СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе "СПП с придаточными определительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок в 9 классе к изучению сложноподчиненного предложения с придаточным определительным

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе "СПП с придаточными определительными"»

РУССКИЙ ЯЗЫК, 9 класс

ТЕМА: СПП с придаточными определительными.

ЦЕЛЬ: дальнейшее изучение СП.

ЗАДАЧИ: формировать умения находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении; производить(где это возможно и необходимо)их синонимическую замену; правильно употреблять в речи; расставлять знаки препинания; составлять схемы предложений с придаточными определительными; совершенствовать пунктуационные навыки и умения конструировать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, определять средства связи между главным и придаточным предложением, выделять предикативные основы; вооружать девятиклассников приёмами самостоятельной работы с учебным текстом и новой информацией; развивать коммуникативную компетентность (письменная и устная речь); создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетрадь, карточки.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

МЕТОДЫ: репродуктивный, анализ и синтез, словесный, практический.



ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Проверка домашнего задания.

Работа над темой урока.

Словарный диктант.

(в словосочетаниях найти главное слово, зависимое, поставить от главного слова к зависимому вопрос, определить, чем они выражены, указать способ связи; попутно определить лексическое значение некоторых словосочетаний)

(На доске работает ученик с карточкой.
Словообразовательный разбор.

Безоблачный облачный.
Безоблачный
(Отсутствие облачности.
Ближайшее, родственное слово  «облако»).

(Приставочный способ образования)

Истинный истина

(суффиксальный)

Загородный город.

(приставочно-суффиксальный)

Птицефабрика птица, фабрика 

(сложение основ с помощью соединительной гласной)

Летчик-испытатель
Летчик, испытатель
(сложение слов)

Вопросы

- Чем выражено главное слово в словосочетаниях?
                 (Существительным)
- На какие вопросы отвечают зависимые слова?
               (Какой? Который? Чей?)
- Как называются члены предложения, которые отвечают на вопросы какой? который? чей?
                (Определение)
- Какой частью речи могут быть выражены определения?
               (Существительным,  прилагательным,  наречием,
                местоимением,  причастием, глаголом неопределенной
               формы)
- Какую роль играют определения в данных словосочетаниях?
              (Они обозначают признак  и поясняют существительное)
- Так как определения чаще всего выражены прилагательными, то повторим, от чего  и с помощью чего они образованы.
             ( Отвечает ученик  у доски, который объясняет,
             что прилагательные  могут быть образованы следующими
             способами…
             можно вспомнить те способы образования прилагательных,
             которые не встретились в данных примерах).

Мы вспомнили, что определения отвечают на вопросы какой? который? чей? Обозначают они признак и относятся к существительному.
А сегодня мы рассмотрим, какова синтаксическая роль определений в сложном предложении.

Сложноподчиненное предложение с  придаточным определительным.

Раскройте смысл выражения «определительное придаточное».
(С.И.Ожегов «Определение –  объяснение, раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего- нибудь».
Следовательно, определительные придаточные  – это такие придаточные, которые раскрывают смысл чего-то).
- Верно ли это? Рассмотрим на примерах.
(Первое предложение разбираем все вместе, остальные – самостоятельно, потом проверяем).


 

Беседа.

Мы должны отметить, что общего в этих придаточных предложениях.
- Где стоят придаточные определительные  по отношению к главному?
                                                 (Все придаточные  определительные стоят после
                                                  главного предложения или внутри него).
- К чему относятся?
                                                (Относятся к существительному в главном
                                                 предложении).
- На какие вопросы отвечают?
                                               (Отвечают на вопросы определений).
- Чем присоединяются к главному?
                                               ( Союзными словами).
- Есть ли указательные слова?
                                                ( Не во всех главных предложениях есть
                                                 указательные слова)
- Возможна ли перестановка придаточных?
                                               ( Перестановка придаточных невозможна)
- Если мы не соблюдаем это правило, то получаются вот такие предложения:

 Учитель:

- Вывод можно прочитать в этой таблице, расшифруйте её, сделайте вывод.

                                                                                            (записываем в тетрадь)
Самостоятельная работа

( класс поделен на 3 группы)

І группа
(по карточкам)

Задание.
Предложения с причастным оборотом переделать  в сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

2.[В воздухе чувствовался

, (который плывет с далеких полей).

(схема, хар-ка)

Вывод.
Предложения с придаточным определительным употребляется как в книжной речи, так и в разговорной. Причастный оборот преиму-щественно употребляется в книжной речи.
А.Пушкин писал:
«Причастия обыкновенно избегаются в разговоре, мы не говорим
- карета, скачущая по мосту
-слуга, метущий комнату.
А мы говорим:
«… которая скачет; … который метет, заменяя краткость причастия вялым  оборотом».

Работа по учебнику. Упр.277, 278 (1часть)

3.ИТОГ УРОКА.

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Параграф 13, упр.278 (2 часть).






Словообразовательный разбор.

Безоблачный


Истинный


Загородный


Птицефабрика


Летчик-испытатель

Ст оловая (комната) - школьная (столовая).















































Задание.
Предложения с причастным оборотом переделать  в сложноподчиненные предложения с придаточным определительным. Схема, характеристика.

В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах плывущий с далеких полей.



Задание.
Предложения с причастным оборотом переделать  в сложноподчиненные предложения с придаточным определительным. Схема, характеристика.

В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах плывущий с далеких полей.



Задание.
Предложения с причастным оборотом переделать  в сложноподчиненные предложения с придаточным определительным. Схема, характеристика.

В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах плывущий с далеких полей.





Задание.
Предложения с причастным оборотом переделать  в сложноподчиненные предложения с придаточным определительным. Схема, характеристика.

В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах плывущий с далеких полей.