Справка
по итогам внутришкольного контроля в 1-м классе
ГОУ Семейкинская СОШ –ДС № 31
Тема: адаптация обучающихся 1 классов к условиям обучения
Согласно плана внутришкольного контроля с 08.10.18 по 26.10.2018 г. Проводилось изучение процесса адаптации учащихся 1 класса.
Цель проверки: оценка уровня готовности к обучению обучающихся 1 класса, уровня организации адаптационного периода
Задачи ВШК:
- проверка оформления школьной документации;
- организация процесса адаптации первоклассников;
- беседы с учителем;
- посещение уроков,
- посещение родительского собрания.
Проверяющий: зам. директора по УВР - Огиенко Я. В.
Правила приема в государственные общеобразовательные организации (учреждения) на обучение по общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в общеобразовательную организацию (учреждение) граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная общеобразовательная организация (учреждение).
При приеме в 1 класс была соблюдена следующая процедура: прием граждан в общеобразовательную организацию (учреждение) осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, в том числе гражданина Российской Федерации, Украины, гражданина, который постоянно проживает и зарегистрирован на территории Донецкой Народной Республики, лица без гражданства, в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики.
В заявлении родителями (законными представителями) ребенка были указаны следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
б) дата и место рождения ребенка;
в) класс, в который поступает ребенок;
г) язык обучения (при наличии нескольких языков обучения в
общеобразовательной организации (учреждении);
д) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей
(законных представителей) ребенка;
е) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных
представителей);
ж) контактные телефоны родителей (законных представителей)
ребенка;
з) факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с
лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством
о государственной аккредитации общеобразовательной организации
(учреждения), Уставом общеобразовательной организации (учреждения);
и) согласие на обработку персональных данных и персональных
данных ребенка в порядке, установленном законодательством Луганской
Народной Республики.
Заявление о приеме заверено личной подписью родителей (законных
представителей) ребенка.
Для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявлены:
а) оригинал свидетельства о рождении ребенка и документ,
подтверждающий родство заявителя;
б) документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту
жительства;
в) медицинскую справку (по форме 026-У, утвержденной приказом
Министерства здравоохранения Украины от 29.05.2013 № 435 и по форме
063-У, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от
27.12.1999 № 302, согласно части 2 статьи 86 Временного Основного Закона
(Конституции) Луганской Народной Республики).
Первоклассники начали обучение в школе по новым ГОС. Программа обучения обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных результатов освоения курсов НОО. Календарно – тематическое планирование составлено с учётом требований программы.
В начальный период были созданы благоприятные условия для адаптации первоклассников к школе. Согласно Санитарных правил и Гигиенических требований к условиям обучения в 1 классе продолжительность урока по 35 минут каждый. На уроках в обязательном порядке проводятся физкультминутки и динамические паузы. В течение двух месяцев ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классно-урочной системе и 1 урок нетрадиционный: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра и т. д. На данный момент в 1 классе обучается 17 учащихся (из них 8 девочек и 9 мальчиков.). 7 детей посещали детский сад, поэтому они легко общаются друг с другом. К сожалению выявлено, что речь у многих ребят недостаточно развита. Трое из них имеют трудности в произношении звуков. Двое учащихся имеют ярко выраженные логопедические нарушения. Четверо детей овладели навыком чтения до поступления в школу.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
В течение сентября-октября были проведены три родительских собрания, где обсуждались вопросы по возрастным и психологическим особенностям обучающихся 1-х классов в период адаптации.
Посещенные уроки показали, что учителя знают новые требования и планируют четвёртые уроки и внеурочную деятельность в нетрадиционной форме для лучшей адаптации детей к школьному обучению, что находит своё отражение как в тематическом планировании, так и в записях тем в классном журнале.
В течение октября посещались уроки в 1 классе. Все уроки проводились в соответствии с календарно-тематическим планированием, учебным планом. Посещались и внеклассные мероприятия. На уроках учитель Дзюба Анна Геннадьевна создаёт непринуждённую атмосферу. Учителем продумывается система вопросов, смена видов деятельности детей на уроке. Это позволяет детям быть работоспособными в течение всего урока. На посещённых уроках зафиксирована продолжительность - 35 минут. Физкультминутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Первая включает в себя подвижные игры, комплекс физических упражнений, вторая – гимнастику для глаз. Анна Геннадьевна использует на своих уроках игровые технологии: загадки, ребусы, кроссворды, ролевые игры, предлагает задания на развитие фонематического слуха, речи, внимания и памяти.
На переменах дети находятся в вестибюле школы, библиотеке, на школьной площадке за пределами кабинета. Для первоклассников организованы подвижные игры дежурными старшеклассниками, небольшие экскурсии.
Выводы:
На начало обучения 53% обучающихся имеют средний уровень школьной готовности, 47% обучающихся с низким уровнем школьной готовности.
Проблему с адаптацией испытывают обучащиеся Бесчасный Д., Кабакова К., Мартынова В., Кульчановский И., Худяков М., Лозовой А.
Рекомендации:
Продолжить работу по мониторингу развития первоклассников.
Дзюбе Анне Геннадьевне. позаботиться об отборе и использовании на уроке специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в мир школьной жизни.
Использовать игровые методики и упражнения, способствующие развитию УУД.
28.10.2019г.
ЗД по УВР: __________________/Огиенко Я. В./
С рекомендациями ознакомлены:
Анализ адаптации первоклассников к школьному обучению
В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то будет сложно адаптироваться в новом мире, а кому-то наоборот легко. Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок:
- режимные трудности;
- коммуникативные трудности;
- проблема взаимоотношения с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребёнка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.
При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую подготовку по следующим компонентам:
Интеллектуальная готовность;
Личностная готовность;
Социально-психологическая готовность;
Физическая готовность.
Согласно этим критериям различают три уровня адаптации к школе:
Высокий уровень;
Средний уровень;
Низкий уровень.
В первом классе обучается 17 человек, из них 8 девочек и 9 мальчиков. Истекший период обучения показал, что социально-психологическая адаптация проходит по-разному.
Высокий уровень адаптации выявлен у четверых учащихся: Кравченко А., Кудреватых М., Соловьев И., Черная С. Ребята способны работать по аналогии, не затрудняются делать выводы, различают временные промежутки, им легко удерживать правило и следовать этому правилу, учащиеся не испытывают трудности, работая по инструкции, заданному плану, ответы соотносят с вопросом. Внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить поручения без контроля, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач.
К среднему уровню я могу отнести семь учащихся: Бесчасная В., Бондаренко С., Гогишвили К., Кариков К., Сивоконь И., Проскурин Б., Мирошниченко С. Эти дети успешно адаптировались к обучению в школе. Обычно у них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают, но бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным.
Низкий уровень адаптации у шести учащихся первого класса: Бесчасный Д., Кабакова К., Мартынова В., Кульчановский И., Худяков М., Лозовой А. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, могут работать с длительными переменами. У ребят низкий кругозор, недостаточная осведомленность. Кроме того следует отметить, что Лозовой А. проявляет стойкое нежелание выполнять задания на уроках, систематически оскорбляет, унижает, бьет учащихся, игнорирует замечания учителей.
Двое учащихся имеют ярко выраженные логопедические нарушения
Четверо детей овладели навыком чтения до поступления в школу.
Классный руководитель: Дзюба А.Г.____________