ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ с. ЧЕРНЯЕВКА» 368812, Российская Федерация, Кизлярский район, с. Черняевка, ПМК-5 телефон: e-mail: [email protected] |
СПРАВКА
по итогам классно-обобщающего контроля в 5 классах
Тема: «Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в среднем звене школы».
Цель: учёт индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене, сформированность ЗУН, условия нормализации учебной нагрузки учащихся.
Сроки: октябрь 2017 года.
Проверяющий: Султанов Т.Р.-зам. директора по УВР.
Для организации классно-обобщающего контроля была проведена следующая работа:
1. Посещение уроков русского языка, литературы, математики, иностранного языка.
2. Проведение и анализ административной контрольной работы по русскому языку в форме диктанта с грамматическим заданием, административной контрольной работы по математике, проверка техники чтения.
3. Проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.
4. Проверка дневников.
5. Анкетирование учащихся на выявление дезадаптации.
В текущем учебном году в школе один пятый класс, в которых обучается 20 учащихся. Классный руководитель Сеферова Э.Р. В процессе наблюдения за процессом адаптации в пятом классе посещались уроки, велось наблюдение за поведением учащихся на переменах и внеклассных мероприятиях, изучались личные дела, проводились беседы с классными руководителями (бывшим и новым), учителями – предметниками. Уроки посещались зам. директора по УВР Султановым Т.Р., педагогом психологом Омаровым Г.С.
Результаты проделанной работы показали: класс достаточно проблемный и требуют особого внимания. Основа 5 класса – дети слабоуспевающие, которые в 4-м классе успевали в основном на «3», со средним социальным статусом и самооценкой. Часть из них активно участвовала в школьной жизни, добивалась определенных успехов.
В 5 классе большая часть учащихся – слабоуспевающие дети. У них низкий уровень овладения основными ЗУНами, низкий уровень познавательных интересов, учебной мотивации. В пятом классе, как свидетельствуют результаты наблюдении, у них далеко не все получается, не хватает прилежания, знаний, поэтому успехи значительно ниже. А большинству обучающихся (из бывших успешными в 4-м классе) не хватает объективности, самокритичности в оценке себя и своих возможностей, и как следствие, заниженные требования к себе и завышенные требования к окружающим, малейшую критику в свой адрес, недостаточно высокую (на их взгляд) оценку они воспринимают как личное оскорбление, ущемление их свобод, личную неприязнь.
В 5 классе 20 многодетных семей, у 10 учащихся родители находятся в разводе, 14 – из неполных семей, 3 учащихся из малообеспеченных семей.
У всех детей удовлетворительные жилищно-бытовые условия.
Овладевать программным материалом способны не все. Это такие учащиеся, как: Муртузалиев Гаджимагомед, Муртузалиев Магомед, Газиев Магомед. Данные учащиеся требуют к себе индивидуального подхода, большего внимания на уроках. Низкая мотивация к обучению у таких учащихся, как: Ибрагимов Магомедрасул, Мусаев Саид. Дети различны по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. На уроках непоседливы: Зулкипов Рабадан, Газиев Омар, Муртазалиев Гасан. Все дети достаточно подвижны, импульсивны, жизнерадостны. Любят подвижные игры, соревнования. Активность класса в участии во внеклассных мероприятиях на хорошем уровне. Ребята с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях класса и школы. Есть группа учеников, которые являются первыми помощниками классного руководителя: (Ахмедов Давуд, Зулкипов Рабадан, Алиева Патимат, Курамагомедова Патимат). Ученики заняты в различных секциях и кружках. Все ребята имеют поручения по классу. Дисциплина в 5 классе нормальная, грубых нарушений со стороны учеников не наблюдаются. Отношения между учениками доброжелательные. Учебный процесс и воспитательная работа планируется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Учащихся состоящих на учете в школе или ПДН нет.
Преподавание русского языка в 5 классе ведется по программе Министерства образования РФ для общеобразовательных учреждений по учебнику Ладыженской Т.А. «Русский язык». В 5 классе предмет преподаёт Нежвединова В.В.. Преподает первый год. Посещение уроков в 5 классе показало, что учитель знает психолого-физиологические особенности учащихся данного возраста, владеет методикой построения урока, этапы урока чётко прослеживаются, учитель включает задания развивающего характера, применяют на уроках различные формы и методы обучения.
Для нормализации учебной нагрузки Виктория Владимировна практикует разноуровневое тестирование, работу в парах, групповые формы работы, использует дифференцированные домашние задания, учитывая индивидуальные особенности и личностные качества учащихся, использует информационные технологии и мультимедийные. Все учащиеся активны, организованны. Учитель владеет детским коллективом. Следует отметить доброжелательность учителя по отношению к детям, корректность в замечаниях и исправлении ошибок.
Нежвединова В.В. на уроках организует индивидуальную работу, опираясь на способности и особенности каждого ученика, систематически использует словесные формы поощрения, что создаёт ситуацию успеха обучающегося и снижает уровень тревожности ученика. Однако систематическое использование раздаточного и наглядного материала могло бы увеличить эффективность работы в этом направлении.
Анализ административной контрольной работы по русскому языку Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по русскому языку за курс начальной школы после повторения.
Класс | Количество учащихся по списку | Количество писавших работу | Количество учащихся, получивших оценки | % успеваемости | % качества знаний | Средний балл |
«5» | «4» | «3» | «2» |
5 | 20 | 17 | 3 | 7 | 2 | 5 | 70,6 | 58,8 | 3,5 |
Наиболее типичные ошибки:
–написание безударной гласной, проверяемой ударением: 6 уч.
- написание безударной гласной, непроверяемой ударением: 8 уч.
- правописание суффиксов имен существительных: 4 уч.
- правописание – ы и – и в словах: 5 уч.
Тсхника чтения
•Цели проверки:
1. Проверить правильность, беглость, осознанность и выразительность чтения учащимися художественных произведений.
2. Провести диагностику техники чтения учащимися на начало учебного года.
В ходе проверки установлено:
Класс | Количество учащихся по списку | Количество читавших | Количество учащихся, получивших оценки | % успеваемости | % качества знаний | Средний балл |
«5» | «4» | «3» | «2» |
5 | 20 | 17 | 2 | 0 | 2 | 13 | 23,5 | 11,8 | 2,5 |
Типичные ошибки: замена слогов, неправильная постановка ударения, искажение слов.
Преподавание математики. Математика в 5 классе преподается по программе для общеобразовательных школ по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика» для 5-х классов.
Посещенные уроки показали, что учитель математики Абдулаев А.С. владеет методикой ведения урока, знает возрастные особенности пятиклассников. Он формирует необходимые ЗУН, используя для этого разнообразные формы и методы обучения. Имеющийся в кабинете подбор раздаточного материала способствует нормализации учебной нагрузки учащихся, созданию ситуации успеха у всех школьников, развивает навыки контроля и самоконтроля, что способствует успешной адаптации учеников к условиям обучения в среднем звене школы. Но для успешности адаптации и предупреждению перегрузки учащихся следует дифференцировать задания на всех этапах урока.
Анализ административной контрольной работы но математике на повторение
•Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по математике за курс начальной школы после повторения.
Класс | Количество учащихся по списку | Количество писавших работу | Количество учащихся, получивших оценки | % успеваемости | % качества знаний | Средний балл |
«5» | «4» | «3» | «2» |
5 | 20 | 13 | 5 | 2 | 4 | 2 | 84,6 | 53,8 | 3,8 |
Типичные ошибки:
1. Сравнение значения выражений – 7 уч.
2. Порядок выполнения действий – 4 уч.
3. Решение уравнений – 5 уч.
4. Задача на нахождение периметра прямоугольника – 7 уч.
5. Нахождение значения выражений – 4 уч.
6. Задача на пропорции – 3 уч.
7. Задача на доли дроби – 9 уч.
Преподавание иностранного языка. В 5 классе преподавание английского языка ведется по федеральной примерной программе по иностранным языкам по учебнику В.П. Кузовлева. Учитель первой квалификационной категория Магомедова Л.В. на уроках проводит работу, направленную на развитие устной речи учащихся, навыков письма, аудирования. Для исключения перегрузки учащихся использует дифференцированные домашние задания. Людмила Владимировна ведёт работу по их успешной адаптации к условиям обучения в среднем звене школы, однако разнообразие форм и методов работы на уроке, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на всех этапах урока, рациональные приёмы повторения изученного материала сделает эту работу более эффективной.
Проверка рабочих тетрадей
В период классно-обобщающего контроля были проверены рабочие тетради учащихся 5 класса по математике, русскому языку.
Цель: соблюдение единого орфографического режима, работа учителя и ученика с тетрадью, объем домашних заданий.
Тетради но русскому языку.
Тетради по русскому языку проверялись заместителем директора по УВР Султановым Т.Р. Все учащиеся имеют по две рабочие тетради, которые подписаны в соответствии с правилами единого речевого режима школы. У трёх учеников 5 класса тетради неаккуратны. Тетради учащихся 5 класса проверяются ежедневно. Во всех рабочих тетрадях прослеживаются темы уроков. Объем домашних заданий соответствует норме для учащихся 5 класса. Используется приём графического объяснения орфограмм. Учитель пишет образцы правильного написания букв и соединений. Однако следует отметить малый объём классной работы у отдельных учеников и низкий уровень каллиграфии.
Тетради по математике. Тетради по математике проверялись заместителем директора по УВР Султановым Т.Р. Тетради по математике в 5 классе проверяются, но не регулярно, отдельные тетради имеют неряшливый вид. Объем классных и домашних работ выдержан, но в работах не просматривается дифференцированность заданий. Учителю следует обратить внимание на каллиграфию.
7. Проверка дневников. Проверку дневников проводил зам. директора по УВР Султанов Т.Р. Не все дневники учащихся 5 класса в хорошем состоянии, не всегда своевременно классный руководитель выставляет оценки. Отдельные дневники неаккуратны, имеются неисправленные ошибки.
8. Анкетирование учащихся на выявление случаев дезадаптации среди пятиклассников. (Результаты прилагаются)
В классе, как свидетельствуют результаты диагностики, в связи с увеличившейся нагрузкой, более высокими требованиями учителей- предметников наблюдаются случаи дезадаптации.
Для выявления случаев дезадаптации и оценки причин, вызвавших дезадаптацию
пятиклассников к новым условиям обучения, проводилась диагностика с помощью опросников «Чувства в школе», «Самооценка».
Результаты опросника «Чувства в школе» свидетельствуют о том, что у учащихся пятого класса преобладают, в основном, позитивные чувства, связанные с обучением в среднем звене:
60 % пятиклассников испытывают желание учиться в пятом классе;
50% - испытывают к учителям - предметникам чувство симпатии и благодарности;
40% - чувствуют уверенность в себе.
Однако на фоне позитивных чувств, испытываемых пятиклассниками, наблюдаются и негативные:
63% испытывает чувство тревоги за будущее;
50% - беспокойство;
30% - сомнение.
Следует отметить, что в начале учебного года большая часть школьников (пятиклассники не являются исключением) испытывает беспокойство и тревогу, их мучают сомнения в своих силах, они не удовлетворены собой. В принципе это является нормой для переходного периода, начального этапа адаптации.
Качественный анализ результатов анкетирования, индивидуальные беседы с учащимися и учителями свидетельствуют о том, что чувство раздражения и скуки наблюдается на уроках у тех учащихся, которые из-за пробелов в знания, из-за особенностей когнитивной сферы, медленного темпа работы не могут быстро и качественно выполнять задания, с трудом усваивают новый учебный материал.
Выводы.
Не все учащиеся 5 класса подготовлены к изучению учебного материала.
В основном, адаптация к условиям обучения в среднем звене школы проходит в пределах допустимой нормы, но среди учащихся пятого класса наблюдаются случаи временной дезадаптации.
Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене школы, но результаты анкетирования всё же свидетельствуют о наличии временной дезадаптации отдельных учащихся, что является показателем недостаточности работы в этом направлении.
Рекомендации.
Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно проводить физкультминутки.
Учителям-предметникам использовать разноуровневую дифференциацию в качестве средства, регулирующего нагрузку учеников, разнообразить формы и методы работы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, в системе учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Педагогу-психологу Омарову Г.С., учителям-предметникам, классному руководителю Сеферовой Э.Р. продолжить наблюдение за процессом адаптации пятиклассников (в частности - за учащимися группы «риска»), исключать случаи безнравственного поведения ребят, своевременно оказывать им необходимую психологическую помощь. Психологу школы (в конце декабря) провести повторно, анкетирование учащихся, родителей с целью выявления уровня мотивации, тревожности по итогам классно-обобщающего контроля.
Учителям, работающим в 5 классе вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся.
Учителям-предметникам продолжить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по повышению уровня каллиграфии.
Провести промежуточные и итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, проверку техники чтения в декабре и апреле месяце.
Обсудить результаты классно-обобщающего контроля совместно с учителями начальной школы на МО классных руководителей.
Справку составил заместитель директора по УВР: ________________Т.Р. Султанов