СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП с придаточными определительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данного урока может быть применён при закреплении темы "Сложноподчинённые предложения"

Просмотр содержимого документа
«СПП с придаточными определительными»

9 класс русский язык

Учитель

гимназии №1 г. Белебея

Республики Башкортостан

Иванова Елена Борисовна


Тема урока: СПП с придаточными определительными


  • Цели урока: Развивать умение находить СПП с придаточными определительными в ряду других групп СПП.

  • Закрепить навыки в определении границ придаточного определительного и в постановке знаков препинания в СПП.

  • Работать над предупреждением грамматических ошибок, связанных с употреблением СПП с придаточными определительными.

Ход урока:

I. Организационный момент (Объяснение темы и цели урока)

II. Словарная разминка.

Построить лексическую цепочку из букв слова «ХЛОПУШКА»:

Полушка, плошка, опушка, пушка, купол, полка, холка, школа, пушок, лопух, ушко, шлак, полк, хлоп, хула, уха, лак, куш, пук, пол, шоу, лук, кол.


III. Развитие речи

  1. Составить 3 словосочетания с любыми из данных слов, определить виды связи в словосочетаниях.


  1. Составить 1-2 сложных предложения и определить их тип.


IV. Повторение и обобщение изученного по теме СПП с придаточными определительными в ряду СП.

1. Блиц-опрос:

- Какой общий признак есть у сложных предложений? Чем отличаются они от простых предложений?

- По каким признакам среди сложных предложений мы выделяем СПП?

- Что общего у СПП и словосочетаний?

- На какие 3 большие группы делятся СПП?

- С помощью чего связываются главное и придаточное предложения?

- Какая разница между союзами и союзными словами?

2. Проверка домашнего задания: упр.

3. Конструирование предложений: (записано на доске)

- Из данных частей составить предложения, объединив их по смыслу, объяснить знаки препинания и орфограммы на месте пропусков.

1. Ель стучала по ст..клу к..лючими ветками

2. Взглянув в окно я увидел сверкающую бел..зну выпавшего снега и подумал

3. Мне пр..шлось остаться на ночлег в ст..рожке лесника


потому что подн..лась сильная метель.


которые ра..качивал ветер.


что н..плохо было бы прокатиться на лыжах.

- Назвать виды придаточных предложений, средства связи.

- Какая тема объединяет эти предложения?

4. Отработка навыков в определении места придаточного определительного в составе СПП.

- Записать предложения, раскрывая скобки и ставя придаточное предложение после определяемого слова:

  1. В реке водится рыба (что протекает возле нашего села).

  2. В доме живет участник Великой Отечественной войны (который стоит рядом со школой).

  3. На дне лесного оврага бежал по каменистому руслу ручей (куда мы пришли).

- Составить схемы предложения.

5. Предупреждение грамматических ошибок, связанных с построением СПП с придаточными определительными.

­- Найти и исправить ошибки в построении предложений:

  1. Струи фонтана которые искрились на солнце и бившие казалось в самое небо освежали воздух.

  2. Огромная туча которая медленно двигалась и покрывающая небо заставила нас отказаться от прогулки.

  3. Занятия которые проводит новый учитель физкультуры и интересующие всех ребят я посещаю аккуратно.

6. Объяснить, в чем отступают от грамматических норм в своих произведениях русские писатели?

  • Илья Ильич сел к столу и быстро вывел: «Милостивый государь! Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствуют моему образу жизни…»

(А.И. Гончаров «Обломов»)

  • Вы меня извините, я человек, который работающий…

(А.П. Чехов «Хамелеон»)

  • Я человек, который в чинах, и то живу просто.

(А.П. Чехов «Свадьба»)

- Как было бы правильно записать эти фразы?

- Почему писатели отступили от грамматических норм?

7. Отработка навыков в определении границ придаточного определительного в СПП и постановке знаков препинания

Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (на экране работа выполняется устно).

1. Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.

2.Большую роль в операх Чайковского играет оркестр (1) в разных партиях (2) которого (3) нередко развиваются самостоятельные музыкальные темы.

3. Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

4. А. С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге. 

5. Степан Аркадьич держался одною рукой за дверцу остановившейся на углу кареты (1) из окна (2) ко­то­рой (3) высовывались женская голова в бархатной шляпе и две детские головки (4) и улыбался.

6. Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.

7. В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

8. На протяжении многовекового пути развития искусства батика (1) мастера-гравёры отбирали и отшлифовывали узоры (2) главным мотивом (3) которых (4) становились цветы и листья.

9. Мелкие насекомые (1) расход кислорода у которых (2) невелик (3) могут очень долго не пополнять запас воздуха.

10. В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично.

V. Проверочная работа в карточках (подборка материала задания 18 из тестов ЕГЭ):

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. 

1.Те­перь все живые сцены пу­те­ше­ствия вошли в поэму (1) сюжет (2) ко­то­рой (3) был до­ста­точ­но не­опре­делённым.


2.Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) ко­то­рой (3) при­ле­пи­лась одним боком боль­шая рус­ская печь.

 

3.Ор­га­низ­му че­ло­ве­ка (1) не­об­хо­ди­мы мик­ро­эле­мен­ты (2) ис­поль­зо­ва­ние (3) ко­то­рых (4) в ком­плекс­ных удоб­ре­ни­ях (5) уве­ли­чи­ва­ет пи­та­тель­ную цен­ность пло­дов и ово­щей.

 

4.Ма­лень­кие гор­ные речки (1) пре­вра­ти­лись те­перь в бур­ные по­то­ки (2) пе­ре­пра­ва (3) через ко­то­рые (4) от­ня­ла у нас много вре­ме­ни.

 

5.Ап­па­ра­ту­ра для точ­ных из­ме­ре­ний (1) на при­об­ре­те­ние (2) ко­то­рой (3) фирма вы­де­ли­ла столь вну­ши­тель­ные сред­ства (4) яв­ля­ет­ся со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мой для даль­ней­шей ра­бо­ты над про­ек­том.

 

6.Воз­рож­де­ние древ­не­го по­се­ле­ния (1) пер­вые упо­ми­на­ния (2) о ко­то­ром (3) в ле­то­пи­сях от­но­сят­ся к XIII веку (4) свя­за­но с име­нем Петра I.

 

7.Боль­шие (1) свет­лые зда­ния (2) окна ко­то­рых (3) от­ра­жа­ли пер­вые сол­неч­ные лучи (4) бе­жа­ли по обе сто­ро­ны до­ро­ги.

 

8.Ис­сле­до­ва­ние (1) по­свя­ще­но жанру тор­же­ствен­ной оды (2) по­э­ти­ка (3) ко­то­рой (4) при­об­ре­та­ет са­мо­быт­ные черты в твор­че­стве Ло­мо­но­со­ва.

 

9.Тёмный ста­рин­ный шкап (1) в бок (2) ко­то­ро­му (3) упи­ра­лась же­лез­ная койка с на­спех на­бро­шен­ным оде­я­лом (4) за­кры­вал собою по­ло­ви­ну и без того уз­ко­го гряз­но­го окна каюты.

 

10.За­го­во­рил Пётр Пет­ро­вич (1) при­выч­ка (2) ко­то­ро­го (3) сво­дить вся­кий раз­го­вор к спору (4) очень утом­ля­ла кол­лег.


(Карточки сдать на проверку)


VI. Обобщение работы на уроке:

- Над чем работали на уроке?

- Чему научились?

- Есть ли вопросы по теме «СПП с придаточными определительными»?

- Перечислить признаки данных СПП?

VII. Домашнее задание: (по усмотрению учителя)

VIII. Итоги урока.