Одним из основных направлений модернизации современного отечественного образования является создание единого глобального образовательного пространства, которое обеспечит психолого-педагогические условия для целостного развития личности человека на всех этапах обучения. Включение в федеральные государственные стандарты метапредметных связей, общих и общепрофессиональных компетенций предполагает интеграцию и тесную взаимосвязь предметного контентаизучаемых дисциплин. Эта тенденция особенно важна в физкультурно-спортивном образовании, так как зачастую содержание занятий в данной области сводилось лишь к двигательной активности обучающихся, без необходимой личностно-когнитивной составляющейм
Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ ПООП 2021 г. и ПООП 2022 г.»
Сравнительный анализ ПООП 2021 г. и ПООП 2022 г.
Методист методического кабинета отдела образования администрации Петровского района города Донецка
Северин Светлана Александровна
Сравнительный анализ ПООП 2021 г. и ПООП 2022 г.
- Одним из основных направлений модернизации современного отечественного образования является создание единого глобального образовательного пространства, которое обеспечит психолого-педагогические условия для целостного развития личности человека на всех этапах обучения. Включение в федеральные государственные стандарты метапредметных связей, общих и общепрофессиональных компетенций предполагает интеграцию и тесную взаимосвязь предметного контентаизучаемых дисциплин. Эта тенденция особенно важна в физкультурно-спортивном образовании, так как зачастую содержание занятий в данной области сводилось лишь к двигательной активности обучающихся, без необходимой личностно-когнитивной составляющей.
- Создание интегративной образовательно-развивающей среды способствует реализации и самоопределению обучаемых не только в физкультурно-спортивной деятельности, но и в научной, социокультурной и т.д. В условиях модернизации образовательного процесса обучающийся реализует свободу выбора, траекторию образовательного пути, прогнозирует получение результатов с поставленными учебными задачами, приобретает определенную идентичность, что значительно отвечает повышению качества современного образования.
- Важнейшей тенденцией модернизации образования по физической культуре является обеспечение стимулирующей адресной педагогической поддержки как особой сферы педагогической деятельности, направленной на становление обучаемого как ценностно-и деятельностно-ориентированной личности и представляющей процесс совместного определения его интересов, способов достижения желаемых результатов, физического совершенствования. Педагогическая поддержка позволяет устранить эмоциональный и коммуникативный дискомфорт, эффективно формировать в образовательном процессе физическую культуру личности.
- Одной из основных структурных единиц, представляющих важнейшие направления развития и образования детей, является их физическое развитие. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящему ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
- Опираясь на принцип преемственности образовательного процесса, рассмотрим Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и изменения, которые были внесены приказом Министерства образования и науки РФ, в частности вопросы, связанные с формированием физической культуры личности и здоровьесбережения. Одним из ориентиров Стандарта является формирование здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основными задачами реализации содержания дисциплины «Физическая культура» в данном Стандарте являются укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
- В содержание Основной образовательной программы должна входить Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая обеспечит помимо прочих заявленных позиций следующие: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей.
- Обязательным пунктом данной программы является наличие критериев и показателей эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся; методик и инструментария мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Как и в государственных стандартах ДНР начального общего образования, в государственных стандартах ДНР общего образования предъявляются определенные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностные, метапредметные и предметные.
Предметными результатами дисциплины «Физическая культура» являются:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели.
Результаты изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать:
3) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
1) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
2) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
- Одно из принципиальных отличий государственных стандартах ДНР по сравнению со стандартами первого поколения состоит в том, что наряду с инвариантной и вариативной частями образовательного процесса Стандарт уделяет особое внимание внеурочной деятельности обучающихся, определяет пространство и время для ее организации. Согласно Федеральному базисному учебному плану (БУП) для общеобразовательных учреждений, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Одним из вариантов организации внеурочной деятельности предусматривается через образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта, проведение различных соревнований и т.д.
- При анализе современных требований к освоению предметной области дисциплины «Физическая культура» на всех уровнях образования четко отслеживается тенденция модернизации в данной сфере, основным вектором которой является становление обучаемого как индивидуальности, проявляющей личностную позицию как фундаментальное свойство, отражающее взаимосвязь внутреннего содержания и внешнего, биологического начала и социального, взаимосвязь с окружающей средой. Данную установку можно воспринимать как совокупность стимулов и смыслов, побуждающих педагога и обучающихся к освоению достаточно широкого объема здоровьесберегающих знаний, развитию двигательных способностей, физических качеств, рефлексии, а также овладению специальными компетенциями по организации различных видов здоровьесберегательной деятельности.
- Современная концепция содержания образования по физической культуре несколько отходит от целевой установки непосредственного развития физических качеств и выводит на первые позиции педагогического процесса обучение обучающихся базовым ценностям физической культуры, средствам и методам их использования в общественно и личностно значимых интересах.
На уровне начального общего (основного общего образования) в преподавании учебного предмета «Физическая культура» следует выделить следующие виды программного материала:
- Знания о физической культуре.
- Способы самостоятельной деятельности.
- Физическое совершенствование.
- Оздоровительная физическая культура.
- Спортивно-оздоровительная физическая культура.
- Прикладно-ориентированная физическая культура.
- Учебный предмет содержит базовые и вариативные разделы программы.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Физическая культура» в основной составляет 402 ч (три часа в неделю в каждом классе): 1 класс — 96 ч; 2 класс — 102 ч; 3 класс — 102 ч; 4 класс — 102 ч.
Изменения в содержании ПООП и ПРП
Начальное основное образование
- С учетом климатических условий раздел «Зимние виды спорта» может быть заменен разделом из Перечня Примерных модульных программ по физической культуре, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики разделом программы «Самостраховка на основе вида спорта дзюдо» с первого по четвертый класс.
- С учетом региональных особенностей модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура» во 2-4 классах может быть заменен из Перечня Примерных модульных программ по физической культуре, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики видом спорта Дзюдо.
- При отсутствии материально-технических условий в 3-4 классах модуль «Плавательная подготовка» может быть заменен из Перечня Примерных модульных программ по физической культуре, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики видом спорта «Бадминтон».
Благодарю за внимание