Справка
по итогам проверки состояния адаптивности обучающихся первых классов
на начало 2018-2019 учебного года
Цели: наблюдение прохождения адаптационного периода у обучающихся первых классов
В сентябре месяце, согласно плана ВШК в первом классе посещались уроки, мероприятия, отслеживалось поведение детей на переменах с целью проверки адаптации первоклассников.
Обучение первоклассников в 2018-2019 учебном году ведется по УМК « Перспектива».
Учителя: Артемкина Н.В. 1 а класс (соответствие занимаемой должности)
Харламова О.В. 1 б класс (соответствие занимаемой должности)
Для смягчения периода адаптации учителями первых классов применялись физкультминутки на уроках, игровые паузы, релаксационные пятиминутки.
В течение первого триместра проводилось 3 урока в традиционной классно-урочной системе. Форма проведения уроков преимущественно игровая. Для родителей первоклассников проведены классные родительские собрания, посвященные вопросам возрастных и психологических особенностей обучающихся первых классов в период адаптации.
Анализ расписания уроков показал, что недельная нагрузка первоклассников соответствует норме, четверг- разгрузочный день, благоприятные дни имеют наибольшую нагрузку, а понедельник и пятница неблагоприятные дни, имеют наименьшую нагрузку. Ежедневная нагрузка каждого дня соответствует нормам, так как учитывается подъем работоспособности ко второму и третьему урокам и снижение работоспособности к четвертому.
Диагностика готовности к обучению в школе:
В течение сентября была проведена диагностика учебно-познавательной готовности первоклассников к школе, сделан анализ результатов.
Высокий уровень учебно-познавательной активности имеют: Басманов К., Еремина М., Кочегаров Р., Нечаева Я., Чумикова П. - 23,8%( 1а класс); Вьюшков К., Дягилева Д., Надольский Н., Субботина М., Шейнова Д.- 22,7( 1б класс). Дети добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Активно работают на уроках, понимают содержание заданий, своевременно их выполняют. Хорошо сформированы пространственные представления. Умеют соотносить понятия слева, справа, внизу, вверху, между,над,под. Оценивать свою работу, аргументировать свою точку зрения. Называть числа в порядке их следования.
Средний уровень: Дорошенко Н.,Дребот Алёна,Жукова П., Каршина Е., Кормягина Е., Коршунов Н., Мошечков Р., Пономарева Е., Попова М., Торосян А., Васина В., Щербакова Е., Ханова Е.62% (1а класс); Агаджанов М., Андриевский Н., Андриевский М., Антонов А., Беланова Е., Городков К., Данчев М.,Деткова Е., Протопопов А., Строкова Е., Якунин З., Яланская Е., Козлов Е., Дурицына Я., Вашин Р.68% ( 1б класс). Дети недостаточно активны на уроках. Не всегда получается анализировать свои действия и управлять ими. Затрудняются работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. Умеют располагать предметы в заданном порядке, работать в парах.
Низкий уровень: Макаров К., Супрун И., Саттаров В.14%( 1а класс); Жарков Е., Нектов К.9% ( 1б класс).Дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Им трудно выполнять работу в нужном темпе. Часто отвлекаются. Плохо запоминают, быстро забывают изученное.
Посещение уроков:
Артемкина Н.В. применяет различные формы и методы работы, активизирующие обучающихся для восприятия учебного материала. В системе проводит работу над формированием общеучебных умений и навыков. Предлагает задания на развитие логики, догадки. Уроки планируются в соответствии с календарно-тематическим планированием, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Атмосфера в классе доброжелательная.
Харламова О.В. владеет методикой построения учебных занятий, применяет различные формы и методы работы, активизирующие обучающихся для восприятия учебного материала. Использует на своих уроках игровые технологии: загадки, кроссворды, задания для развития фонематического слуха, речи, объема внимания и памяти. При затруднении
выполнения заданий проводится индивидуальная работа с детьми. Атмосфера в классе спокойная и доброжелательная.
На уроках в соответствии с ФГОС ведется формирование универсальных учебных действий.
На уроках математики при изучении тем " Чем похожи?Чем различаются?" (11.09), " Столько же.Больше.Меньше"(14.09), проведена проверка сформированности у учащихся представлений об изменении признаков предметов, о пространственных отношениях, проверка усвоения школьниками смысла отношений «больше», «меньше», «столько же»".
На уроках математики формируются:
Личностные УУД:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные:
Сравнивать количественные отношения предметов, предметы по признакам: по цвету, форме, размеру, количеству, местоположению, назначению и т. д. вести счет; составлять разные(заданные) фигуры из данных. называть признаки, по которым изменяются фигуры (предметы) в ряду.
Уметь объяснять и доказывать, чем похожи предметы, чем отличаются, что изменилось, какой предмет «лишний», по какому правилу изменяются предметы.
Ориентироваться на плоскости.
Использовать термины слева, справа, выше, ниже.
Использовать в речи термины «больше», «меньше», «столько же».
Были посещены уроки окружающего мира "Природа.Экскурсия.Прогулка"(11.09), "Культура. Урок-игра."(18.09), "Мы – люди. Урок-игра."(25.09),
На уроках окружающего мира работали над формированием УУД:
Личностных.
Устойчивый учебно-познавательный интерес к урокам окружающего мира.
Чувство гордости за свою Родину, народ, историю.
Положительное отношение к школе и принятие образа «хорошего ученика», установка на здоровый образ жизни.
Формирование основ российской гражданской идентичности.
Регулятивных:
Способность ориентироваться в пространстве и во времени.
Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательных:
Использование модели для сравнения предметов (цвет, форма, величина).
Выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя.
Постановка и формулирование проблемы с помощью учителя.
Уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено.
Коммуникативных:
Умение работать в парах и индивидуально.
Предметных:
Наблюдать, что и где расположено в природе,как дети должны относиться друг к другу и для чего обращаться друг к другу вежливо и др.
Объяснять значение понятий «объекты и явления природы».
анализировать рисунки.
Руководствоваться правилами в реальных ситуациях на дороге.
Посещены уроки литературного чтения " «Первое задание» На уроке. Что в центре круга."(04.09), "«Лото», «Найди пару»."(10.09), "«Головоломка». «Овал», «Элементы печатных букв а, б»."(14.09), "«Под грибом», «Сравни, подумай»."(25.09), На уроках литературного чтения формируются:
Личностные УДД:
Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях.
Слушать и понимать речь других.
Предметные:
Знать зачем нужна речь; правила хорошей речи; нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание).
Уметь слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени.
Уметь объяснить, какой должна быть речь человека - создавать короткие устные высказывания.
Уметь отличить гласные и согласные звуки; определить согласные звуки твёрдые и мягкие; определить согласные звуки звонкие и глухие.Уметь давать характеристику любого изученного звука и буквы.
Знать слогообразующую роль гласных; смыслоразличительную роль ударения.
Уметь делить слово на слоги; определять ударные звуки на слух. В период
адаптации продолжительность урока составляла 35 минут, при этом 5 минут использовалось на проведение динамических пауз, минуток релаксации и отдыха.
Учитывается здоровьесберегающий фактор на уроках ( на каждом уроке проводится 2 физкультминутки через 10-15 и 20-25 минут от начала урока) Первая включает в себя комплекс физических упражнений, вторая гимнастику для глаз.
Однако, перемены для обучающихся первых классов должным образом не организованы, часто проходят в пределах кабинета или в форме неорганизованной подвижности в рекреации.
Выводы и предложения:
1. Период адаптации ребёнка к школе может длиться от двух-трёх недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, характера его взаимоотношений, типа учебного заведения, степени подготовленности ребёнка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка родственников: чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребёнок адаптируется к новым условиям. К концу второй четверти почти все учащиеся первого класса должны будут завершить период адаптации и стать прилежными учениками. За период обучения дети привыкли к школьному режиму. Умеют доставать из портфеля нужные для урока принадлежности, стараются давать полный ответ на поставленный вопрос, начинать свой ответ словами "я думаю", "по- моему мнению", "я считаю", если хотят что - то спросить - поднимают руку, а не кричат с места.
2. Провести в классах родительские собрания по вопросу адаптация учащихся первого класса и с целью оказания помощи детям в преодолении первых трудностей.
3. Регулярно проводить индивидуальные занятия со слабыми учениками, оказывать помощь детям, имеющим трудности в обучении.
4. Воспитывать у учащихся желание участвовать и переживать каждого за успех в совместной деятельности, уверенность в своём успехе и товарищей, желание предложить свою помощь однокласснику и принять её от других, желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам работы на уроке.
Заместитель директора по начальным классам: О.М.Анисимова
Со справкой ознакомлены: Н.В.Артёмкина
О.В.Харламова