Информационная
справка по результатам тематического контроля «Результативность и качество обучения физике в 9 классе, геометрии в 7-х классах»
Цель: контроль за состоянием преподавания физики, геометрии, изучение результативности и качества обучения, уровня сформированности ЗУН.
Согласно годовому плану внутришкольного контроля с 11 января по 31 января 2021г. мною заместителем директора по УВР Вениковой Т.С. было изучено состояние преподавания физики в 9 классах, геометрии в 7 классах, результативности и качества обучения, уровня сформированности ЗУН.
В ходе контроля была изучена образовательная деятельность по направлениям:
-соответствие структуры и содержания рабочих программ и календарно-тематического планирования по физике и геометрии
-основным образовательным программам;
-ведение документации (поурочные планы, классные журналы). Проанализированы материалы посещенных уроков.
Анализ посещенных уроков проводился по пяти критериям:
-целеполагание;
-информационное обеспечение урока;
-организация деятельности обучающихся;
-педагогические технологии, используемые учителем;
-оценка деятельности обучающихся, рефлексия.
По результатам анализа посещенных уроков сделаны следующие выводы:
1.Учитель Веникова Т.С. выработал четкий алгоритм начала урока и ответственно относится к процессу целеполагания. На этапе целеполагания мотивирует обучающихся к активной деятельности, опираясь на пользу и необходимость изучаемого материала, любознательность.
Учитель Ермакова Л.С.. в 66% посещенных уроков ограничилась объявлением цели урока без пояснений и комментариев.
2.На уроках Вениковой Т.С. наряду с традиционными источниками информации использовались справочные материалы, ресурсы интернет. Обучающиеся работали с материалами разных форматов (тесты, таблицы, видеоматериалы). На всех уроках целесообразно использованы ИКТ.
Основным источником информации на уроках геометрии был рассказ, эвристическая беседа, использовались только традиционные информационные материалы (учебники, рабочие тетради).
3.Организация деятельности обучающихся на 50% уроков имели возможность выбора уровня сложности заданий, проводилось обсуждение эффективности их выполнения.
4. Все посещенные уроки Вениковой Т.С. проведены с использованием активных технологий обучения (эксперимент, исследование, проблемное обучение, работа в парах).
66% посещенных уроков Ермаковой Л.С. строились на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя, прямое воспроизведение услышанного или через выполнение простых заданий).
5.Учителя использовали традиционную пяти бальную систему оценки деятельности обучающихся. Вместе с тем, на большинстве уроков Вениковой Т.С. организована само - и взаимооценка по установленным критериям.
Только в 33% уроков геометрии были созданы возможности для само - и взаимооценки.
Однако в большинстве случаев на уроках физики и геометрии оценивание производилось в конце урока без объяснения и обсуждения выставленных отметок. Только 25% посещенных уроков показали качественно организованную рефлексию, позволяющую оценивать достижение результата, сложность, полезность выполненных задач, взаимодействие классного коллектива.
В результате проверки документации установлено, что рабочие программы по физике и геометрии утверждены и соответствуют основной образовательной программе основного общего и среднего общего образования. Календарно - тематические планы соответствуют рабочим программам, поурочные планы по физике соответствуют требованиям локального акта. В поурочных планах по геометрии отсутствует указание типа урока и оборудование. Содержание уроков соответствует поурочным планам. Темы уроков, записанные в классные журналы, соответствуют календарно - тематическому планированию. Записи на доске и в тетрадях соответствуют единому орфографическому режиму. Тетради и учебники имеются у всех обучающихся. Однако отметки в дневник по ходу уроков выставляются редко.
Результаты контрольной работы по физике:
Класс | Кол-во обуч. | Писало | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач | Учитель |
9 | 6 | 5 | 1 | 4 | 0 | 0 | 100 | Веникова Т.С. |
Анализ работ обучающихся 9 класса показал, что ученики знают формулы закона всемирного тяготения, законов Ньютона, закона Гука, формулу силы трения.
Умеют выполнять чертежи, указывая на них векторы сил, скорости и ускорения; записывать законы Ньютона в векторной форме; находить проекции сил и ускорения на оси координат, составлять систему уравнений для решения задачи. Затрудняются в нахождении ускорения тела с учетом силы трения.
Типичные ошибки:
-точка приложения силы реакции опоры (41%),
-решение уравнения зависимости силы тяжести от высоты (17%),
-использовали без (вывода) конечную формулу нахождения веса и силы упругости из закона Гука (21%).
Анализ работ обучающихся 11 класса показал, что ученики знают основные характеристики колебательного процесса: период, собственная циклическая частота и их соотношения. Умеют записывать и читать уравнение колебательного процесса, строить график колебаний. Затрудняются в нахождении периода колебаний по графику, находить индуктивность катушки и емкость конденсатора в колебательном контуре.
Типичные ошибки:
-единицы измерения собственной циклической частоты (19%),
-применение закона сохранения энергии в колебательном контуре (27%),
-определение действующего и амплитудного значения напряжения и силы переменного тока (12%).
В целом В 9 классе качество знаний по физике составило 60%, СОУ–55%, что свидетельствует о том, что сформированы простейшие умения и навыки (репродуктивный уровень, закрепленные способы применения знаний в практической деятельности).
Результаты контрольной работы по геометрии:
Класс | Кол-во обуч. | Писало | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач | Учитель |
7 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 50 | Ермакова Л.С. |
Анализ работ обучающихся 7-х классов показал, что ученики знают сторон, углов, диагоналей четырехугольников, определение периметра четырехугольников. Умеют вычислять углы ромба, углы между стороной и диагональю ромба, углы между диагоналями прямоугольника. Затрудняются решать задачи на доказательство.
Типичные ошибки:
-применение свойства диагоналей прямоугольника для определения угла между диагоналями (21%);
- применение свойств диагоналей ромба (13%);
-неумение поэтапно, логически записать рассуждения, объяснение в задаче на доказательство.
В целом по 8 классам качество знаний по геометрии составило 38%, СОУ–44%, что свидетельствует о том, что сформированы простейшие умения и навыки (репродуктивный уровень, закрепленные способы применения знаний в практической деятельности).
Исходя из результатов изучения результативности и качества обучения физики в 9 классе, геометрии в 7-х классах можно сделать вывод, что учителям физики и математики необходимо:
- для интеллектуального развития, формирования творческих и исследовательских способностей обучающихся использовать современные информационные источники, в том числе и электронные; предоставлять обучающимся возможность получать информационные материалы разных форматов, получать информацию из различных источников, сравнивать, сопоставлять, делать выводы на их основе;
-обеспечить вариативность в освоении учебного материала, использовать индивидуальный и дифференцированный подход в организации учебной деятельности (дать возможность выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности как обучающимся, испытывающим определенные трудности в усвоении учебного материала, так и обучающимся, усваивающим программу активно);
-с целью глубокого понимания и усвоения изучаемого материала, формирования навыка исследовательской деятельности, учебного сотрудничества использовать педагогические технологии деятельностного типа;
-с целью формирования навыка адекватной оценки своих учебных достижений использовать все возможности для организации само- и взаимоконтроля по установленным критериям, качественно организовывать рефлексию.
Заместитель директора по УВР Т.С.Веникова
Со справкой ознакомлены: Т.С.Веникова
Л.С.Ермакова