СПРАВКА
по результатам исследования уровня школьной мотивации
учащихся __-х классов СОШ№___ (2-5 классов)
________(дата) с целью определения уровня школьной мотивации обучающихся __-х классов, проводилось диагностическое обследование методом анкетирования.
Методика: Лускановой Н.Г.
Были обследованы ___ человек (из них ___учащихся ___классов)
В ходе анкетирования детям были предложены 10 ситуаций.
Ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивался в три балла; нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивался в один балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивался в ноль баллов.
В результате анализа обработанных анкет в каждом классе выявлено пять групп детей:
25-30 баллов- С высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности:
в ___классе - (ф.и. учащихся);
в ___классе - (ф.и. учащихся);
в ___классе - (ф.и. учащихся).
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять предъявляемые школой требования. Ученики стараются следовать всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны; сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
20-24 балла - с хорошей школьной мотивацией:
в ___классе - (ф.и. учащихся);
в ___классе - (ф.и. учащихся);
в ___классе - (ф.и. учащихся).
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы эти дети проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15-19 баллов - с положительным отношением к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью:
в ___классе - (ф.и. учащихся);
в ___классе - (ф.и. учащихся);
в ___классе - (ф.и. учащихся).
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя ученииками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
10-14баллов- с низкой школьной мотивацией:
в ___классе - (ф.и. учащихся);
в ___классе - (ф.и. учащихся);
в ___классе - (ф.и. учащихся).
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Меньше 10 баллов -С негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией:
в ___классе - (ф.и. учащихся);
в ___классе - (ф.и. учащихся);
в ___классе - (ф.и. учащихся).
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В некоторых случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
В целом средний тестовый результат во всех ____ классах соответствует уровню «положительного отношения к школе». У большинства учащихся (____%), вероятно, не до конца сформировано отношение к себе как к школьнику, уровень учебной активности средний.
Рекомендации:
1.Формировать мотивацию достижения так, чтобы у учащихся постоянно была возможность почувствовать свою успешность, т.е. отметку ставить, например, за аккуратность, каллиграфию, старание, оригинальность и т.д.
2.Учитывать особенности формирования потребностей учащихся, быть более внимательным к учащимся с низким уровнем мотивации и негативным отношением к школе.
3.Делать акцент на укреплении уверенности в себе, на осознании детьми необходимости знаний, процесса познания в жизни.
Стимулировать личностную активность учащихся по поиску смысла учебы и посещения школы в целом. Например, обсуждать и проигрывать ситуации, в которых необходимы те или иные навыки, приобретаемые в школе.
Использовать игровые моменты, направленные на изменение стереотипных взглядов на тот или иной фрагмент школьной действительности. Это могут быть игровые сюжеты, основанные на идеях робинзонады или встречи с пришельцами, сказочными героями и другими не существующими в жизненном опыте ребят персонажами. Подобные формы работы могут быть выстроены прямолинейно (например: «Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Как там вам пригодятся школьные знания?») или косвенно («На Землю прилетели инопланетяне, которые никогда не учились в школе. С какими трудностями они столкнутся в той или иной ситуации?»)
Рассказывать о практической значимости каждого предмета;
Создавать условия для комфортного общения и взаимодействия учащихся, чтобы общение с одноклассниками становилось одним из смыслов посещения ребенком школы (организация общения вне школы: приглашение друг ко другу в гости, совместные походы в музей, в театр, на прогулки и т.д.).
Обращать особое внимание на формирование у учащихся навыков конструктивного общения (фильмы, мультфильмы, книги о детях, особенно их возраста).
Проводить мероприятия, направленные на нормализацию групповой структуры.
При этом главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов класса – это создание разнообразных форм групповой деятельности, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации различных возможностей и ресурсов членов группы (например, можно использовать прием «Отсвет от звезды», когда высокостатусному члену группы под благовидным предлогом поручается в сотрудничестве с низкостатусным выполнить важную для группы работу).
Создавать возможность разрядки отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью, условия для полноценного отдыха учащихся.
Использовать психологические упражнения (например, «Выпусти пар», «Рубим дрова», упражнения на релаксацию и т.д.)
Создавать условия для коррекции завышенной или заниженной самооценки учащихся.
Использовать приемы работы с опорой на интересы учащихся.
Обеспечивать учащимся психологическую поддержку, создавать ситуации успеха.
Продолжать работу с родителями по формированию у детей чувства значимости знаний в жизни.
Дата
Педагог-психолог _____________ Ивахненко О.В.
Ознакомлены:
Учителя- предметники ___ класса: Классные рук-ли ___-х классов: