Тема урока: Сравнение целых чисел
Цели урока:
Изучить правило сравнения рациональных чисел, формировать умение сравнивать положительные и отрицательные числа с помощью правил сравнения.
Развивать у учащихся представление о взаимосвязи расположениянатуральных и целых чисел в ряду целых чисел;развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности.
Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, инициативу, математическую культуру речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, презентация.
Формы учебной работы: фронтальная, групповая, ролевая, индивидуальная.
Методы работы на уроке: дидактическая игра, проблемно – поисковая задача.
Используемые технологии: проблемное обучение.
Ход урока
1Х30
Цель: Повторить:
1.понятия отрицательных чисел, противоположных чисел определение модуля целого числа;
2. нахождение числа, противоположное данному, целых чисел, расположенных между двумя другими, модули целых чисел.
І. Организационный момент.
Подготовка рабочих мест учащихся.
ІІ. Актуализация опорних знаний.
Домашнее задание на доске. (Выдаются 3 карточки 3 участникам разных групп)
1 карточка
Утром температура воздуха была + 9˚ и к 12:00 понизилась на 10˚. Какая стала температура воздуха?
Какое число является противоположным числу 37
Найдите значение модуля: |−16|, |271|, |10004|, |34∣, ∣94∣, ∣−27∣
2 карточка
Утром температура воздуха была + 7˚ и к 12:00 понизилась на 4˚. Какая стала температура воздуха?
Какое число является противоположным числу 25.
Найдите значение модуля: |−10|, |2710|, |106|, |347∣, ∣943∣, ∣−2734∣
3 карточка
Утром температура воздуха была + 8˚ и к 12:00 понизилась на 10˚. Какая стала температура воздуха?
Какое число является противоположным числу 46.
Найдите значение модуля: |−1457|, |27|, |104|, |378∣, ∣90001∣, ∣−787∣
Записываем число, классная работа.
Мы отправимся с вами в путешествие к вершинам самого высокого вулкана в мире, что это за вулкан вы узнаете из математического диктанта, но для того чтобы добраться к его вершине, нам необходимо повторить предыдущий материал и рассмотреть новый, сделать выводы, и конечно же получить хорошие оценки в конце урока.
Вперед в путь. У любой горы есть платформа на которой эта гора стоит, у нас же с вами платформа это знания полученные на предыдущих уроках, давайте их повторим и напишем небольшой опрос.
1 платформа
За каждый правильный ответ 1 балл. (каждой группе свои вопросы)
1.Мы с вами рассмотрели ряд целых чисел. Какие числа туда входят?
2.Дайте определение положительных и отрицательных чисел.
3.Дайте определение противоположные числа.
4.Какое число противоположно самому себе?
5.Чему равен модуль положительного числа?
6.Чему равен модуль отрицательного числа?
2 платформа
Устный счёт.(распределить по колонкам,самопроверка)
Из чисел -4; 8; 9; 0; -16; 100; -7; 120; -150; -9; -8; 1; 27; -159.
Назвать:
а) натуральные числа
б) отрицательные числа;
в) положительные числа;
г) противоположные числа.
3 платформа
Записать с помощью рациональных чисел:
1.Сегодня утром было 150 мороза (-15)
2. Зимой в бывает 200мороза (-200)
3.А летом доходит до 350 (+350)
4. Высота горы Казбек 5033 м (+5033)
5. Самое глубокое места Тихого океана 11022м (-11022)
6. Мама получила премию 1000 руб. (+1000)
Заполните лист самооценивания
2Х30
Предлагается задание на сравнение чисел
6 и 4; 59 и 56; 113 и 112
-8 и 6 -2 и -8 -2 и 0 6 и 0.
Почему не смогли сравнить последние четыре пары чисел?
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
Записываем тему урока.
Мы рассмотрим правила сравнения целых чисел, будем решать выражения. Но мы будем не только покорителями вершин, но и исследователями. Вы самостоятельно выведите правило сравнения целых чисел, для этого необходимо будет поработать в группах.
IV. Работа по теме.
Работа с учебником и карточками.
Сейчас рассмотрим три ситуации изменения температуры воздуха. Работая с карточками, находите правила в учебнике и записывайте их.
Первая ситуация.
СРАВНИМ −4 и 0 ; 0 и 8
Вчера термометр показывал −4°С, а сегодня температура повысилась до 0°С.
Вчера было холоднее, чем сегодня. Число −4 меньше числа 0 или −4.
Нуль больше любого отрицательного числа, но меньше любого положительного числа.
Вторая ситуация. СРАВНИМ −7 и 3
Вчера термометр показывал −7°С, а сегодня температура повысилась до 3°С.
Вчера было холоднее, чем сегодня. Число −7меньше числа 3 или −7.
Любое отрицательное число меньше любого положительного числа.
Третья ситуация .
СРАВНИМ −27 и −20
Вчера на улице было −27°С, а сегодня термометр показывает −20°С.
Вчера было холоднее, чем сегодня. Число −27меньше числа −20 или−27.
Заметим, что если сравнивать модули чисел, то знак будет наоборот .
|−27||−20|2720
Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше.
Теперь каждая группа поделится своими выводами и еще раз расскажет правило соседям по группе. Учитель подводит итог.
Каждая группа рассказывает правила других групп.
Физкультминутка.
Ребята если число положительное, то поднимаете руки вверх, если отрицательное, то руки в стороны.
Итак, начали. -8; 8; -69; 47; -3; 80; -5; 78; -849.
4 платформа
Выполнить задания, предложенные на слайде:
Сравните числа:
10 и 5
10 и 0
10 и – 5
– 5 и – 10
– 7 и – 700
– 7 и 700
Итог: Мы рассмотрели правила сравнения целых чисел.
3Х30
Цель: закрепить умение сравнивать положительные и отрицательные числа с помощью правил сравнения
5 платформа
Закрепление
выполнить задания № 238(абв), № 239(абв), №241(а), №242 (а) – выполняют у доски поочерёдно, проговаривают правила сравнения чисел.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
И вот мы добрались к вершине, теперь только от вас зависит результат этого восхождения.
Дополнительные задания.
1.Укажите наибольшее из чисел -12, -30, -10. Ответ_____
2.Расположите в порядке возрастания числа 47, -50, -22, 5. Ответ ______________
3. Определите, какое число предшествует числу -5?Ответ ______
4. Выберите наименьшее число: -135; -402; -17. Ответ ______
5. Выберите наибольшее число: -124; -228; -435.Ответ ________
6. Сравните:
1028 …-1028
2602 …-107
302 …0
7.Домашнее задание
П. 2.3. № 240(1, 2 строка), 242 (б), доп. № 247
Итоги урока
Вспомните начало урока. Посмотрите, справились ли с проблемной ситуацией, открыли ли новые знания?
Узнали ли для себя что-нибудь нового и полезного?
Что, на ваш взгляд, мешало вам в работе?
Что помогло преодолеть эти трудности?
Достигли ли поставленных целей. А почему, как думаете? Каковы результаты?
Как вы думаете, мы уже все изучили о положительных и отрицательных числах. А чего мы еще не умеем? Значит, будем учиться.
Подсчитываем баллы, выставляем оценки.
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
Ф.И.________________________
КЛАСС_____________________
НОМЕР ПЛАТФОРМЫ | МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | НАБРАННОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
1 ПЛАТФОРМА | 2 | |
2 ПЛАТФОРМА | 14 | |
3 ПЛАТФОРМА | 6 | |
4 ПЛАТФОРМА | 5 | |
5 ПЛАТФОРМА | 8 | |
ВЕРШИНА | 13 | |
ВСЕГО | 48 | |
Дополнительные задания | 5 | |
Всего с баллами за дополнительные задания | 52 | |
Шкала оценивания
Количество баллов | Оценка |
40-52 | 5 |
30-39 | 4 |
17-29 | 3 |
7-16 | 2 |
1-6 | 1 |