СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительный анализ предметно-ориентированной (традиционной) и развивающей систем обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Параметры сравнения - цель, содержание, средства обучения, личность обучающегося, функциии учителя, характер учебного взаимодействия и учебной деятельности, результат обучения.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ предметно-ориентированной (традиционной) и развивающей систем обучения»

АВТОР РАБОТЫ – ТИМОШЕНКО ДИАНА АНАТОЛЬЕВНА

Сравнительный анализ

предметно-ориентированной (традиционной) и развивающей систем обучения



Параметры сравнения


Предметно – ориентированная (традиционная) система обучения

Развивающая система обучения (РО)

Цель обучения


Передавать, транслировать традицию, воспроизводить в пространстве и веках традиционный менталитет (душевный и умственный склад), традиционное мировидение, традиционную иерархию ценностей, народную аксиологию (ценностную картину мира).

Обеспечить каждому обучающемуся условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять её посредством учения, то есть хотеть, любить и уметь учиться.


Содержание обучения


Классно-урочная организация обучения, сложившаяся в XVIIв. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющаяся преобладающей в школах мира.

Класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Урок посвящен одному учебному предмету, теме; все обучающиеся класса работают над одним и тем же материалом.


Кардинальное изменение содержания обучения.

Система научных понятий, определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть обучающемуся, а не набор правил, регламентирующих каждый из этих способов.



Средства обучения

Объекты, используемые для повышения эффективности процесса обучения.

Учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.

Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п.

1) Учебная нагрузка учащихся 1-3 классов 20-24 часа в неделю.

2) Перенос центра тяжести в обучении с запоминания отдельных правил на усвоение общих принципов построения практических действий позволяет существенно сохранить число упражнений, необходимых для выработки соответствующих навыков, и тем самым существенно уменьшить объём домашних заданий.

3) Интенсивное развитие учебно-познавательного интереса как основного мотива учебной деятельности и овладение способами её осуществления резко снижает уровень учебной тревожности, являющейся одним из наиболее мощных факторов, отрицательно воздействующих на работоспособность и состояние здоровья школьников.


Личность обучающегося


1) Школьник- подчиненный объект обучающих воздействий (он «должен», он еще не полноценная личность).

2) Школьники приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения.

3) Отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям обучающихся.


1) Ребенок как самоизменяющийся субъект учения.

2) Формой развития личности обучающихся является обучение, опирающееся на общение- это источник новых знаний, умений, навыков, важнейшая форма освоения ценностей человеческой культуры.

Функции учителя в обучении


Руководит работой обучающихся на уроке, оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ребенка в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе всех в следующий класс;



1) Обеспечивает понимание школьником того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Цель деятельности педагога должна согласовываться с целью деятельности обучающихся;

2) Сопровождает. Учитель- непосредственный участник общего учебного поискового действия, он изнутри направляет учение школьников, учитель ведёт школьников к намеченной им цели (обучающиеся следуют за учителем).

3) Обеспечивает рефлексивные действия детей. Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, способы, проблемы, пути их решения, превосходить полученные результаты и т.д.


Характер учебного взаимодействия


Монолог со стороны учителя.

Тип «руководство – подчинение».



Обучающийся – субъект учебно-поисковой деятельности, источник собственного развития. Он должен вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с другими такими же субъектами. Это значит, что быть субъектом учения ребенок может, если он действует не рядом с другими обучающимися, не независимо от них, а вместе с ними, если его деятельность развёртывается в рамках коллективного учебного диалога.


Учитель – друг детей, гуманист, открытый для учащихся и ориентированный на сотрудничество. Поддержка личной инициативы обучающихся.


Характер учебной деятельности

Репродуктивный, воспроизводящий характер. Репродуктивный стиль познавательной деятельности.

Обучающиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности (действуют по образцу).

Усвоение и воспроизведение знаний, их применение в аналогичных ситуациях.


Творческий, продуктивный.

Доступность материала для учащихся.

Системный характер учебного материала позволяет существенно сохранить время на его изучение.

Результат обучения

+: Возможность за короткое время передать большой объем информации.

-: Ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

Важны положительные оценки по итогам контрольных работ.

Свободное развитие каждого ребенка, развитие, не подчинённое заранее заданной форме, эталону.

При оценке такого результата неприложимы никакие общие мерки, критерии.

Единственный показатель того, что РО даёт нужные результаты - сдвиги в развитии каждого отдельного обучающегося на том или ином этапе обучения.

При оценке результатов РО все же не игнорируются знания, умения и навыки (их усвоение не является непосредственной целью РО, но они выступают в функции необходимого средства достижения этой цели).


ВЫВОД. Анализ предметно-ориентированной и развивающейся систем обучения показал, что в каждой системе есть свои плюсы и минусы. В системе развивающего обучения все обучающиеся включены в активную творческую деятельность, внимание учителя направлено не на общую картину класса, а на каждого ребенка в отдельности, преобладает коллективная работа, возможность самореализовываться, что положительно сказывается на взаимоотношениях внутри класса. В то же время традиционная система обучения импонирует своей четкостью, конкретностью, возможностью за короткое время передать большой объем информации.