СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ
1. Проверка знания изученного материала. Схематический диктант.
Не записывая предложений, начертить их схемы и определить вид придаточных.
(Учитель чертит схемы на доске, чтобы учащиеся их не видели. Затем идёт сверка.)
Мне х__тел__сь бы уйти туда, где можно сп__койно пр__дат__ся своим мыслям.
_______________________________________
В том месте, куда зашло со__нце, небо ещё рдело багрян__ыми полосами.
________________________________________
В ясный день вы увид__те, как осен__яя п__утина бл__стит на солнце.
___________________________________________________
2. Изучение нового материала.
Наблюдение. Беседа.
(Когда солнышко пригреет), [красна ягодка созреет.]
С тех пор как погиб отец, заботы о семье взял на себя его брат.
Было светло и тепло, пока горел костер.
3. Заполнение таблицы.
Виды придаточных частей в сложноподчиненных предложениях
Вид придат. части | К чему относится? | Вопрос | Смысловые отношения | Чем присоединяется? |
времени | 1)_________________ ___________________ 2) _________________ ___________________ | | обозначает | союзы: _____________________ _______________________________ 2) союзное слово _______________ |
4. Закрепление. Тренировочные упражнения.
1. Из четырёх предложений надо найти СПП с придаточными времени. Расставить в них знаки препинания.
1. Мы отправились в путь когда взошло солнце и шли до самого вечера.
2. В тот зимний вечер о котором я рассказываю у нас в семье украшали ёлку.
3. Сон пришел чуть только я закрыл глаза.
3. Лектор рассказывал так что все сидящие с интересом слушали его.
2. Конструирование предложений.
Из данных простых предложений сконструируйте СПП с придаточными времени, используя разные союзы. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.
Вып__л снег. Всё вокруг заиграло, заискрилось.
________________________________________________________________________
Мы соб__рались. Приш__л отец.
________________________________________________________________________
Я отош__л от к__стра. Холодный воздух охв__тил меня со всех сторон.
________________________________________________________________________
3. Самостоятельная работа.
Прочитайте предложения; выполните задания, выбирая правильный вариант ответа (букву взять в кружок).
А. В небольшой комнате, которую занимал Пётр стоял старый кожаный диван. Б. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. В. Легко можно себе представить что чувствовал я в эту минуту. Г. Я, как только вернулся, сразу же заметил изменения в доме. |
1. В каких СПП допущены ошибки в постановке знаков препинания? А Б В Г
2. В каких СПП придат. часть стоит в середине главного? А Б В Г
3.Укажите СПП с придат. времени. А Б В Г
4. Укажите СПП с придат. определительным. А Б В Г
5. Найдите СПП с придат. изъяснительным. А Б В Г
5. Подготовка к контр. диктанту. Выполнение грам. заданий.
Бурундук
1) Я увидел бурундука. 2) Эта земляная белка проворно влезала на деревья и снова пряталась в траве.
1) Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. 2) Когда он уходил, его защечные мешки были туго набиты. 3) Когда же он появлялся снова, рот его был пуст. 4) Меня это заинтересовало. 5) Я подошел поближе и стал наблюдать.
1) На бревне лежали сухие грибы, корешки. 2) Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу еще не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. 3) Но зачем? 4) Тогда я вспомнил рассказы о том, что бурундук иногда делает большие запасы продовольствия. 5) Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит на траве, а к вечеру уносит обратно в свою норку. (В. К. Арсеньев.) 137 слов.
Грамматические задания к диктанту «Бурундук»
1. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.
Вариант 1: абзац 1, предл. 1; абзац 2, предл. 2.
2. Выполните синтаксический разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксическая характеристика, обозначить части речи над словами, составить схему).
Вариант 1: абзац 3, предл. 1.
Вариант 2: абзац 1, предл. 2.
3. Составьте схемы предложений, укажите виды придаточных частей, поставьте вопросы, укажите средство связи в СПП, определите, каким членом предложения является союзное слово.
Вариант 1: абзац 2, пред. 1; абзац 2, предл. 3.
Вариант 2: абзац 2, пред. 2; абзац 3, предл. 4.
4. Творческое задание.
Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, времени с союзным словом в придаточной части.
Вариант 1: КОГДА.