СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Срадства повышения эффективности учебной деятельности на уроке иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На практических занятиях по иностранному языку преподаватель часто сталкивается с низкой активностью учащихся на уроке, отсутствием культуры выполнения домашнего задания, с неуспеваемостью по предмету, с большим количеством пропусков.

Просмотр содержимого документа
«Срадства повышения эффективности учебной деятельности на уроке иностранного языка»

Средства обеспечения эффективности учебной деятельности на уроке иностранного языка».

На практических занятиях по иностранному языку преподаватель часто сталкивается с низкой активностью учащихся на уроке, отсутствием культуры выполнения домашнего задания, с неуспеваемостью по предмету, с большим количеством пропусков.

Каковы же причины этого? Это и непрофессионализм преподавателя, и отсутствие положительной мотивации у учащихся. Но не стоит забывать, что учение – это, прежде всего, деятельность. А залог успешной деятельности - это осознанность ее смысла.

От смысла, который имеет для человека данное действие, зависит понимание этого действия. Интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Лишь при условии возникновения познавательных мотивов возможно действительное, а не формальное овладение материалом.

Конкретные мотивы, побуждающие ребенка учиться, определяют то, чем становятся для ребенка полученные знания и как они усваиваются.

Смысл, осознаваемый учеником, характеризует сознательность усвоения им знаний. Недостаточно, чтобы ребенок усвоил значение данного предмета, нужно, чтобы он соответственно отнесся к изучаемому, нужно воспитать у него требуемое отношение. Только при этом условии приобретаемые им знания будут для него живыми, определят его отношение к миру.

Таким образом, пассивное поведение на уроке, отсутствие интереса к происходящему на уроке, низкий уровень усвоения знаний свидетельствует о неосознанности смысла учебной деятельности в целом и отдельных действий на уроке в частности.

Ученик должен «отнестись» к изучаемому. Лишь в этом случае получаемые знания будут для него «живыми». Поэтому так важно самоопределение ученика к предмету деятельности на уроке.

Самоопределение личности - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Самоопределение учащихся может быть организованно как к деятельности на уроке в целом, так и к определенным «отрезкам» урока, т.е. к определенным действиям, к содержанию урока. Так, самоопределение учащихся может быть организованно к теме, целям, способам деятельности на уроке. Этому полагается отвести 5-6 минут в начале урока, так как эффективность занятия зависит от того, как преподаватель его начнет. Основная задача организационного этапа – психологически подготовить учащихся к работе. Учитель сообщает ученикам определенные рамки цели, темы, способов деятельности. Учащиеся осознают их и соотносят со своими актуализированными потребностями. Учитель уточняет правильность понимания установленных рамок и определяет их значимость для учащихся. Если потребности ученика больше, чем данные учителем рамки, то их надо расширять так, чтобы они соответствовали потребностям ученика. Если же, наоборот, ученик не заинтересован в овладении этим материалом, он должен подвести свои потребности под минимальные рамки цели, темы и способов деятельности, которые для него уменьшит учитель.

Практически осуществляем самоопределение учащихся на уроке английского языка в 10 классе следующим образом:

-постановка учителем темы и цели урока: «Сегодня мы научимся, как надо правильно задавать вопросы с целью получит какую-либо информацию в различных ситуациях общения».

-ознакомление учащихся со способами достижения цели: «Чтобы достичь поставленную цель, мы с вами проанализируем различные ситуации, попытаемся квалифицировать их как «формальные» и «неформальные» и затем определим, какие речевые высказывания используются в каждом типе ситуации».

-проверка понимания учащимися темы занятия, цели, способов ее достижения: «Как вы поняли цель сегодняшнего урока? Как мы будем ее достигать?»

-интересно ли это для учащихся, важно, значимо? Да/нет. Почему? «Это для вас интересно, важно, значимо? Почему?»

-согласны ли учащиеся терпеть все «тяготы» работы, чтобы достичь поставленной цели? «Вы готовы, согласны начать нелегкую работу?»

Таким образом, учащиеся осознали тему, цель и способы деятельности, соотнесли их со своими способностями и выразили согласие начать познавательную деятельность. Учащийся сможет объективно оценивать результаты своей деятельности на уроке не по полученной отметке, а в терминах «чему научился». И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат. Итак, процесс овладения иностранным языком становится эффективнее и экономнее, если учащийся понимает, чему, зачем и как он учится, и осознает коммуникативную ценность каждой изучаемой единицы.

Повышать эффективность учебной деятельности на уроке иностранного языка можно и другими способами. Наверное, почти у каждого учителя есть свои изобретения и секреты. Чтобы овладеть иностранным языком недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творчески способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося. Вот некоторые приемы.

Диалогам всегда необходимо уделять особое внимание и обязательно осуществлять творческий подход. Один и тот же диалог можно разыграть и представить по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам. А если они привычны к творчеству и фантазированию, они сами придумают много оригинальных вариантов. Простейший диалог «Скажите, пожалуйста, который час?» можно представить в разных ситуациях:

-две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются друг с другом, произносят диалог, смотрят на часы, потом разбегаются.

-мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит девочке цветок, и они вместе уходят.

Любой проблемной теме – активное ролевое изучение вместо пассивного механического зазубривания. Ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями-ролями, обговаривается предположительный текст и элементы костюма. Возможные роли учащихся при изучении темы «Охрана природы» и «Экология»:

-я – птичка. Спасите меня люди.

-я – планета Земля. Я – в опасности.

-я – цветочек. Не рвите меня люди.

Вообще ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Она предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое собственное «я», но через «я» соответствующей роли проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет. По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.

Существенно повышает эффективность учебного процесса размышление над интересными цитатами и высказываниями; работа над поговорками. Обычно, работая над поговоркой, мы отрабатываем фонетику, а затем просим учащихся составить ситуации, иллюстрирующие данную поговорку. Возможны и другие интересные задания. Например, учащиеся с удовольствием занимаются оригинальным изменением известных поговорок и высказываний. Для стимулирования общения на иностранном языке на уроке отлично подходит обсуждение интересных цитат и поговорок. При обсуждении можно использовать яркие плакаты, иллюстрирующие высказывания.

Не стоит забывать и об играх. Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения иностранному языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным – с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре – дети. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.

В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры: для отдыха, на развитие внимания, памяти , игры на догадку, для тренировки письма, игры, направленные на развитие беглости речи, ориентировочных способностей. Они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи учащихся. Игры применяются как отдельные элементы урока или весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами.

Большое значение в обеспечении эффективности учебной деятельности на уроках иностранного языка имеет разучивание рифмовок, стихов, песен. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разучивание стихов, песен доставляет детям удовольствие. А то что пережито эмоционально положительно, надолго остается в памяти, оставляя след в сознании ребенка. Песни и рифмовки играют важную роль, так как позволяют ребенку овладеть лексикой, грамматическими структурами без особых усилий.

Ребята с удовольствием разучивают песни на иностранном языке. Существует интересная российская традиция – заменять слова хороших известных песен и составлять из разных песен попурри. Это русское изобретение может быть оригинальным приемом для изучения иностранного языка и развития творческих способностей учащихся.

Таким образом, основными средствами обеспечения эффективности учебной деятельности на уроке иностранного языка являются: самоопределение личности, творческий подход к развитию навыка диалогической речи, использование ролевых и обучающих игр, разучивание стихов, песен и рифмовок на иностранном языке, размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками. Применяя все это и многое другое можно избавиться от одного из самых неприятных и трудно устранимых недостатков учительского труда – скуки на уроке.