Параметры сравнения | Предметно – ориентированная (традиционная) система обучения | Развивающая система обучения (РО) |
Цель обучения | Передавать, транслировать традицию, воспроизводить в пространстве и веках традиционный менталитет (душевный и умственный склад), традиционное мировидение, традиционную иерархию ценностей, народную аксиологию (ценностную картину мира). | Обеспечить каждому обучающемуся условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять её посредством учения, то есть хотеть, любить и уметь учиться. |
Содержание обучения | Классно-урочная организация обучения, сложившаяся в XVIIв. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющаяся преобладающей в школах мира. Класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Урок посвящен одному учебному предмету, теме; все обучающиеся класса работают над одним и тем же материалом. | Кардинальное изменение содержания обучения. Система научных понятий, определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть обучающемуся, а не набор правил, регламентирующих каждый из этих способов. |
Средства обучения | Объекты, используемые для повышения эффективности процесса обучения. Учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. | 1) Учебная нагрузка учащихся 1-3 классов 20-24 часа в неделю. 2) Перенос центра тяжести в обучении с запоминания отдельных правил на усвоение общих принципов построения практических действий позволяет существенно сохранить число упражнений, необходимых для выработки соответствующих навыков, и тем самым существенно уменьшить объём домашних заданий. 3) Интенсивное развитие учебно-познавательного интереса как основного мотива учебной деятельности и овладение способами её осуществления резко снижает уровень учебной тревожности, являющейся одним из наиболее мощных факторов, отрицательно воздействующих на работоспособность и состояние здоровья школьников. |
Личность обучающегося | 1) Школьник- подчиненный объект обучающих воздействий (он «должен», он еще не полноценная личность). 2) Школьники приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения. 3) Отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям обучающихся. | 1) Ребенок как самоизменяющийся субъект учения. 2) Формой развития личности обучающихся является обучение, опирающееся на общение- это источник новых знаний, умений, навыков, важнейшая форма освоения ценностей человеческой культуры. |
Функции учителя в обучении | Руководит работой обучающихся на уроке, оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ребенка в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе всех в следующий класс; | 1) Обеспечивает понимание школьником того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Цель деятельности педагога должна согласовываться с целью деятельности обучающихся; 2) Сопровождает. Учитель- непосредственный участник общего учебного поискового действия, он изнутри направляет учение школьников, учитель ведёт школьников к намеченной им цели (обучающиеся следуют за учителем). 3) Обеспечивает рефлексивные действия детей. Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, способы, проблемы, пути их решения, превосходить полученные результаты и т.д. |
Характер учебного взаимодействия | Монолог со стороны учителя. Тип «руководство – подчинение». | Обучающийся – субъект учебно-поисковой деятельности, источник собственного развития. Он должен вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с другими такими же субъектами. Это значит, что быть субъектом учения ребенок может, если он действует не рядом с другими обучающимися, не независимо от них, а вместе с ними, если его деятельность развёртывается в рамках коллективного учебного диалога. Учитель – друг детей, гуманист, открытый для учащихся и ориентированный на сотрудничество. Поддержка личной инициативы обучающихся. |
Характер учебной деятельности | Репродуктивный, воспроизводящий характер. Репродуктивный стиль познавательной деятельности. Обучающиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности (действуют по образцу). Усвоение и воспроизведение знаний, их применение в аналогичных ситуациях. | Творческий, продуктивный. Доступность материала для учащихся. Системный характер учебного материала позволяет существенно сохранить время на его изучение. |
Результат обучения | +: Возможность за короткое время передать большой объем информации. -: Ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Важны положительные оценки по итогам контрольных работ. | Свободное развитие каждого ребенка, развитие, не подчинённое заранее заданной форме, эталону. При оценке такого результата неприложимы никакие общие мерки, критерии. Единственный показатель того, что РО даёт нужные результаты - сдвиги в развитии каждого отдельного обучающегося на том или ином этапе обучения. При оценке результатов РО все же не игнорируются знания, умения и навыки (их усвоение не является непосредственной целью РО, но они выступают в функции необходимого средства достижения этой цели). |
ВЫВОД. Анализ предметно-ориентированной и развивающейся систем обучения показал, что в каждой системе есть свои плюсы и минусы. В системе развивающего обучения все обучающиеся включены в активную творческую деятельность, внимание учителя направлено не на общую картину класса, а на каждого ребенка в отдельности, преобладает коллективная работа, возможность самореализовываться, что положительно сказывается на взаимоотношениях внутри класса. В то же время традиционная система обучения импонирует своей четкостью, конкретностью, возможностью за короткое время передать большой объем информации.