Поэт и поэзия
Александр Пушкин « Пророк»
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
Михаил Лермонтов «Пророк»
С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
Завет Предвечного храня, Мне тварь покорна там земная. И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром Божьей пищи.
«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»
А.С. Пушкин принимается за своё бессмертное произведение в 1826 году, узнав о казни пятерых вдохновителей восстания на Сенатской площади. Поэт хорошо был знаком с казнёнными декабристами и считал их честными людьми. Известие о несправедливой гибели друзей возмутило А.С. Пушкина, и он выражает своё несогласие с произошедшими событиями в строке: «Духовной жаждою томим…». Именно духовный смысл жизни заботит автора в этот период более всего.
«Пророк» Лермонтова написан в 1841 г., он становится неким продолжением «Пророка» Пушкина: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка… ». У Лермонтова всё произведение насыщено горечью переживаний и душевной болью. Сравнивая стихотворения между собой, можно прийти к выводу, что между ними существует некая преемственность. Кроме того, в обоих стихотворениях заметно обилие церковнославянской лексики, есть узнаваемые христианские мотивы.
Основания для сопоставления
А.С Пушкин «Пророк»
Библейская основа
Книга пророка Исайи
Настроение
М.Ю Лермонтова «Пророк»
Грустное, даже трагическое, но в то же время пафосное (тема избранности поэта). Возвышенные чувства- гордость и смирение. Это размышление на философские темы
Центральные образы
Книга пророка Иеремии
Центральный образ-шестикрылый серафим. Лирический герой на перепутье. Он творец. Образ Бога говорит о предназначении поэта. Образ перепутья-это выбор, обратной дороги нет. Пустыня-тоска, одиночество.
Меланхолическое, так как это исповедь страдающего человека. Трагическое, так как неспособность достойно исполнить миссию делает пророка глубоко несчастным
Образ лирического героя. Одинокий пророк противопоставлен образу враждебной толпы. Образ природы представлен образом пустыни. С одной стороны-пустыня-это безлюдное место, где пророк способен выжить. С другой стороны-пустыня-символ одиночества.
Композиция
Классическая линейная композиция:
Взаимоотношение поэта с миром людей и природой
Стройная композиция:
1.Экспозиция-путешествие пророка по пустыне
Поэт-это избранник Бога. Такие люди гонимы обществом. Природа умиротворяет и находится на стороне поэта. Образ дороги- это выбор жизненного пути. Поэт умирает в пустыне.
2.Завязка-встреча с серафимом
Это исповедь от первого лица, условно делится на 3 части. Линейная композиция в сочетании с кольцевой в 6-7 четверостишиях
Поэт изгнан толпой в пустыню. Мир людей ему враждебен. Ближние бросали в него камни. Поэт не смог ужиться с людьми. В мире природы он в безопасности.
3.Развитие действия- поступки ангела
4.Кульминация-пророк в пограничном состоянии
5. Развязка-обращение Господа
Ключевая лексика и синтаксис
Используется возвышенная лексика, преобладают архаические слова.
- Старославянизмы -зеницы, десница, уста, виждь, внемли
- Обилие глаголов , что придает динамику стихотворению –влачился, явился, коснулся, отверзлись
- Эпитеты -грешный язык, мудрыя змеи
- Метафоры -духовной жаждою томим, угль, пылающий огнем
- Сравнения -как труп, как у испуганной орлицы
Преобладает современная лексика. Есть и архаическая:
СИНТАКСИС:
- Архаизмы -очах, каменья, судия, предвечного
- Церковнославянизмы -главу, тварь,завет, град, храня
- Эпитеты -шумный град, нищий, земная тварь
- Метафоры -лучами играя, страницы злобы
- Эмоционально-оценочная лексика -глупец.
- Инверсия -и внял я неба содроганья
- Повторы - и их-и внял, и горд -и он
- Обращение в конце
СИНТАКСИС:
- Инверсия -посыпал пеплом я главу, тварь покорна там земная
- Присутствует прямая речь , восклицательные предложения, обращение
Предназначение поэта
Судьба поэта
Глаголом жечь сердца людей, говорить им правду. Поэт-это посланник Бога для просветления людских умов.
Смыслообразующая роль финала
Стойко и мужественно следовать своему предназначению -это провозглашать любви и правды чистые ученья
Поэт должен отречься от мирских чувств- любви, страха, жалости. Он должен слышать и видеть. За правду поэта невзлюбило общество и власть
Он обречен на одиночество и непонимание. Людская толпа ненавидит и гонит его. Поэтический дар тяжелый, до людских сердец не достучаться.
Стихотворение не имеет точного итога. Для читателя финал остается загадкой. Принял ли герой свою судьбу-мы не знаем.
Поэта показывают детям как образец неподобающего поведения (последнее четверостишие). На поэта сыплются насмешки и упрёки. Поэт беден, угрюм и худ, но он незаурядная личность.
Сходство : в обоих произведениях есть отсылки к текстам Ветхого и Нового Завета. Также в них заметно обилие церковнославянской лексики и узнаваемые христианские мотивы.
Различие:
Сюжет : у Пушкина это становление пророка, а у Лермонтова — жизнь поэта, ставшего пророком.
Образ пророка : пушкинский герой наполнен оптимизмом и готов принять окружающую среду, а лермонтовский бесконечно одинок. Облик пушкинского пророка наполнен сверхъестественными силами, он может видеть и слышать то, что простым смертным не дано. Лермонтов наделяет своего героя человеческими чертами характера, в его произведении нет надежды в лучшее будущее.
Миссия пророка : в стихотворении Пушкина герой вдохновлён Божьим глаголом и осознаёт свою жизненную миссию приносить пользу народу. Лермонтовский пророк увидел «Страницы злобы и порока»: он не принят людьми, он изгнан.
Таким образом, Пушкин показывает муки становления пророком, а Лермонтов — тяжёлую жизнь и изгнание пророка .