Просмотр содержимого документа
«Справка по итогам устного собеседования в 9 классе.»
Справка об итогах проведения апробации итогового устного собеседования
по русскому языку в 9 классе МБОУ «Фрунзенская СОШ» в 2018 году
В связи с внедрением итогового устного собеседования по русскому языку как допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2019 году с учащимися 9 классов 9 ноября 2018 года было проведено устное собеседование по русскому языку, в котором приняли участие 24 (92 %) учащихся 9 классов из 26, 2 учащихся отсутствовали по болезни. В результате 18 учащихся получили «зачет» (75 %) и 6 обучающихся – «незачет» (25 %).
Форма протокола содержит 19 критериев, по каждому из них выставляется 0 или 1 балл. Таким образом, за работу ученик может получить максимум 19 баллов. Минимум для зачета составляет 10 баллов. Минимум (10 баллов) получили 2 человека (8 %), максимум (18 баллов) - 1 человек, средний балл – 12.
Устное собеседование по русскому языку с учащимися 9 классов проведено в соответствии с моделью проведения итогового устного собеседования. Учащиеся выполняли устно задания контрольного измерительного материала, состоящего из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором - собеседником. На выполнение работы каждому участнику отводилось 15 минут (в среднем - 10 минут). Велась аудиозапись ответов участников устного собеседования. Оценка выполнения заданий итогового собеседования осуществлялась экспертами непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет».
Для проведения устного собеседования были подготовлены 2 аудитории. Мероприятие прошло организовано. Недостатков в организации апробации не выявлено. Сбоев техники не было.
Анализ устного собеседования по русскому языку дал следующие результаты:
№ | Критерий | Справились | Не справились |
| Задание 1. Чтение вслух | | |
ИЧ | Интонация соответствует // не соответствует пунктуационному оформлению текста | 22 (92 %) | 2 8 % |
ТЧ | Темп чтения соответствует // не соответствует коммуникативной задаче | 22 (92 %) | 2 8 % |
| Задание 2. Пересказ текста с включением высказывания | | |
П1 | Все основные микротемы исходного текста сохранены // упущена или добавлена микротема (1 или более) | 21 (86 %) | 3 14 % |
П2 | Фактических ошибок нет // допущены фактические ошибки (1 или более) | 20 (83 %) | 4 17 % |
П3 | Высказывание включено в текст уместно, логично // не включено или приведено неуместно и нелогично | 16 (67 %) | 8 33 % |
П4 | Ошибок при цитировании нет //есть ошибки при цитировании (1 или более) | 15 (63 %) | 9 37 % |
| Грамотность речи (задания 1 и 2) | | |
Г | Грамматических ошибок нет // допущены грамматические ошибки (1 или более) | 12 (50%) | 12 50 % |
О | Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 1 орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) // допущены 2 или более орфоэпические ошибки | 14 (58 %) | 10 42 % |
Р | Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок | 19 (79 %) | 5 21 % |
Иск | Искажения слов нет // допущены искажения слов (1 или более) | 16 (67 %) | 8 33 % |
| Задание 3. Монолог | | |
М1 | Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок // приведено менее 10 фраз, и/или допущены фактические ошибки (1 или более) | 12 (50 %) | 12 50 % |
М2 | Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена | 20 (83 %) | 4 17 % |
М3 | Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения // высказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки (1 или более) | 5 (21 %) | 19 79 % |
| Задание 4. Диалог | | |
Д1 | Даны ответы на все вопросы // ответы не даны или даны односложные ответы | 15 (63 %) | 9 37 % |
Д2 | Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена | 17 (71 %) | 7 29 % |
| Грамотность речи (задания 3 и 4) | | |
Г | Грамматических ошибок нет // допущены (1 или более) | 13 (54 %) | 11 46 % |
О | Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2-х ошибок // допущены 3 или более орфоэпических ошибок | 12 (50 %) | 12 50 % |
Р | Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок | 14 (58 %) | 10 42 % |
РО | Речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции // отличается бедностью и/ или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции | 0 (0 %) | 0 0 % |
Анализ результатов:
1. Большинство учащихся справились с заданиями: почти у всех темп чтения соответствовал коммуникативной задаче (92 %); у большинства интонация соответствовала пунктуационному оформлению текста (92 %); пересказ был дан без речевых ошибок (79 %), без грамматических (50 %), были учтены речевые ситуации в монологе(83 %) и диалоге (71 %), получены ответы на вопросы диалога (63 %) (учитель-собеседник здесь играет ключевую роль, именно от него зависит, состоится ли беседа); ответы были без орфоэпических ошибок (50 %).
2. Результаты пробного собеседования по русскому языку дают возможность выявить круг проблем в преподавании русского языка, решение которых требует особого внимания в процессе подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку. В первую очередь, сюда относится задание 2 части: допускаются фактические ошибки при пересказе (17 %), а ключевая фраза зачастую остается забытой (14 %) или допускаются ошибки при цитировании (33 %).
3. Особое внимание заслуживает развитие устной речи у учащихся, так как речь 100 % участников апробации отличается бедностью и/ или неточностью словаря, часто в речи используются однотипные синтаксические конструкции.
Выводы:
1. Уровень организации проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе хороший.
2. Уровень результатов устного собеседования по русскому языку в 9 классе удовлетворительный.
Рекомендации:
1. Учителям русского языка и литературы вести коррекционную работу по выявленным в ходе устного собеседования пробелам в знаниях и умениях учащихся 9 классов.
2. Классным руководителям 9 классов довести до сведения родителей (законных представителей) результаты апробации устного собеседования по русскому языку.
Учитель русского языка М.Х.Музаева.