В. Легко можно себе представить что чувствовал я в эту минуту.

Г. Я, как только вернулся, сразу же заметил изменения в доме.


1. В каких СПП допущены ошибки в постановке знаков препинания? А Б В Г

2. В каких СПП придат. часть стоит в середине главного? А Б В Г

3.Укажите СПП с придат. времени. А Б В Г

4. Укажите СПП с придат. определительным. А Б В Г

5. Найдите СПП с придат. изъяснительным. А Б В Г


5. Подготовка к контр. диктанту. Выполнение грам. заданий.

Бурундук

1) Я увидел бурундука. 2) Эта земляная белка проворно влезала на деревья и снова пряталась в траве.

1) Я заметил, что бурундук постоянно возвращается  к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. 2) Когда он уходил, его защечные мешки были туго набиты. 3) Когда же он появлялся снова, рот его был пуст. 4) Меня это заинтересовало. 5) Я подошел поближе и стал наблюдать.

1) На бревне лежали сухие грибы, корешки. 2) Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу еще не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. 3) Но зачем? 4) Тогда я вспомнил рассказы о том, что бурундук иногда делает большие запасы продовольствия. 5) Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит на траве, а к вечеру уносит обратно в свою норку. (В. К. Арсеньев.) 137 слов.

Грамматические задания к диктанту «Бурундук»

1. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

Вариант 1: абзац 1, предл. 1; абзац 2, предл. 2.

2. Выполните синтаксический разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксическая характеристика, обозначить части речи над словами, составить схему).

Вариант 1: абзац 3, предл. 1.

Вариант 2: абзац 1, предл. 2.

3. Составьте схемы предложений, укажите виды придаточных частей, поставьте вопросы, укажите средство связи в СПП, определите, каким членом предложения является союзное слово.

Вариант 1: абзац 2, пред. 1; абзац 2, предл. 3.

Вариант 2: абзац 2, пред. 2; абзац 3, предл. 4.

4. Творческое задание.

Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, времени с союзным словом в придаточной части.

Вариант 1: КОГДА.