СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочник музееведа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены главные термины музейной работы.

Просмотр содержимого документа
«Справочник музееведа»


АРХИВНЫЕ КОМИССИИ

Губернские ученые архивные комиссии (ГУАК) — местные научно-исторические общества, сыгравшие заметную роль в выявлении, изучении и сохранении памятников истории и культуры, организации музеев, архивов и библиотек в российской провинции.

История и организация

Создание ГУАК связано с неудавшейся попыткой проведения в России общей архивной реформы. На основании "Положения о губернских исторических архивах и ученых архивных комиссиях" начиная с 1884 г. в губерниях и областях возникли 41 комиссия. Попечительство над ними осуществляли губернаторы, научно-методическое руководство (до 1912) — Петербургский археологический институт. Средства ГУАК складывались из членских взносов и пожертвований. Прекратили свое существование в связи с проведением архивной реформы в начале 1920-х гг.

Деятельность

Главной задачами ГУАК являлся разбор ведомственных архивов и создание исторических архивов. В архивные комиссии поступали документы упраздненных учреждений, в том числе монастырских. Многие комиссии проводили археологические раскопки, собирали этнографические и фольклорные материалы, участвовали в реставрации архитектурных памятников, в организации выставок, экскурсий, лекций в музеях. ГУАК участвовали во всероссийских археологических съездах, по инициативе комиссий проводились четыре областных археологических съезда: в Ярославле(1901); Твери (1903); Владимире (1906); Костроме (1909?). Большинство комиссий издавали "Труды", "Известия" или "Сборники", включавшие публикации ценных исторических документов и краеведческие материалы.

Музеи при ГУАК

ГУАК явились основателями и учредителями значительной группы провинциальных музеев. Так, Костромская ГУАК основала в 1891 г. Костромской музей древностей, ныне — Костромской


трофеи, произведения искусства, захваченные у противника и т.п. Репрезентативные "выставки" драгоценной утвари в поставцах устраивали правители в дни приема важных гостей для демонстрации своего богатства и значительности.

В эпоху Возрождения и позднее в XVII-XVIII вв. происходит постепенное становление экспозиции как формы существования музея. В "универсальных" музеях этого времени собирались воедино всевозможные диковины и реликвии, "произведения природы и человека". В музеях долгое время не существовало разделения на "фонды" и "экспозицию". Только к концу XIX века в процессе роста и расширения музейных собраний происходит выделение из них "демонстрационных коллекций".

Конец XVIII - начало XIX вв. выдвигает на первый план научный аспект экспозиции. Предмет интересует создателей музеев в контексте научного знания. Складываются систематические экспозиции. Развитие во 2-й половине ХIХ века этнографических музеев и появление мемориальных музеев вызвало к жизни ансамблевые экспозиции. К концу 1920-х гг. в СССР все более прочное положение завоевывают тематические экспозиции. С 1960-х гг. все большее распространение получают музейно-образные экспозиции, а в 1990-е гг. появляются сюжетно-образные экспозиции.

К 1970-м годам в музейной практике СССР сформировалась последовательность производства работ по проектированию экспозиций и форма проектных документов, которая получила юридическое подтверждение в соответствующих инструкциях Министерства культуры.

Активное участие художника в построении экспозиции сформировалось постепенно. Значительную роль в этом процессе сыграла Сенежская студия под руководством Е.А. Розенблюма, действовавшая в 1950-60-е годы. В журнале "Декоративное искусство" и других периодических изданиях прошли острые дискуссии по вопросу о том, что главное в экспозиции - наука или искусство? Сложность взаимодействия "научной" и "художественной" составляющих экспозиции, все большее усложнение художественных решений, желание добиться адекватного восприятия посетителем экспозиционных образов вызвали к жизни новый проектный документ - сценарий.

Синтетичность современных экспозиций, театрализация, наличие сюжета и драматургии в построении образа, включение экспоната в сложные смысловые взаимосвязи, обращение к современным техническим средствам - черты музейной экспозиции наших дней. Но это вовсе не значит, что ушла в прошлое традиционная, академическая экспозиция. Более того, как многие посетители, так и музейные



визуальная совместимость экспонатов и общее впечатление от экспозиции, уточняется ТЭП.

Сценарий является одним из этапов проектирования экспозиции. Сегодня нет однозначного определения термина "сценарий"; в нем видят "пьесу для режиссера-художника", "сюжет восприятия экспозиции". Пишут сценарий сами музейные работники или приглашают для этого профессионала-литератора. Сценарист разрабатывает "драматургию" раскрытия экспозиционной темы, экспозиционных образов, моделирует и описывает процесс восприятия экспозиции посетителем. Иногда сценарием заменяют тематическую структуру или тематико-экспозиционный план. Сценарий превращается в обязательную форму документации там, где в экспозицию включаются сложные технические средства - слайдфильмы, видеопрограммы и т.п. - разворачивающиеся во времени.

Техническое и рабочее проектирование (технорабочее проектирование) экспозиции заключается в разработке художником совместно с конструкторами, инженерами и экспозиционерами музея комплекса документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного оборудования, научно-вспомогательных материалов, осветительной аппаратуры и технических средств. Технорабочий проект включает целый ряд документов: светотехнических проект; деталировочные чертежи, по которым изготовляются отдельные детали оборудования; сборочные чертежи, по которым проводится монтаж оборудования; монтажные листы - чертежи участков экспозиционной поверхности с точным указанием расположения экспозиционных материалов; шаблоны - монтажные листы, выполненные в масштабе 1:1; документы по разработке систем отопления, вентиляции, охранной и пожарной сигнализации; эскизы макетов, диорам, монументально-декоративных элементов оформления и других вспомогательных материалов; колористические модули и т.п. Специальная техническая документация разрабатывается на все системы технических средств, применяющихся в экспозиции: звуковоспроизводящие средства, голография, полиэкран, диапроекторы и т.п. В некоторых музеях эти средства объединяются единой автоматической системой управления (аудиовизуальный показ).

Немного истории

Само становление музея было связано с открытием собранных коллекций для общества, с их экспонированием. Элементы древнейших "протоэкспозиций" музееведы находят в интерьерах храмов, в выставках товаров на продажу, церемониях военных триумфов Древнего Рима, когда вслед за колесницей триумфатора несли, а затем оставляли на некоторое время для всеобщего обозрения военные



объединенный музей — заповедник. Курская ГУАК учредила в

1903 г. Курский историко-археологический и кустарный музей, открытый в 1905 г., ныне — Курский областной краеведческий музей. Рязанской ученой археологической комиссией в 1884 г. создан Рязанский историко-археологический музей, ныне Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Орловский областной краеведческий музей ведет свое начало от губернского историко-археологического музея, открытого в 1897 г. благодаря деятельности Орловской ученой архивной комиссии. Владимирская ученая архивная комиссия возродила в 1906 г. музей, созданный губернским статистическим комитетом в 1854 и закрытый в 1879 г., ныне — Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Другая группа музеев, созданных в разные годы статистическими комитетами или иными местными учреждениями, в конце 19 в. перешла в ведение ученых архивных комиссий: Тверской историко-археологический музей, ныне — Тверской объединенный историко-архитектурный и литературный музей, основанный в 1866 г. губернским статистическим комитетом, в 1896 г., после смерти возглавлявшего музей А.К. Жизневского, перешел в ведение ГУАК. Тамбовский областной краеведческий музей был открытый в 1879 г. как музей историко-этнографического и археологического профиля и находился в ведении ГУАК с 1884 г. и т.д.

Персоналии

В состав комиссий, формировавшихся на добровольных началах, входило большое число ученых, писателей, общественных деятелей, любителей старины. Многие из них стали инициаторами или организаторами создания музеев: Гордеев Н.Н. в Курске; Гациский А.С. в Нижнем Новгороде; Блохин С.А., Похвалинский Ф.Ф., Ферро К.Ф., Шульгин А.Н. в Орле; Тихомиров И.А. в Ярославле и др.






Вещевые источники — тип музейных предметов. Представляют собой рукотворные предметы утилитарного назначения. Виды В.и. подразделяются по материалу изготовления (металл, дерево,

стекло, ткани и т.д.) и функциональному назначению (нумизматика, оружие, мебель и т.д.).

Воспроизведение — предмет, созданный с целью воспроизведения внешнего вида музейного предмета.

Воспроизведение может приобретать статус полноправного музейного предмета, если таковой недоступен (например, точнейшие контактные копии наскальных изображений, собранные сотрудниками музея-заповедника "Томская писаница", на основе которых строится "Музей наскального искусства Азии"; действующие модели, воспроизводящие сложные производственные процессы в Политехническом музее Москвы). Однако введение в экспозицию большого числа отвлекающих на себя внимание воспроизведений должно осуществляться с большой осторожностью.

Выставки — совокупность предметов, выставленных для обозрения на определенный срок; временная экспозиция. Само слово "exposition" в переводе означает "выставка". Изначально термины "экспозиция" и "выставка" были равнозначны, и лишь постепенно термин "экспозиция" стал означать относительно постоянное, а выставка — временное.

Выставки позволяют оперативно реагировать на потребности момента, вводить в научный оборот в специфически музейной форме результаты научных исследований сотрудников музея, увеличивают число доступных для широкого зрителя музейных предметов из фондов, позволяют показывать предметы из своего и других музеев в различных сочетаниях и контекстах. В современных условиях, когда для музеев нередко бывает затруднительно создание масштабных дорогостоящих стационарных экспозиций, во многих музеях их заменяет система взаимосвязанных выставок. Количество выставок, проводимых разными музеями РФ, весьма различно. Оно колеблется от 2-3-х в маленьких районных до 50-60 в активно работающих областных музеях; еще большим это число бывает в крупнейших национальных музеях.


неожиданные ходы, повороты не только в разработке тематической структуры, но и в самой концепции экспозиции.

На втором этапе научными сотрудниками-экспозиционерами создается расширенная тематическая структура, а художниками - "экспозиционный проект". В этих документах научное и художественное решение детализируется на уровне тем, подтем, экспозиционных комплексов.


Третий этап предполагает создание тематико-экспозиционного плана (ТЭП), на основе которого выполняются монтажные листы - чертежи всех участков экспозиционного пространства и поверхностей, на которых размещаются экспонаты. В практике российских музеев была выработана следующая основная структура ТЭПа:

  • наименование раздела;

  • наименование темы, подтемы;

  • ведущий текст, оглавительный текст;

  • тематический комплекс;

  • аннотация (объяснительный текст) к комплексу;

  • экспонатура (с указанием подлинности, инвентарных номеров, размеров и основных данных атрибуции);

  • место хранения экспонатов;

  • этикетаж;

  • примечания, содержащие рекомендации по группировке экспонатов, оформлению и т.п.

В приложениях даются значительные по объему тексты, материалы для создания реконструкций, схем, диаграмм и других вспомогательных материалов. Структура может варьироваться в зависимости от характера экспозиции и особенностей экспозиционных материалов. В случае написания сценария в него переходит определенная часть информации из ТЭПа.

На основе монтажных листов проводится изготовление всего необходимого оборудования, креплений, планшетов для аннотаций и т.п. и осуществляется монтаж экспозиции. Для уточнения и коррекции возможных ошибок перед окончательным монтажом многие музеи проводят раскладку - прикидочное размещение экспонатов в соответствии с монтажными листами, в процессе которой проверяется




Проектирование экспозиции - один из важнейших этапов музейного проектирования, включающий процесс разработки документации для создания будущей экспозиции и последующий авторский надзор за реализацией замысла.

В процессе проектирования экспозиции принято выделять в качестве составляющих:

  • научное проектирование экспозиции

  • художественное проектирование экспозиции

  • техническое и рабочее (технорабочее) проектирование экспозиции

Согласно сложившемуся в российском музейном деле 3-х ступенчатому порядку проектирования экспозиции, которому и сегодня следует большинство музеев, на первом этапе создается научная концепция экспозиции.

Научная концепция экспозиции - первый этап проектирования, формулирующий тему и ведущую идею экспозиции, определяющая ее цели и методы достижения этих целей. Концепция включает в себя анализ научной разработанности заявленной темы и состава коллекций музея, из чего следует задание на создание плана комплектования и научную разработку темы. Экспозиционер определяет будущего посетителя - адресата экспозиции, формулирует основные принципы и методы построения экспозиции. Обязательным является анализ помещения будущей экспозиции, особенно если это - памятник архитектуры. В общем виде намечается тематическая структура, определяющая последовательность экспозиционных тем и маршрут, ведущие экспонаты и комплексы, диорамы, аудиовизуальные системы. В результате формулируются требования к архитектурно-художественному решению и экспозиционному оборудованию. Наконец, определяется место задуманной экспозиции в системе экспозиций музея и среди экспозиций музеев аналогичного профиля.

Архитектурно-художественная концепция экспозиции (генеральное решение) - основная художественная идея, художественный образ, в который должна воплотиться научная концепция; определяет пространственное построение экспозиции, основное цветовое решение, ведущие экспонаты в залах. В результате работы художника создается ряд эскизов или макет. Разрабатывается после научной концепции или одновременно с ней. Подключение художника к работе уже на этапе становления экспозиционного замысла может значительно обогатить цельный образ будущей экспозиции, подсказать научному сотруднику



Геральдика — вспомогательная историческая дисциплина, описывающая и изучающая гербы. Результаты исследований геральдики широко используются в музейном деле. Геральдика тесно связана с такими вспомогательными историческими

дисциплинами, как генеалогия (герб олицетворяет род или фамилию), сфрагистика, нумизматика (гербы изображаются на печатях и монетах), эпиграфика (для изображения гербов использовался различный материал). Являясь составной частью вспомогательной историчеcкой дисциплины эмблематики, геральдика уделяет особое внимание исследованию связи между символом, эмблемой и гербом. Так, герб является частным случаем эмблемы, а эмблема - разновидностью символа. С другой стороны, на гербах присутствуют символы - знаки, иносказательно указывающие на некое понятие и явление.

Об истории западноевропейской и русской геральдики

Считается, что первые гербы возникли в Западной Европе в 11-12 вв. Одной из причин их появления является то, что закованных с ног до головы в латы рыцарей можно было узнать только по их личным эмблемам, изображавшимся на щитах, знаменах, вооружении. Термин геральдика происходит от немецкого слова Herold. Герольдом в Западной Европе называли человека, следившего за проведением рыцарских турниров.

Со временем личные эмблемы и отличительные знаки превратились в гербы, важнейшей характеристикой которых была наследственность. Герб (от славянского herb - наследник, наследство) - это особая фигура или символическое изображение - эмблема, составленная по определенным правилам и служащая постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода, общества, учреждения, города, области и целого государства.

В России в 1722 г. Петр I учредил Геральдическую контору, целью которой было составление гербов по западноевропейским образцам. С 1785 г. наличие герба стало обязательным для каждого города Российской империи. По указанию Павла I стал составляться "Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи", в который были включены гербы князей, графов, баронов, родовых дворян, лиц, которым было пожаловано дворянство, а также тех, кто дослужился до






дворянского титула по петровской "Табели о рангах" (чин 8 класса).

Герб дореволюционной России.

В 18-19 вв. в России появляются книги, посвященные геральдике.


Современный герб России.

В современном музееведении и музейном деле наблюдается повышение интереса к геральдике, одной из причин которого является необходимость самоидентификации семейств, родов, городов, наций и государств. С 1992 г. в нашей стране функционировала Государственная геральдическая служба, которая в 1994 г. была преобразована в Государственную герольдию при Президенте РФ, а в 1999 г. - в Геральдический совет.




  • выделение первого и второго планов, а также создание скрытого плана экспозиции в турникетах, кассетных стендах и т.п.

  • применение зеркал, луп вращающихся подиумов и др. технических приемов.

Творческие коллективы экспозиционеров находят и вырабатывают собственные оригинальные приемы создания экспозиционных комплексов.

Экспозиционный комплекс

Основной структурной единицей большинства экспозиций является экспозиционный комплекс, объединяющий составляющие зрительное и смысловое единство экспозиционные материалы - экспонаты, научно-вспомогательные материалы, тексты - в соответствии с концепцией экспозиции. Экспозиционный комплекс может состоять из однородных материалов (вещевой комплекс, комплекс документов и др.), или включать разные типы музейных источников: вещевые, письменные, изобразительные, составляющие тематическое и визуальное единство. Экспозиционные комплексы можно классифицировать по видам: этнографический комплекс, мемориальный комплекс, личный комплекс и др. Ансамблевая экспозиция в виде отдельного комплекса также часто входит в состав тематической экспозиции. Сегодня в музеях все чаще практикуется именно такое "смешение жанров".

Особый вид комплексов представляют собою обстановочные сцены ("фигурные интерьеры"), они активно использовались в музеях с конца XIX в., особенно широко - в этнографических экспозициях.

В музейно-образных и сюжетно-образных экспозициях экспозиционный комплекс может трансформироваться в музейный натюрморт, создающий художественный образ и являющийся произведением экспозиционного искусства

К экспозиционным материалам относятся:

  • музейные предметы

  • фото-, фоно- и киноматериалы

  • воспроизведения музейных предметов

  • научно-вспомогательные материалы

  • тексты и другие формы комментариев





методу, чрезвычайно важную роль начинают играть цвет и свет, подключаются аудиовизуальные системы.

Образно-сюжетные экспозиции рассматриваются музеологами как произведения самостоятельного вида искусства, синтезирующего элементы архитектуры, живописи, дизайна, театра, драматургии и т.п. Уже в самом названии подчеркнута особая роль драматического сюжета - последовательности образов, художественно организованных через пространственно-временные отношения. Сюжетно-образный метод построения экспозиций - самый молодой, построенные по этому методу экспозиции немногочисленны.

Своеобразной экспозицией под открытым небом становятся музеефицированные ансамбли, территории, фрагменты среды.

Экспозиционные приемы

Для оптимальной компоновки экспозиционных материалов в комплексах научный сотрудник вместе с художником выбирают экспозиционные приемы, то есть способы группировки экспозиционных материалов.

  • выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку;

  • разрядка путем создания пустого пространства вокруг наиболее важных экспонатов с целью акцентирования на них внимания;

  • выявление связей между предметами, прием "взаимной документации";

  • сопоставление, в т.ч. противопоставление (прием контрастного показа);

  • "массированный" показ однотипных материалов, сконцентрированных на небольшой площади.

  • расположение экспонатов, требующих рассмотрения с близкого расстояния, в пределах наиболее удобного для обозрения экспозиционного пояса - области вертикальной поверхности экспозиционного помещения на уровне от 70-80 (нижняя граница) до 200-220 см (верхняя граница) от пола;

  • организация "экспозиции в окне", позволяющей через проем витрины "заглянуть" в иное пространство и время;


Зоны охраны памятников — территории с определенными законом правилами использования, ограничивающими на них различную деятельность с целью сохранения

памятников истории и культуры. Включают в себя: охранную зону, зону регулирования застройки, зону охраняемого ландшафта, зону охраняемого культурного слоя, каждая из которых имеет свое назначение, предусматривает специфические ограничения и допущения при использовании.

Изобразительные источники — тип музейных предметов, информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного искусства, киноискусства, фотодокументах, графических документах.

Интерпретация (от лат. слова interpretatio — "посредничество") — объяснение, перевод, истолкование. Необходимость интерпретации заключена в самом языке, поскольку и текст, и речь предполагают не одно, а множество значений. В этом отношении традиция является важнейшим фактором, влияющим на интерпретацию.

В европейской истории интерес к интерпретации прослеживается еще со Средневековья, с возникновением потребности в толковании религиозных текстов.

Философы и историки XIX века (Ф. Шлейермахер, А. Бек, Дж.Г. Дройзен) высказали мысль об интерпретации как об основном методе прочтения текстов. Были выделены виды интерпретации: грамматическая (в отношении к элементам языка), психологическая (касающаяся представлений, намерений), историческая.

В ХХ веке понятие исторической интерпретации становится одним из центральных во многих гуманитарных отраслях знания. Ставится вопрос о том, изучает ли история то, что было или только то, что остается в социальной памяти от того, что было. Исторические явления всегда рассматриваются с определенной точки зрения, с учетом потребностей данной эпохи. Так, например, интерес к событийной истории в ХХ веке сменился интересом к структурной истории, а интерес к политической - социальной.



Коллекция музейная — часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).

Копия (от copie — множить) — предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого предмета, который является по отношению к копии подлинником.

Понятия К. используется в музейном деле в двух значениях. Первое совпадает с принятым в искусствоведении и включает: повторение; реплику; собственно к.; уменьшенную к.; фотографические и репродукционные копии (факсимиле). Исходя из техники изготовления, к К. относятся также слепок, гравюра, гальванопластика. Такие копии используются в экспозициях музеев, в которых невозможно создать цельный, репрезентативный экспозиционный ряд без включения копийных материалов (Государственный литературный музей А.С. Пушкина в Москве). В некоторых небольших музеях с ограниченными фондами копии занимают иногда большую часть экспозиционного пространства. Понятие К. используется в музейном деле как воспроизведение музейного предмета, по возможности, точно передающее черты подлинника и включает, наряду с вышеперечисленными техниками копирования, особые формы воспроизведения — модели и макеты. Модели и макеты являются важной частью экспозиций музеев исторического профиля, научно-технических музеев.

Техника изготовления

Техника изготовления копий различна. В живописи это: повторение — к., написанная и подписанная самим автором и равная по размеру оригиналу; реплика — к., исполненная самим автором или под его наблюдением в размерах, отличных от оригинала; собственно к. — исполнена без участия автора или после его смерти; уменьшенная к. — исполнена в размерах, меньших оригинала; фотографические и репродукционные копии (факсимиле). Факсимиле (от simile- делай подобное) — точное воспроизведение каким-л. способом рукописи, документа, чьей либо подписи; точное воспроизведение картины при помощи фотомеханической репродукции (факсимильная.


Систематические экспозиции. Предметную основу экспозиций этого типа составляют коллекции однотипных предметов, систематизированные и выставляемые в соответствии с классификацией, принятой в научной дисциплине или отрасли производства, а основную структурную единицу - систематический (типологический) ряд.

Большинство российских музеев сегодня используют систематический метод в той или иной форме своей экспозиционной деятельности. Выставки экспедиционные и из фондовых коллекций, значительная часть постоянных экспозиций геологических, зоологических и других естественно-научных музеев, экспозиции научных музеев выстраиваются в систематические ряды. Все чаще встречающиеся в музеях экспозиции "открытого хранения фондов" также, как правило, построены по систематическому методу.

В ансамблевых экспозициях сохраняется или воссоздается цельный ансамбль музейных предметов со связями, существовавшими между ними в среде бытования. Ансамблевый метод применяетсяв первую очередь при создании экспозиций в домах-музеях, музеях-дворцах, музеях-усадьбах, музеях-храмах. При экспонировании естественно-научных предметов построенная по этому методу экспозиция носит название ландшафтной экспозиции. Как специфический вид ансамблевых экспозиций под открытым небом можно рассматривать музеефицированные ансамбли, территории, фрагменты среды.

Тематические экспозиции строятся на основе тематических комплексов, при помощи музейных предметов, их воспроизведений, научно-вспомогательных материалов и текстов; в совокупности они призваны раскрыть определенную тему. На определенном этапе для тематических экспозиций было характерно излишне широкое использование научно-вспомогательных материалов и текстов, которыми часто компенсировалось недостаточное количество подлинных предметов, что вызвало критику метода. Однако при грамотном построении экспозиционных комплексов на основе подлинных музейных предметов тематический метод по сей день - один из самых распространенных при создании краеведческих, исторических, естественно-научных экспозиций.

Наполнение тематического комплекса образностью, эмоциональностью ведет к трансформации экспозиции в музейно-образную. Расцвет музейно-образного метода проектирования экспозиций наступает в 1960-70-е годы. Основой образности экспозиции в первую очередь становится сам подбор и дальнейшая группировка экспонатов. При наличии выразительных музейных предметов образ можно создать практически без использования вспомогательных средств. В экспозициях, построенных по этому





Фонды музея — часть музейного собрания, представляющая собой совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.



Экспонат — предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.


Экспозиция - во экспозиция происходит от латинского "expositio" — выставлять и означает в широком смысле любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения. Наиболее раннее определение музейной экспозиции — часть музейного собрания, выставленная для обозрения. Современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. Музейная экспозиция — основная форма музейной коммуникации. Музейные экспозиции принято подразделять на постоянные (стационарные) и временные; временные экспозиции называются выставки.

Экспозиционная работа - одно из направлений музейной деятельности, основное содержание которого заключается в проектировании экспозиции, монтаже и демонтаже экспозиций, проведении реэкспозиции, наблюдении за состоянием экспозиции, ведении текущей экспозиционной документации.

Основные типы экспозиций

Тип экспозиции зависит методом ее построения. Метод определяет характер интерпретации экспонатов, соотношение в экспозиции содержания и формы, взаимодействие научной и художественной составляющих проектирования, порядок сотрудничества экспозиционера и художника. Сегодня трудно говорить о преобладании того или иного метода - используется широчайший диапазон экспозиционных средств, сочетание разных методов. Их разнообразие создает ту многообразную, яркую картину, которую представляет музейный мир России сегодня.


репродукция). Точная К. произведений скульптуры, прикладного и других видов искусства, имеющего объёмный характер, называется слепком

К К. можно отнести также и гравюру, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы — доски из металла (меди, стали, цинка), дерева или линолеума с нанесённым на неё углубленным рисунком. Способ получения металлических к. с любого оригинала путём электролиза — разложения водных растворов солей при прохождении через них электрического тока, называется гальванопластикой. Заряженные частицы металла осаждаются на снятую с оригинала гипсовую форму, помещённую в ванну и постепенно образуют металлический слой, легко отделяющийся от матрицы.

Культурно-образовательная деятельность является важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея. Осуществляется в непосредственном контакте с музейной аудиторией в музее и вне музея. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Термин "культурно-образовательная деятельность" получил распространение в отечественном музейном деле с начала 1990-х; до этого использовались определения "культурно-просветительская работа", "массовая политико-просветительная работа", "научно-просветительная работа".

Музей - это средство сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия. Музей, как и любой социальный институт, в ходе исторического развития претерпел определенные трансформации. За более чем два

тысячелетия существования музея как социального института изменилось его понимание и использование. Однако фундаментальное его общественное назначение не изменилось и, видимо, останется определяющим его сущность в обозримом будущем - это сохранять, презентовать и транслировать из прошлого в будущее главные ценности и достижения, соответствующие аксиологическим представлениям своего времени.


Музеи-заповедники — статус, присваиваемый музеям под открытым небом, обладающим особой ценностью. Музеи-заповедники создаются на основе территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы. В настоящее время понятие в повседневной жизни широко применяется в качестве синонима музея под открытым небом.
Сегодня музеи-заповедники — динамично развивающаяся группа музеев, число которых, а также разнообразие входящих в их состав объектов непрерывно растут.

Музейный предмет — предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания.

Макет — объемное воспроизведение объекта, который, как правило, не может быть помещен в музейную экспозицию по той или иной причине (является действующим объектом, крупногабаритным объектом, утрачен и т.п.). Макет выполняется в определенном масштабе и воспроизводит подлинник с некоторой долей условности. Для военно-исторических музеев особенно характерны макеты сражений.

Мемориал — архитектурный ансамбль, воздвигаемый в память об историческом событии, реже — о выдающейся личности, и включающий, как правило, архитектуру, малые архитектурные формы, монументальную скульптуру, живопись, садово-парковую архитектуру. Часто соединен с музейной экспозицией Как правило, мемориалы возводятся в памятном месте.

Мемориальная доска — знак, устанавливаемый на недвижимых историко-культурных объектах (или внутри их) или памятных местах и фиксирующий их связь с историческими событиями или выдающимися деятелями.

Мемориальные доски устанавливаются: на зданиях, в интерьерах, на транспортных средствах, на местах утраченных памятников истории и культуры. Мемориальные доски, как правило, выполняются из металла, камня. На них помещается текст с информацией о событии или лице, памяти которого посвящена доска. Надпись нередко сопровождается изображением.



Сфрагистика (греч. "сфрагис" — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати, а также пломбы, цилиндры, буллы, геммы, скарабеи, керамические и гончарные клейма, знаки — штампы, кустодии и т.д. Сфрагистика изучает как матрицы печатей, т.е. рисунки печатей, вырезанные на твердых предметах, так и их оттиски, т.е. отпечатки. Основная функция печатей — удостоверение предметов и документов.

Сфрагистические материалы составляют важную часть музейных коллекций Новгородского музея-заповедника, Эрмитажа, Исторического музея и др. Новгородский музей-заповедник владеет богатым собранием печатей — около 1500 единиц, из которых 1000 — актовые печати Древней Руси. Эрмитаж — около 2000 единиц русских и западноевропейских печатей. Печати, гербовые и должностные знаки (более 8000 единиц) находятся в отделе Нумизматики ГИМ.

История печатей

Считается, что печатями начали пользоваться на Востоке — в Вавилонии и Древнем Египте. На Руси печати были известны с 10 века. Ими подтверждались княжеские договора. Об этом свидетельствуют и летописи, и археологические раскопки. Так, в Новгороде в 1953 г. была найдена печать князя Изяслава Владимировича, относящаяся к рубежу 10 — 11 вв. Старые печати до 15 в. в основном были вислыми, т.е. привешивались к документу. Позже появились прикладные печати, которые прикладывались к нему. Для печатей использовался самый разнообразный материал — глина, металл, воск, воско-мастика, сургуч, бумага.

В Западной Европе печати стали самостоятельной областью исследования в конце 17 в. В 18-19 вв. сфрагистика начинает превращаться в научную дисциплину. Одним из первых исследователей отечественной сфрагистики являлся коллекционер древнерусских летописей Е. Болховитинов. Именно ему принадлежит краткий обзор отечественных сфрагистических памятников с древних времен до 18 в. Сфрагистика выросла из дипломатики, поскольку для источниковедческой критики источников важными являются внешние признаки печатей. Например, Болховитинов проанализировал жалованную грамоту кн. Мстислава Владимировича и Всеволода Мстиславича, данную в 12 в. Новгородскому Юрьеву монастырю с точки зрения сфрагистики и дипломатики.







Собрание музейное — совокупность музейных предметов основного фонда, а также материалов научно-вспомогательного, библиотечного, архивного фондов, научно сформированная и обработанная.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ

Губернские и областные статистические комитеты (ГСК) — научно-административные учреждения в дореволюционной России, созданные для сбора и обработки экономико-статистических данных. Действовали с 1834 по 1917 гг. К середине 19 в. приобрели значение местных научных обществ, при которых возникла большая группа музеев.

История и организация

По "Положению" от 20.12.1834 г. ГСК создавались при губернских и областных правлениях и возглавлялись губернаторами. Подчинялись Министерству внутренних дел. Существовали на средства губернских типографий. К 1914 г. действовали во всех губерниях и областях. В состав комитетов входили "непременные" члены (по должности) — губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, прокурор и пр., а также действительные и почетные члены, среди которых были известные ученые и краеведы, в т.ч. Н.А. Артлебен, В.В. Бартольд, Е.В. Барсов. Д.И. Иловайский, А.А. Спицын и т.д. Деятельность членов комитетов не оплачивалась.

Деятельность

Комитеты собирали сведения для ежегодных отчетов губернаторов в Министерство внутренних дел и составляли "Обзоры губерний". Сведения поступали от должностных лиц, от членов-корреспондентов из уездов, через запросы помещикам, являлись результатом исследований края. Помимо обязательных занятий многие комитеты взаимодействовали с научными обществами, проводили этнографические и археологические исследования, участвовали в создании музеев и библиотек, формировали коллекции из предметов, поступавших из полицейских управлений. Материалы комитетов публиковались в "Губернских ведомостях", в "Журнале Министерства внутренних дел", в "Журнале Министерства народного просвещения". Комитеты издавали свои периодические издания "Труды", "Записки", "Сборники", с 1860-х гг — "Памятные книжки", с 1970-х — ежегодные "Обзоры".




Музей-корабль — корабль, превращенный в объект музейного показа и имеющий статус самостоятельного музея или входящий в состав какого-либо музея. На музее-корабле, как правило, сохраняется или восстанавливается техническое оборудование и обстановка, дающая представление о жизни команды и пассажиров. Экспозиция дополняется материалами по истории корабля, связанных с ним личностей и т.п. На наиболее крупных кораблях-музеях разворачивается целый комплекс исторических, естественнонаучных, научно-технических, художественных экспозиций. Первым музеем-кораблем в истории музейного дела России стал крейсер "Аврора", музеефицированный в 1956 г.

Музей-памятник — тип музеев, создаваемый на основе отдельных памятников истории и культуры. Как правило, возникают в результате музеефикации единичных и комплексных памятников. Музеями-памятниками также являются музеи, возникшие на основе архитектурных сооружений, воздвигнутых в память исторических событий или лиц.

Музей-панорама — музей, включающий в качестве основного элемента панораму — круговое живописное произведение, совмещенное с передним предметным планом. В основном, посвящены событиям военной истории.

Научно-исследовательская деятельность — одно из основных направлений музейной деятельности, важнейшая составляющая музейной работы. Результаты научных исследований музея определяют уровень его научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Научно-вспомогательные материалы используются для раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п. Новый тип научно-вспомогательных материалов — материалы на электронных носителях. В составе музейного собрания образуют фонд научно-вспомогательных материалов, в который включаются также воспроизведения музейных предметов. В экспозиции выступают в качестве экспонатов; особенно широко используются при создании тематических экспозиций.


Нематериальное наследие — совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности. Наряду с термином "нематериальное" ("non-material") в зарубежной музеологической литературе часто употребляется термин "неосязаемое" ("intangible"), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предметной форме.

Передача традиционных нематериальных ценностей осуществляется от поколения поколению, от человека человеку, минуя институционально-организованные формы, они должны постоянно воссоздаваться человеческим сообществом; такой способ наследования делает их особенно хрупкими и уязвимыми. В последние годы ХХ в. судьба и проблема сохранения объектов нематериального наследия оказалась в центре внимания мировой общественности. Угроза полного исчезновения многих важных для самоидентификации человека форм культуры потребовала обсуждения этой проблемы на крупных международных форумах и выработки ряда международных документов. Музей рассматривается сегодня как важнейший институт, способный осуществить сохранение и актуализацию многих объектов нематериального наследия. Включение в сферу музейной деятельности объектов нематериального наследия сегодня требует внесения изменений в базовые музееведческие понятия, разработку принципов и методов работы с новым кругом музейных объектов.

  • Формы нематериального наследия

Музееведы выделяет 3 категории нематериального культурного наследия:

1.Выраженные в физической форме аспекты культуры и традиции определенного человеческого сообщества (обряды, особенности быта, фольклор и др.).

2.Формы выражения, не заключенные в физическую форму (язык, песни, устное народное творчество)

3.Символические и метафорические значения объектов, составляющих материальное культурное наследие.



собраниях нашла отражение в организации ежегодных конференций "Магнум-Арс", которые проводятся в Москве с

1996 г. с участием искусствоведов и ведущих экспертов в области атрибуции произведений искусства

Вводятся законы, карающие изготовление и торговлю подделками.



Раритет — предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью. В современном музееведении термин "раритет" употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих только в нескольких экземплярах (например, первопечатные книги). В отличие от типового предмета, существующего в единственном числе — уникума.


Реликвия — особо чтимый мемориальный предмет, связанный, как правило, с событиями или персонами, сыгравшими особо важную роль в истории народа, государства, религии. Хранящиеся в российских военно-исторических музеях реликвии являются памятниками ратной славы России, предметами, связанными как с именами великих полководцев, так и личностями простых, часто безвестных воинов, если эти предметы олицетворяют собой героизм, особое мужество и стойкость духа русского народа.


Реставрация (от лат. restauratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на сохранение историко-культурного или природного объекта или произведения искусства, выявление его художественной, научной или историко-культурной ценности.









снабжённой фальшивой подписью художника. Картина К.А. Коровина "Дерево", поступившая на экспертизу в ГТГ в

1990-е гг., не была написана как подделка, но стала ей впоследствии при нанесении подписи. Её автор, Н.А. Клодт, работал вместе с Коровиным как декоратор в театре и на Всемирной выставке в Париже. Подделка работ Коровина путём нанесения его подписи на работы его подражателей или учеников является характерным способом изготовления "К. Коровина".

На выставке "Портрет Петровского времени" (1973) были показаны парные портреты Марии Ивановны и Григория Фёдоровича Долгоруковых, атрибутированные как работы Корнелиуса де Брайна (1652-1726). Эти мастерски выполненные портреты, переданные из Государственного музейного фонда в Русский музей в 1928, лишь после выставки определены как работы 19 в.

Уровень новых методов исследования (рентген, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, химический анализ) позволяет выявить значительное число подделок, копий и имитаций, считавшихся в музеях длительное время оригинальными произведениями. Для выявления подделок при крупных музеях созданы лаборатории и отделы экспертизы, издаются руководства по распознанию подделок. Параллельно продолжается изучение музейных коллекций и публикация каталогов, что затрудняет любые фальсификации. Выявленные подделки демонстрируются на специальных выставках. Еще в 1974 г. в Лувре прошла выставка, где было представлено более 100 подделок из фондов музея. В 2003 г. в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева по результатам переатрибуций была подготовлена выставка "Оригинал, копия, подделка". Последняя выставка свидетельствует о том, что процесс выявления подделок активно протекает в настоящее время в провинциальных музеях, где в переатрибуции нуждается значительное число произведений искусства.

Назревшая проблема выявления подделок на антикварном рынке и их отграничения от оригиналов и копий в музейных


К формам нематериального наследия относятся язык, литература, устный эпос, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, традиционные формы коммуникации, традиционные экологические представления, знаки, символы и т.п.

Проблема сохранения нематериального наследия

В 20 в. в связи с процессами модернизации и глобализации многие формы нематериальной культуры оказались обречены на забвение и гибель, т.к. в обществе исчезает необходимая для существования традиции установка на сохранение традиции. Международным сообществом признано, что многие формы нематериального наследия сегодня находятся на грани исчезновения и намечены пути их сохранения в естественной среде бытования.

В разработанной ЮНЕСКО "Декларации шедевров устного и неосязаемого наследия человечества" предложено следующее определение нематериального наследия: "Совокупность основанных на традиции творений культурного сообщества, признанных отражающими ожидания сообщества постольку, поскольку они отражают его культурную и социальную тождественность; его стандарты и ценности передаются устно, посредством подражания или иными средствами". В 2003 г. на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята "Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия", являющаяся дополнением к принятой в 1972 "Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия". Конвенцией было предложено следующее рабочее определение нематериального наследия: "обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, ...в качестве части их культурного наследия... Нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения поколению, постоянно воссоздается сообществами... и формирует у них чувство самобытности и преемственности".





Начали составляться охранные списки ЮНЕСКО, согласно которым международное сообщество взяло под свою охрану целый ряд объектов нематериального наследия, среди которых китайская опера Кунку, сицилийский театр марионеток, устные народные эпосы народности запара в Эквадоре и Перу, культура сибирского старообрядчества, многоголосое грузинское пение и др. Понятие нематериального наследия включает в себя как объекты наследия, так и способы наследования и социальные механизмы передачи традиции. Важная роль в процессе охран нематериального наследия принадлежит музею. В случае невозможности сохранения объекта нематериального наследия в естественной социо-культурной среде, возможно сохранение его в музее, музеефикация. Музееведы обратились к проблеме нематериального наследия, сформулировали определение нематериального наследия, предложили классификацию, наметили методики работы музеев с нематериальным наследием. Тема Генеральной конференции Международного совета музеев (ИКОМ), которая состоялась в октябре 2004 в Сеуле (Южная Корея), была определена как "Нематериальное наследие. Живые музеи". Одновременно 27 сентября-2 октября 2004 г. Всероссийская конференция, посвященная проблемам работы российских музеев с объектами нематериального наследия, была проведена в Туле кафедрой музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) и Государственным военно-историческим и природным музеем-заповедником "Куликово поле".

Методика работы музеев с нематериальным наследием

Работа музея с объектами нематериального наследия должна включать следующие основные стадии:

1. Выявление в реальной действительности объектов нематериального наследия, имеющих музейное значение (нематериальные объекты музейного значения). Такие объекты должны представлять научную, художественную, историческую, мемориальную и т.п. ценность. Необходимо также проанализировать



ювелиров и др. мастеров декоративно-прикладного искусства, мешают здоровому развитию промыслов.

  • Выявление подделок

Невысокие по качеству подделки распознаются специалистами без труда, однако известны необычайно талантливые работы, вошедшие в историю как шедевры в области подделок. Так, широко известны имитации полотен Я. Вермера Делфтского и П. де Хоха, выполненные Ван Мейгереном и считавшиеся подлинниками в крупнейших музейных и частных собраниях. Ван Мейгерен признал своё авторство под угрозой тюремного заключения за продажу "национального достояния Голландии" в фашистскую Германию. В 1996 г. в рамках вермееровского фестиваля в Роттердаме состоялась персональная выставка работ Яна ван Мейгерена (Кунстхалле), на которой были показаны поддельные Вермееры. Участие талантливых мастеров в изготовлении подделок связано, в значительной степени, с ростом цен на произведения старых мастеров и низким спросом на работы современных художников. Достигая высокой степени мастерства в выбранном направлении, имитаторы, постоянно совершенствуясь, ведут своеобразный диалог с экспертами и музейными специалистами, которые распознают фальшивку, обладая знанием процессов изготовления, старения, реставрации. Рост качества фальшивок происходит параллельно росту уровня эксперта, поэтому проблема подделок будет ещё долгое время оставаться нерешённой.

Распространены случаи, когда на копию, выполненную с оригинала известного автора, впоследствии наносится подпись автора оригинала. Исполненная на высоком уровне, такая коптя может долго считаться произведением автора и попасть в этом качестве в музейные каталоги. В последние годы экспертами выявлено достаточно много таких случаев. Картина из собрания Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева, известная как произведение О.М. ван Скрика в отечественном искусствознании и опубликованная немецкими искусствоведами в Германии (1996) в качестве шедевра голландской живописи 17 в., оказалась подделкой,



Памятники природы — движимые и недвижимые объекты природы, имеющие научно-познавательное и воспитательное значение.

Памятники истории и культуры — движимые и недвижимые материальные объекты, имеющие научную, историческую, художественную ценность. Подразделяются на 4 основные группы: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства. Охраняются государством в соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (1976).

Памятное место — территория, связанная с историческими событиями, именами выдающихся деятелей или же место, на котором находился утраченный памятник истории и культуры. Охраняются в качестве памятников истории. Нередко памятные места отмечаются мемориальными досками.

Письменные источники — тип музейных предметов, информация которых зафиксирована посредством письменных знаков. П.и. подразделяются по содержанию, происхождению, способу воспроизведения, а также по типам и видам. В музее классифицируются по формальному признаку: рукописи, книги, бланки, газеты и т.д.

Подделка — фальсификация, предмет, имитирующий вид и свойства памятника истории и культуры или произведения искусства определённой эпохи, школы, мастера и сознательно выдаваемый автором или другим лицом за подлинник; процесс фабрикации подобного предмета.

Подделка существуют во многих областях культуры — истории, литературе, археологии, особенно распространены в различных видах искусства. Большое число подделок обнаруженное сегодня в крупнейших музеях мира сделали актуальной проблему выявления подделок и предотвращения проникновения их в музейные коллекции. Фальшивки дискредитируют идею и авторитет музеев, формируют неправильное представление о творчестве художников,




возможность и целесообразности сохранения объекта в музее.

2.Комплектование материальных предметов, связанных с нематериальным объектом музейного значения, и фиксация информации об объекте. Музеи собирают и хранят связанные с традицией материальные предметы (напр., инструменты ремесленника, образцы готовой продукции, одежду и атрибуты народных праздников, музыкальные инструменты). Однако это — не сам объект нематериального наследия. Так, технология изготовления глиняной народной игрушки предполагает наличие материала, из которого мастер делает саму игрушку, инструменты; но к нематериальному наследию относится умение, мастерство человека, передаваемые от мастера ученику приемы и эстетические представления. Поэтому музеи комплектуют также зафиксированные на материальных носителях свидетельства (фоно- и видеозаписи, запись рассказов носителей традиции, фотофиксация этапов технологических процессов и т.п.), включая записи об изначальных значениях и смыслах объекта. Записи и транскрипция переводят нематериальное культурное наследие в материальное и являются историческим и культурным свидетельством.

3.Обеспечение поддержания традиции и сохранения или воссоздания механизмов передачи традиции. 4.Актуализация

Чтобы оставаться частью культурного наследия, нематериальные объекты должны быть включены в актуальную культуру, все время воспроизводиться; должны действовать механизмы ретрансляции наследия от поколения поколению — т.е. должна осуществляться актуализация нематериального наследия. Необходимое условие воспроизведения объектов нематериального наследия в музее — наличие посредника, человека, живого "носителя традиции".





Если живы носители традиции, актуализация осуществляется методом фиксации. Музей обеспечивает людям, хранящим в памяти старинные песни и сказы, секреты мастерства, кулинарные рецепты и т.п., возможность деятельности, материальное обеспечение и ретрансляцию традиции через учеников. Действующие в музеях мастерские, фольклорные ансамбли, трактиры призваны не только сохранить навыки и традиции, но и передать опыт современникам и потомкам.

Утраченная традиция может быть восстановлена в музее, если сохранились достаточные для ее ревитализации свидетельства. Так, изучая инструменты и готовые изделия, музеи восстанавливают забытые промыслы и ремесла. Если свидетельства недостаточны, музеи тем не менее могут создать живую модель процесса, однако в этом случае он будет обладать качеством не подлинности, но достоверности. В случае реконструкции в роли носителей традиции могут выступать сотрудники музея, члены музейных клубов и кружков, посетители. Примером такой модели является историческая реконструкция средневековых сражений на мечах (Военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле, Тульская обл.) Степень достоверности модели определяется тем, насколько свидетельства полны, а участники действия близки носителям традиции.

На основе использования традиций музей может также конструировать совершенно новые формы деятельности. Таким примером может служить детский сад "Муравейное братство" в Музее-заповеднике "Ясная поляна" (Тульская обл.), осуществляющий воспитание детей на основе педагогических взглядов Л.Н. Толстого в подлинной среде толстовской усадьбы.

К началу 21 в. в России музеефикацией форм нематериального нгаследия занимались: традиционные коллекционные музеи, совмещенные с творческими лабораториями, мастерскими; музеи-заповедники; экомузеи; некоторые учреждения музейного типа; живые музеи.









Нумизматика (от лат. numisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением монет, а также медалей, жетонов, орденов, значков и их источниковедческим анализом. Нумизматика выросла из собирательства редких или по каким-то причинам представлявших интерес для коллекционеров монет и в этом смысле близка к антикварному и музейному делу. Сегодня основу нумизматического исследования составляет расшифровка изображений и знаков и установление государственной принадлежности монеты, даты и места чеканки, номинала, весовой нормы, пробы драгоценного металла, из которого изготовлена монета и т.д. Немаловажным является и сравнение между собой монет одного типа, поскольку они могут отличаться друг от друга в деталях. В наши дни богатые нумизматические коллекции находятся в таких музеях как Эрмитаж и Исторический музей (ГИМ). Небольшие коллекции имеются почти во всех краеведческих музеях страны.

Из истории русской нумизматики

В России нумизматика долгое время была занятием отдельных коллекционеров-любителей, которые задавались целью собирать, а не исследовать монеты. Тем не менее, в 1846 г. в Петербурге было создано Археологическо-нумизматическое общество. А в 1849 г. вышел первый том его "Записок". Но вскоре нумизматические исследования отошли в деятельности общества на второй план, и оно целиком переключилось на археологию. В Москве возникло "Общество истории древностей российских", которое своими "Трудами" также способствовало становлению русской нумизматики. Большой вклад в развитие дисциплины внес в конце 19 века А.В. Орешников, а позднее И.Г. Спасский, В.Л. Янин, М.П. Сотникова.

Конец 19 — начало 20 вв. явился для России рубежом, который отделил "старый" и "новый" государственный режимы. Монеты дореволюционного времени, следовательно, приобрели подлинную историческую ценность. В 19-20 вв. многие частные собрания перешли в собственность музеев и библиотек. Монеты являются важным историческим источником, изучение которого может уточнить трактовку исторического события.








работники испытывают своеобразную "ностальгию" по образу традиционного музея с торжественными высокими залами и привычными витринами красного дерева. Уже в 1980-е гг. ряд музеев начинают продумывать и создавать ретро-экспозиции, намеренно воспроизводящие экспозиционные формы прошедших времён.


Уникум — единственный в своем роде предмет, своеобразный и неповторимый, отличающийся особой художественной, научной, исторической ценностью. Разновидность уникума составляет особо ценимые мемориальные предметы и реликвии. Уникумом может именоваться предмет, отражающий типичное явление, но сохранившийся в единственном числе (или один из немногих сохранившихся).











МОУ Осинцевской СОШ









Руководитель:

Николаева Г.Н.









2008 г.

16