ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САДКОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 352 ГОРОДА ДОНЕЦК»
Справка
по итогам тематического контроля
«Организация взаимодействия воспитателей и учителей-логопедов в развитии речи детей с ОВЗ»
Подготовил:
ст. воспитатель Новикова Ю.А.
В соответствии с годовым планом работы, графиком контрольно-аналитической деятельности на 2023-2024 учебный год, в целях изучения эффективности взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности, в рамках работы по развитию речи детей с ОВЗ в период с 01.11.2023 г. по 15.11.2023 г. был проведён тематический контроль «Организация взаимодействия воспитателей и учителей-логопедов в развитии речи детей с ОВЗ».
Объектом контроля выступили логопедические группы:
№7 - воспитатель Завадюк И.Ю., учитель-логопед Иванова С.И.;
№8 – воспитатели Кононенко И.И., Ларина С.Я., учитель-логопед Тацоха И.В.;
№10 – воспитатели Рязанцева Е.В., Бондаренко Н.С., учитель-логопед – Кундылева И.А.
Комиссия по проведению контроля:
Новикова Ю.А.– старший воспитатель;
Пономарева Е.С. – педагог-психолог
Сильвестрова Е.Ю. – музыкальный руководитель
Лысечко Е.Ю. – воспитатель
В ходе контроля были проанализированы вопросы:
- уровень профессиональных знаний;
- РППС группы и логопедических кабинетов;
- эффективность выбранных форм взаимодействия с семьями обучающихся групп.
С целью определения уровня профессиональных знаний по вопросу речевого развития дошкольников было проведено экспресс-тестирование педагогов. Всего в опросе приняли участие 7 педагогов (3 учителя-логопеда и 4 воспитателя). Все педагоги дали 100% верных ответов на вопросы анкеты.
Анализируя результаты экспресс-тестирования можно сделать вывод о том, что педагоги в достаточной мере владеют знаниями в вопросах речевого
развития дошкольников.
Анализируя развивающую предметно-пространственную среду в группах можно сделать следующие выводы: в группах организованы книжные уголки и речевые центры. Для организации уголков выбраны достаточно освещенные места, в наличие столы и стулья для детей, стеллажи для книг. Книжные уголки безопасны, эстетично оформлены, содержание соответствует возрасту обучающихся группы. Представленная в книжном уголке детская литература разделена по жанрам, в наличие портреты авторов, «книжная аптечка», дидактические игры для приобщения дошкольников к чтению книг, атрибуты для драматизации. Отмечено отсутствие в группе №8 подборки аудиокниг. Во всех группах отсутствуют каталоги книг.
В ходе обследования развивающей предметно-пространственной среды логопедических кабинетов были выявлены следующие факты:
1. Логопедические кабинеты расположены в спальнях. Пространство между спальнями и логопедическими кабинетами разделено мебелью, а именно шкафами.
2. С учётом того, что логопедические кабинеты расположены в спальных помещениях, они весьма ограничены в площади. Поэтому организация предметно-пространственной среды требует от учителей-логопедов творческого подхода. Большая часть оборудования хранится в шкафах и извлекается по мере необходимости. Так же взаимозаменяемость методических пособий и наглядного материала позволяет осуществлять обмен между возрастными группами, что облегчает их приобретение и хранение.
3. Содержание дидактического материала соответствует требованиям, однако требует обновления и расширения.
4. Методическая литература – в достаточном количестве.
5. Оборудование. В своей работе учителя-логопеды всё чаще применяют зондозаменители. Это связано и с дороговизной инструментов и необходимым набором дополнительного оборудования – стерилизатор, бактерицидный облучатель, раковина с водопроводной водой. Всё это невозможно из-за особенностей строения здания – в кабинете логопедов не предусмотрены ни электрические розетки, ни водопровод. Зондозаменители, одноразовые шпатели, стерильная вата, спирт, салфетки и чистое полотенце – всегда есть в наличии. Большое зеркало для индивидуальной работы и маленькие настольные зеркала для обучающихся содержатся в надлежащем виде.
В следствии агрессии ВСУ, РППС группы №7 не может быть проанализирована, групповое помещение и кабинет учителя логопеда разрушены.
Анализируя работу по взаимодействию учителей-логопедов и воспитателей комбинированных групп комиссия пришла к выводу, что их сотрудничество имеет педагогически оправданный характер, объединяющий их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедических группах. Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей включает в себя:
- совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
- открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
- обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
- совместная подготовка к детским праздникам;
- разработка общих рекомендаций для родителей.
Комиссией было отмечено отсутствие помощи учителей-логопедов воспитателям в организации речевых центров в группах, малое количество совместных мероприятий, проектов.
Можно отметить положительную работу педагогов комбинированных групп по взаимодействию с родителями. В группах созданы информационные уголки для родителей, в которых размещён наглядный материал в виде папок-передвижек, консультаций, буклетов и др. Весь материал конкретен, доступен, эстетично оформлен. Однако следует отметить не систематичность размещения учителями-логопедами всех групп консультативного материала в интернет чатах.
На основании проведенного контроля можно сделать вывод: взаимодействие воспитателей и учителей-логопедов в развитии речи детей с ОВЗ организовано на достаточном уровне, имеет педагогически оправданный характер, объединяющий их усилия в интересах коррекции речи у дошкольников.
Рекомендации:
1.Активизировать организацию дистанционного взаимодействия учителей-логопедов с семьями обучающихся групп.
2.Систематически пополнять и расширять содержание «Творческой папки» учителя-логопеда, ввести в практику использование «электронного портфолио».
3.Учителям-логопедам Ивановой С.И. и Кундылевой И.А. запланировать проведение мастер-классов по обучению воспитателей приемам логопедической помощи детям с ОВЗ.
Срок: до 01.04.2024
4.Воспитателям всех логопедических групп разработать каталог книг, представленных в книжном уголке группы.
Срок: до 01.12.2023
Старший воспитатель Ю.А. Новикова