Типы СПП с придаточными обстоятельственными
Тема урока:
СПП с придаточными времени
Цели урока:
- Узнать, на какие вопросы отвечают придаточные времени.
- Выяснить, к чему относятся придаточные времени.
- Определить, как присоединяются придаточные времени к главному предложению.
- Узнать, какое место могут занимать придаточные времени по отношению к главному.
- Научиться определять типы придаточных, составлять схемы СПП.
- Научиться правильно расставлять знаки препинания в СПП.
- Научиться правильно употреблять СПП в речи.
В каком из данных предложений указывается на время совершения действия?
В какой группе предложений действия происходят одновременно, в какой – последовательно, друг за другом?
Соедините предложения в СПП с придаточным времени, используя различные союзы. Полученные предложения запишите, объясните выбор союза.
Последовательность действий
Запишите предложения, постройте их схемы, определите вид придаточных. Что помогло вам определить вид придаточных частей?
Устно определите виды придаточных. Задайте вопрос от главной части к придаточной, определите, чем присоединяется и к чему относится придаточная.
Составьте предложения по заданным схемам.
Прочитайте предложения и расставьте недостающие знаки препинания. В каких случаях составной союз расчленяется, в каких нет?
Совсем недавно человечество ликовало от радости,
когда в домах появлялась стационарная телефонная связь,
но спустя некоторое время она вышла из моды,
так как на смену ей пришли современные технологии.
Новая тема:
СПП с придаточной причины
Новая тема:
СПП с придаточными причины
Цели урока:
- Узнать, на какие вопросы отвечают придаточные причины.
- Выяснить, к чему относятся придаточные причины.
- Определить, как присоединяются придаточные причины к главному предложению.
- Узнать, какое место могут занимать придаточные причины по отношению к главному.
- Научиться определять типы придаточных, составлять схемы СПП.
- Научиться правильно расставлять знаки препинания в СПП.
- Научиться правильно употреблять СПП в речи.
Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:
1) [ Посылаю ей все слёзы в подарок ] , ( потому что не дожить мне до свадьбы ) (И. Бродский) — [ ], (потому что).
2) ( Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы ) , [ театр наш довольно охотно посещался ] (А. Куприн) — (благодаря тому что ), [ ].
Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:
[ Оттого и дороги мне люди ] , (что живут со мною на земле) (С. Есенин) — [ук.сл. оттого ] , ( что).
Закрепление
- Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид.
2. Творческая работа. Добавьте к предложениям придаточные причины или следствия:
Я очень устал ________ . Мы были в отчаянии _______. Сразу потемнело_______ _____________ все попрятались. _____________ мы были очень довольны. Туристы остановились _____________. Ребята внимательно наблюдали за птицами ___________. Группа отдыхающих с утра отправилась на пристань __________.
1) Мама закрыла шторы 2) Первыми тронулись на юг болотные птицы 3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того 4) Я плохо спал этой ночью
что самолет улетал рано утром так как было душно потому что свет мешал малышу спать так как болота уже начали замерзать.
- Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.