28
XV городская научно-исследовательская конференция учащихся
«Ступень в будущее»
Сравнительный анализ состояния систем мозга у испытуемых разного возраста
Новоселкина Светлана Александровна
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр» г. Салехард, 10 класс
Степанова Любовь Александровна
педагог дополнительного образования детей
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр» г. Салехард,
г. Салехард, 2017
Краткая аннотация
Устройство мозга всегда было одной из самых больших загадок в человеке. Даже сейчас, несмотря на необычайное развитие естественных наук, мы все еще многого не знаем о том, как же работает самая важная часть нашего организма. Никто не станет опровергать важность мозга, но немногие действительно понимают, насколько сильно он влияет на все наши действия в повседневной жизни. Многие думают, что характер, пагубные привычки или проблемы с внешностью обусловлены только личностью индивида, и совершенно не правы. На самом деле, именно правильная работа функциональных систем мозга или же проблемы, связанные с ними, во многом влияют на то, как мы себя чувствуем, ведем и выглядим.
Я заинтересовалась связью между телом и мозгом после прочтения трудов Дэниэла Дж. Амена и захотела протестировать полученные знания на практике. Для этого мы решили провести анализ состояния систем мозга у подростков и взрослых.
Short annotation
Structure of the brain has always been one of the biggest mysteries in man. Even now, despite the extraordinary development of the natural sciences, we still do not know much about how to work as the most important part of our body. Nobody would refute the importance of the brain, but few really understand how much it affects all our actions in everyday life. Many think that nature, addictions or problems with appearance caused only individual personality, and absolutely wrong. In fact, it was the correct operation of the functional systems of the brain, or the problems associated with them, can greatly affect the way we feel, look and conduct.
I became interested in the connection between body and brain after reading the works of Daniel G. Amen and wanted to test their knowledge in practice. To do this, we decided to analyze the state of the brain systems in subjects of different ages.
Оглавление
Глава I.Теоретический анализ состояния структурно-функциональных систем мозга….. | 6 |
Глава II. Эмпирическое исследование состояния систем мозга у испытуемых разного возраста…………………………………………………………………………………………. | 11 |
2.1.Описание методов исследования………………………………………………………..... | 11 |
2.2.Анализ и интепритация результатов исследования……………………………………… | 11 |
2.3.Рекомендации по профилактике «оздоравливания мозга»…………………………….. | 14 |
Выводы………………………………………………………………………………………….. | 17 |
Заключение……………………………………………………………………………………… | 18 |
Список литературы…………………………………………………………………………….. | 19 |
Приложение | |
Аннотация
Последние несколько десятилетий ученые и врачи интенсивно исследуют связь мозг-тело. Растущее количество научных доказательств поддерживает концепцию, что разум оказывает сильное воздействие на внешность, настроение, уровень стресса и общее здоровье. Появилась целая отрасль альтернативной медицины, которая занимается взаимодействием состояния ума и тела.
Разум и мозг целиком и полностью зависят друг от друга. К примеру, болезнь Альцгеймера, которая относится к чисто мозговым нарушениям. По мере развития заболевания пациенты теряют разум. Когда утрачиваются ткани мозга, теряется память и способность мыслить рационально.
Мозг контролирует все, что мы делаем, чувствуем и о чем думаем.
Контроль мозга - это ключ к самочувствию и здоровью. Проживем ли мы долгую жизнь, подточат ли наши силы недуг или страшное заболевание оборвет жизнь безвременно - в центре всех этих событий находится наш мозг.
Исследователи из Кембриджа в Англии выяснили, что люди, принимающие неверные решения, сокращают свою жизнь на 14 лет. Сильно пьющие, курящие, физически неактивные, плохо питающиеся люди в возрасте 60 лет имеют те же риски, что и ведущие здоровый образ жизни люди 74 лет. Значит, решения, которые принимает мозг, могут украсть у нас годы жизни либо добавить их.
Мозг - это самый сложный и удивительный орган, какой только можно придумать. Он весит всего около полутора килограммов, но при этом работает мощнее самого изощренного суперкомпьютера. Мозг составляет всего 2 процента веса тела, но потребляет около четверти поглощенных калорий, четверть общего кровотока и пятую часть выдыхаемого кислорода. Предполагается, что в мозге содержится более 100 миллионов нервных клеток – примерно столько же, сколько звезд на Млечном Пути. Каждая клетка соединена с другими тысячами отдельных связей. В частичке мозга размером с песчинку содержится сотня тысяч нервных клеток и миллион соединений между ними. Информация в мозге передается со скоростью до 400 км в час – быстрее гоночных авто.
Мозг на 80 процентов состоит из воды, а его консистенция похожа на мягкое масло. Чтобы защитить мозг, природа разместила его в твердом черепе, наполненном жидкостью. На внутренней стороне черепной коробки имеется множество краев и швов костей. Некоторые из этих выступов при несчастном случае могут повредить мягкий мозг. Каждый год врачи отмечают 2 миллиона черепно-мозговых травм, но еще миллионы остаются незарегистрированными. При этом страдает не только мозг, но и все тело.
Исследования показывают, что люди с небольшими расстройствами работы мозга страдают от проблем с поведением, эмоциями или восприятием. Если мышление нарушено, то трудно принимать верные решения. С мозговыми нарушениями ассоциируют многие случаи алкоголизма и наркомании, а также осложнения со здоровьем, ухудшение внешности и социального положения. Необходимо защищать мозг.
Цель работы: провести сравнительный анализ состояния систем мозга у испытуемых разного возраста.
Объект исследования: системы мозга у испытуемых разного возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь мозг-тело.
Гипотеза исследования: предполагается, что определение состояния систем мозга можно выявить без клинических исследований.
Задачи:
Провести:
- теоретический анализ литературы по теме исследования.
- сравнительный анализ состояния систем мозга у испытуемых разного возраста.
- разработать рекомендации по профилактике «оздоравливания мозга».
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно-методической литературы по теме исследования.
Эмпирические:
Методы тестирования:
- краткий опросник Amen Clinics: выявление состояния систем мозга;
- вычисление показателей ИМТ у испытуемых разного возраста
Глава 1 данной работы содержит обзор состояния структурно-функциональных систем мозга.
Глава 2 данной работы содержит описание методов исследований, результатов исследования и их анализа, выводы по полученным результатам, практические рекомендации.
Научная статья
I. Теоретический анализ состояния структурно-функциональных систем мозга
В соответствии с современной теоретической концепцией, мозг рассматривается как многоуровневая, иерархически организованная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов – мозговых структур. Понимание нейрофизиологических основ психических процессов имеет длительную историю и развивалось по двум направлениям: одно из них представляло психику как результат недифференцированнной деятельности мозга, другое подчеркивало локальный характер мозгового обеспечения психических процессов.
Живой организм человека представляет собой сложную иерархически организованную, то есть построенную на принципе взаимосвязи и соподчинения саморегулирующую систему. Эта система функционирует как относительно независимое единое целое в постоянно меняющейся внешней и внутренней среде (приложение 1, рис.1).
Результат деятельности любой функциональной системы представляет собой жизненно важный адаптивный показатель, необходимый для нормального функционирования организма в биологическом и социальном плане. Отсюда вытекает системообразующая роль результата действия. Именно для достижения определенного адаптивного результата складываются функциональные системы, сложность организации которых определяется характером этого результата.
За определенные типы поведения отвечают специальные участки мозга.
Кора лобных долей (префронтальная кора). Это генеральный директор мозга. Кора
лобных долей расположен в передней трети мозга и выступает в роли менеджера работы мозга и тела. Она заведует вниманием, рассудительностью, планированием, контролем импульсов, целенаправленностью и сопереживанием другому человеку. Сниженная активность лобной коры может быть связана с неустойчивостью, недостаточной ясностью целей и привычкой откладывать дела. Алкоголь снижает активность коры лобных долей, поэтому, выпив, люди «совершают глупости». Поэтому, необходимо улучшать резервы своего мозга, придерживаясь полезного для мозга образа жизни.
Передняя часть поясной извилины – ее можно сравнить с переключателем передач автомобиля. Передняя (или фронтальная) часть поясной извилины проходит через глубокие участки лобных долей и позволяет людям переключать внимание, быть психологически гибким, адаптироваться к переменам и изменяться, когда необходимо. Если эта область слишком активна, человек зацикливается на негативных мыслях и действиях; много беспокоится, испытывает недовольство, всегда спорит. Кроме того, такое состояние делает его зависимым или приводит к компульсивному (навязчивому) поведению. Чрезмерная активность передней части поясной извилины связана с нарушениями пищевого поведения (например, анорексией).
Лимбическая система (висцеральный мозг). Лежит в глубине мозга, отвечает за эмоциональный тонус человека. У людей, которые ведут себя более позитивно и оптимистично, эта область в меру активна. А чрезмерная активность лимбической системы связана с негативным взглядом на жизнь, снижением мотивации, энергии, самооценки, усилением чувства вины и беспомощности. Нарушения глубокой лимбической системы ассоциируют с расстройствами настроения.
Лимбическая система представляет собой функциональное объединение структур мозга, участвующих в организации эмоционально-мотивационного поведения, таких как пищевой, половой, оборонительный инстинкты. Эта система участвует в организации цикла бодрствование- сон.
Лимбическая система как филогенетически древнее образование оказывает регулирующее влияние на кору большого мозга и подкорковые структуры, устанавливая необходимое соответствие уровней их активности.
Базальные ганглии. Базальные ганглии окружают лимбическую систему и участвуют в согласовании наших мыслей, чувств и движений. Эта часть мозга также причастна к установке уровня тревожности. У людей, страдающих от тревожности и физических симптомов стресса (к ним относится головная боль, боль в животе, напряжение мышц), отмечают высокую активность базальных ганглиев. При низкой активности базальных ганглиев наблюдают недостаточную мотивацию. Эта область также участвует в переживании чувства удовольствия и эйфории.
Височные доли. Височные доли расположены за галазами в области висков и отвечает за речь, кратковременную память, стабильность настроения и уровень раздражительности. Височные доли помогают нам выяснить «Что это?» - способствуют распознаванию и именованию объектов. Нарушения работы височных долей часто приводят к расстройствам памяти, нестабильности настроения и проблемы с самообладанием.
Теменные доли. Теменные доли находятся в задней верхней части черепа и занимаются обработкой сенсорных сигналов и определением направлений. Они отвечают на вопрос «Где?» - помогают находить вещи или, например, дойти до кухни в темноте. Теменные доли поражаются одними из первых при болезни Альцгеймера, поэтому люди с этим заболеванием часто плохо ориентируются. Нарушения работы теменных долей также бывают связаны с расстройствами питания и синдромом искажения восприятия своего тела (как у страдающих анорексией, которым кажется, что они толстые).
Затылочные доли расположены в задней части мозга. Это представительство зрения.
Мозжечок расположен в задней части мозга, отвечает за физическую координацию, координацию мыслей и скорость обработки информации. Между мозжечком и корой лобных долей существует сильная связь, поэтому многие ученые считают, что мозжечок имеет отношение к суждениям и контролю импульсов. При проблемах с мозжечком людям трудно координировать движения, учиться, они медленно обрабатывают информацию. Алкоголь напрямую воздействует на мозжечок.
Данные о том, что повреждение мозжечка ведет к расстройствам движений, которые были приобретены человеком в результате обучения, позволяют сделать вывод, что само обучение шло с участием мозжечковых структур, а следовательно, мозжечок принимает участие в организации процессов высшей нервной деятельности.
Одна из интегративных структур головного мозга, принимающая участие в координации и регуляции произвольных, непроизвольных движений, в регуляции вегетативных и поведенческих функций.
Выполняя упражнения на координацию движений, можно улучшить работу мозжечка и благодаря этому улучшить работу коры лобных долей, что поможет с принятием решений.
Многие вещи вредят мозгу и усложняют совершенствование тела.
Физические травмы. Серьезные повреждения, сотрясения мозга и даже легкие травмы значительно влияют на наше благополучие.
Наркотики. Марихуана, кокаин, экстази, метамфетамины, героин и вещества, которые используют токсикоманы, значительно снижают функции мозга. На мозг влияют не только запрещенные наркотики, но и многие рецептурные препараты (например, снотворные, транквилизаторы, некоторые сердечные лекарства и др.). Наркотики и лекарства могут снижать и повышать аппетит, что ведет к потере или набору веса, «выкачивать» мотивацию и энергию, ухудшать состояние кожи, ногтей, зубов, волос.
Алкоголь. Не обязательно быть горьким пьяницей, чтобы навредить мозгу. Даже умеренные количества алкоголя нарушают функции мозга. Исследования показывают, что мозг людей, которые употребляют алкоголь каждый день, меньше по размеру, чем у непьющих.
Курение. Никотин уменьшает кровоток в коже, и она теряет здоровый розоватый цвет. Происходит и потеря эластичности тканей, что углубляет морщины. В процессе затягивания образуются тонкие морщины вокруг губ. Стаж курения больше 10 лет создает типичное «лицо курильщика». Этот термин врач Дуглас Модел ввел в 1985 году, когда написал статью в British Medical Journal, в которой утверждал, что способен распознать курильщика со стажем, просто посмотрев ему в лицо. Он писал, что курящие люди выглядят старше своих лет.
Более того у курильщиков чаще, чем у некурящих, появляется определенный тип рака кожи- карцинома сквамозных клеток, согласно исследованиям в Journal of Clinical Oncology.
Неполноценное питание. Пища- это материалы и топливо для регенерации клеток. Кожа обновляется каждые 30 дней и отражает качество питания. Если в рационе маложирных кислот омега-3, то есть риск выглядеть старше своих лет.
Избыток сахара. Употребление слишком большого количества продуктов с высоким гликемическим индексом может вызвать появление морщин. Исследование в British Journal of Dermatology показало, что потребление сахара способствует естественному процессу под названием «гликирование»: сахар присоединяется к белкам. При этом продуцируются так называемые поздние продукты гликирования (ППГ), которые повреждают коллаген и эластан- белковые волокна, поддерживающие упругость кожи. Чем больше сахара поступает в организм, тем больше ППГ вырабатывается, тем больше морщин на лице.
«Быстрые» диеты и сильная потеря веса. Многократный набор и потеря веса уменьшает эластичность кожи. Резкое похудение может привести к провисанию кожи на теле и лице.
Нехватка воды. Недостаток воды приводит к обезвоживанию.
Недостаток сна. Без полноценного отдыха, во время которого происходят процессы регенерации, кожа не успевает омолаживаться. Результат? Преждевременное старение кожи, мешки под глазами и новые морщины.
Гиподинамия. Пониженная физическая активность усиливает приток крови к коже.
Стрессы. Исследователи давно выявили зависимость между уровнем стресса и состоянием кожи. В ответ на стресс мозг посылает сигналы к коже, что приводит к появлению прыщей и воспалений. При хронических стрессах ухудшаются симптомы нескольких общих кожных заболеваний, таких, как псориаз и экзема.
Гормональные изменения. Гормональные колебания, которые происходят при наступлении половой зрелости, беременности, ПМС, пременопаузы, менопаузы, синдроме поликистозных яичников (высокий уровень тестостерона у некоторых женщин), и андропаузе (падение уровня тестостерона у мужчин) могут быть причиной неприятных проблем с кожей.
Деменция и расстройства памяти. При ослаблении когнитивных функций люди забывают пользоваться солнцезащитными кремами, принимать лекарства и следовать режиму.
Баланс гормонов. Гормоны оказывают огромное влияние на функцию мозга как у мужчин, так и у женщин. Когда гормоны не в порядке страдают стороны жизни. Например, низкие уровни тириоидных гормонов ухудшают работу мозга, что приводит к чувству подавленности, раздражительности и трудностям в мышлении. (приложение 2, рис.2)
Низкий уровень тестостерона связан с депрессией, проблемами памяти и ассоциирован с развитием болезни Альцгеймера. У женщин повышенный уровень тестостерон также связан с синдромом поликистозных яичников.
Когда гормоны синхронизированы у человека острый ум, нормальный вес, чистая кожа, крепкое здоровье, а также человек энергичен и оптимистичен. Гормональный дисбаланс приводит к ожирению, угревой сыпи, морщинам, утомляемости, плохому настроению.
Гормоны - это маленькие химические курьеры, посредством которых мозг общается с органами. В синтезе гормонов участвует холестерин. У холестерина плохая репутация, но он не враг. Действительно, если уровень холестерина высокий, это увеличивает риски болезней сердца. Но когда он слишком низкий, это связано с риском агрессии, суицида и сильной депрессии. Приблизительно 60% твердой массы мозга представляет собой жир, поэтому холестерин нужен для оптимальной работы мозга. Холестерин в организме может преобразовываться в прегнелонон, из которого затем производятся все остальные гормоны. Этот процесс называют гормональный каскадом (приложение 3, рис.3).
Глава II. Эмпирическое исследование состояния систем мозга у испытуемых разного возраста
2.1.Описание методов исследования
В данной работе мы использовали 1 метод исследования:
Метод тестирования: выявление состояния систем мозга (приложение 4).
Цель метода: выявить и проанализировать состояние систем мозга у испытуемых разного возраста.
2.2. Анализ и интепритация результатов исследования
Мы анализировали данные, полученные в ходе тестирования у испытуемых разного возраста. Всего были исследованы данные 30 человек, которые взяты за основу исследования, из которых 19 человек (16-25 лет) и 11 человек (от 25 и выше). Также у испытуемых были собраны данные для вычисления ИМТ.
Индекс массы тела – величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Важен при определении показаний для необходимости лечения.
Индекс массы тела рассчитывается по формуле:
, где:
m – масса тела в килограммах
h – рост в метрах,
и измеряется в кг/м².
В соответствии с рекомендациями ВОЗ разработана следующая интерпретация показателей ИМТ: Индекс массы тела. Соответствие между массой человека и его ростом.
16 и менее Выраженный дефицит массы
16–18,5 Недостаточная (дефицит) масса тела
18,5–25 Норма
25–30 Избыточная масса тела (предожирение)
30–35 Ожирение первой степени
35–40 Ожирение второй степени
40 и более Ожирение третьей степени (морбидное)
1. Анализ результатов ИМТ у испытуемых (16-25 лет)
Согласно классификации состояния здоровья в зависимости от ИМТ получили следующие данные: 68% (человек) имеет нормальную массу тела, 32% (человек) имеют дефицит массы тела. (приложение 5)
Такой высокий процент дефицита массы тела может быть связан с тем, что многие в моем классе продолжительное время занимаются спортом, а в случае со спортсменами показатель ИМТ может давать заниженный результат из-за развитой мускулатуры. В целом же тенденция среди подростков прямо противоположная. В своей школе я наблюдаю то же самое, особенно с детьми среднего и младшего звена, но в старшей школе ситуация стабилизируется. Возможно потому, что в таком возрасте подростки задумываются о своем внешнем виде гораздо больше детей.
2. Анализ результатов ИМТ у испытуемых (от 25 лет)
Согласно классификации состояния здоровья в зависимости от ИМТ получили следующие данные: 28% имеет нормальную массу тела, 9% имеют избыток массы тела, 27% страдает ожирением I степени, 27% страдает ожирением II степени, 9% страдает ожирением IV степени (приложение 6).
Чем выше масса тела у анкетируемых, тем больше у них теоретическая вероятность риска заболеванием сахарного диабета, инсульта, ишемической болезни сердца. Эту взаимосвязь отмечают многие ученые. Риск развития данных заболеваний увеличивается в два раза при ожирении 1 степени, в 5 раз при средней степени ожирения и более чем в 10 раз при ожирении III степени.
3. Выявление состояния систем мозга у испытуемых (16-25 лет)
В лобной коре у 47% испытуемых пробоем нет, у 21% есть некоторая вероятность проблем, у 21% проблемы вероятны и у 11% проблемы очень вероятны.
В поясной извилине у 47% проблем нет, у 11% есть некоторая вероятность проблем, у 37% проблемы вероятны, у 5% проблем нет.
В лимбической системе у 42% проблем нет, у 16% есть некоторая вероятность проблем, у 21% проблемы вероятны, у 42% проблемы очень вероятны.
В базальных ганглиях у 68% проблем нет, у 5% есть некоторая вероятность проблем, у 11% проблемы вероятны, у 16% проблемы очень вероятны.
В височных долях у 63% проблем нет, у 11% есть некоторая вероятность проблем, у 21% проблемы вероятны, у 5% проблемы очень вероятны.
Память. У 79% испытуемых проблем нет, у 11% есть некоторая вероятность проблем, у 11% проблемы вероятны.
Мозжечок. У 74% испытуемых проблем нет, у 16% есть некоторая вероятность проблем, у11% проблемы вероятны, у 5% проблемы очень вероятны (приложение 7).
Проблем в системах мозга не обнаружено, но существует большой процент вероятности проблем в лобной коре, в поясной извилине, в лимбической системе, чуть с меньшей долей вероятности в базальных ганглиях, в височных долях.
Расстройство этих систем ведет к проблемам, связанным с концентрацией внимания, расстройствами настроения и психологической гибкостью, снижением мотивации и самооценки, негативными взглядами на жизнь. Таким образом, все это довольно типично для подросткового возраста.
4. Выявление состояния систем мозга у испытуемых (от 25 лет)
В лобной коре у 47% испытуемых пробоем нет, у 21% есть некоторая вероятность проблем, у 21% проблемы вероятны и у 11% проблемы очень вероятны.
В поясной извилине у 47% проблем нет, у 11% есть некоторая вероятность проблем, у 37% проблемы вероятны, у 5% проблем нет.
В лимбической системе у 42% проблем нет, у 16% есть некоторая вероятность проблем, у 21% проблемы вероятны, у 42% проблемы очень вероятны.
В базальных ганглиях у 68% проблем нет, у 5% есть некоторая вероятность проблем, у 11% проблемы вероятны, у 16% проблемы очень вероятны.
В височных долях у 63% проблем нет, у 11% есть некоторая вероятность проблем, у 21% проблемы вероятны, у 5% проблемы очень вероятны.
Память. У 79% испытуемых проблем нет, у 11% есть некоторая вероятность проблем, у 11% проблемы вероятны.
Мозжечок. У 74% испытуемых проблем нет, у 16% есть некоторая вероятность проблем, у11% проблемы вероятны, у 5% проблемы очень вероятны. (приложение 8)
Проблем в системах мозга не обнаружено, но существует небольшой процент вероятности проблем в лобной коре. Так как лобная кора является генеральной системой, которая связывает мозг и тело. Сниженная активность лобной коры может быть связана с неустойчивостью внимания, импульсивностью, недостаточной ясностью целей и привычкой откладывать дела. В более зрелом возрасте люди склонны игнорировать проблемы, поэтому явных проблем в системах мозга посредством анкетирования выявить сложно.
5. Выявление состояния систем мозга: базальные ганглии, передняя часть поясной извилины, теменные доли по критерию ИМТ.
Нарушение в работе базальных ганглиев, передней части поясной извилины и теменных долей приводит к ожирению или недостатку массы тела.
Для выяснения достоверности данных анкетирования решили проверить ИМТ.
По результатам ИМТ у подростков (16-25 лет) у большинства (68%) наблюдается дефицит массы тела, что не противоречит результатам анкетирования.
По результатам ИМТ у взрослых (от 25 лет) у большинства (72%) избыток массы тела, при этом у 56% наблюдается ожирение разной степени.
2.3. Рекомендации по профилактике «оздоравливания мозга»
Исследования показали, что до 30-ти лет наш мозг стойко переносит все внешние неблагоприятные факторы: плохую экологию, нездоровое питание и неправильный способ жизни. До этого периода он функционирует достаточно исправно, без каких либо заметных сбоев. С возрастом уже начинаются негативные изменения. Мембраны нервных клеток забиваются шлаками, высыхают и становятся непроницаемыми. В результате этого мы замечаем за собой ухудшение памяти и снижение скорости реакции.
Однако процессы, происходящие в нашем мозгу после 30-ти, не стоит воспринимать как необратимые. Если ничего не делать, то умственная деятельность постепенно сойдет до минимума. Однако существуют достаточно простые, но тем не менее достаточно эффективные системы оздоровления мозга. Одна из них состоит из нескольких этапов. Рассмотрим ее более подробно.
Первый этап – очистка мозга. Не стоит сравнивать с понятием «промывание мозгов» – это не одно и то же. Это всего лишь очистка крови и сосудов головного мозга. Особенно важен этот пункт для заядлых курильщиков и любителей спиртного. Каждое утро натощак выпивайте следующий напиток: стакан воды, 1 чайная ложка соды и столько же лимонного сока. Кроме лимонно-содового напитка эффективен также следующий фито-чай: липа, зверобой, листья земляники и смородины, душица, клевер, сушеные ягоды рябины и калины. Эти два рецепта можно также чередовать между собой.
Для улучшения работы мозга ученые-медики рекомендуют включить в ежедневный рацион питания морковь, чеснок, хрен и лук. Кроме этого необходимо следить за водным балансом в организме – выпивать не менее 3 л жидкости, включая отвары, соки и минеральную (негазированную) воду.
Один раз на год необходимо проводить очищение всего организма. Для этого рекомендуются следующие рецепты:
Листья мелисы залить кипятком и оставить настаиваться в термосе 5-6 часов. Принимать три раза на день по 50 мг до еды.
Натертый хрен (1 столовая ложка) залить стаканом сметаны. Принимать по столовой ложке во время еды на протяжении месяца.
4 части цикория, 2 части семян льна, 4 – полевого хвоща, 5 – листья шелковицы, 3 – травы росянки, 5 – бессмертника, 4 – цветов боярышника, 2 – пустырника, 3 – крапивы. Все тщательно перемешивается и заливается кипятком из расчета 1 столовая ложка сбора на 200 мл воды. После 10-минутного настаивания на водяной бане, принимать по трети стакана три раза в день до приема пищи. Курс очищения – 1 месяц.
300 г измельченного на мясорубке чеснока залить 200 мл спирта. Хранить в темном прохладном месте в закупоренной емкости. Принимать по 5-15 капель, разведенных в молоке за полчаса до еды.
Второй этап – насыщение мозга кислородом. Для эффективной работы мозга нужен в первую очередь кислород. Его недостаток пагубно сказывается на умственной деятельности. Для его пополнения лучше всего подходят регулярные упражнения дыхательной гимнастики. Можно также прибегнуть к методам ароматерапии. Хорошо стимулируют мозговую деятельность лавровый лист, петрушка, гвоздика, кориандр, базилик, тархун и укроп. А нормализуют его работу валериана, хмель, лимон, апельсин, ландыш и роза.
Для насыщения мозга выполняют также последовательно следующие упражнения.
Каждый день на протяжении 10 минут поочередно дышите то одной, то другой ноздрей. Делать упражнение нужно на протяжении недели. После этого переходим к следующему упражнению.
Сделайте глубокий вдох и посчитайте пульс. После 8 ударов задержите дыхание 8 ударов и затем выдохните – тоже 8 ударов. Каждый день делайте упражнение на протяжении 10 минут.
Желательно, чтобы дыхательные процедуры проходили на открытом воздухе или хотя бы с его доступом.
Третий этап – физические упражнения. Выполнение физических упражнений способствует обновлению состава крови и улучшению кровеносной системы. Таким образом, упражнения влияют и на работу мозга.
Бегайте на месте, плавно переходя на быстрый шаг. Длительность - 6 минут.
Махи ногами. Начальное положение ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Выполняйте поочередно махи ног к противоположным рукам. Длительность – 7-10 минут.
Резкие наклоны туловища вперед – 2-3 минуты.
Круговые движения головой. Сначала вправо, а затем влево. Это упражнение благотворно влияет на мозговое кровообращение.
Обороты руками – одновременно в разные стороны, вдоль туловища. Исследования показали, что это упражнение увеличивает объем памяти и скорость мышления.
Если придерживаться вышеописанной методики, то уже через месяц будут заметны положительные изменения в работе мозга (приложение 9).
Выводы
Проблем в системах мозга не обнаружено, но существует большой процент вероятности проблем в лобной коре, в поясной извилине, в лимбической системе, чуть с меньшей долей вероятности в базальных ганглиях, в височных долях.
Расстройство этих систем ведет к проблемам, связанным с концентрацией внимания, расстройствами настроения и психологической гибкостью, снижением мотивации и самооценки, негативными взглядами на жизнь. Таким образом, все это довольно типично для подросткового возраста.
Проблем в системах мозга не обнаружено, но существует небольшой процент вероятности проблем в лобной коре. Так как лобная кора является генеральной системой, которая связывает мозг и тело. Сниженная активность лобной коры может быть связана с неустойчивостью внимания, импульсивностью, недостаточной ясностью целей и привычкой откладывать дела. В более зрелом возрасте люди склонны игнорировать проблемы, поэтому явных проблем в системах мозга посредством анкетирования выявить сложно.
По результатам ИМТ у подростков (16-25 лет) у большинства (68%) наблюдается дефицит массы тела, что не противоречит результатам анкетирования.
По результатам ИМТ у взрослых (от 25 лет) у большинства (72%) избыток массы тела, при этом у 56% наблюдается ожирение разной степени.
Заключение
Спустя два тысячелетия мы все еще не знаем всех тайн нашего мозга. Кто знает, сколько пройдет времени, о каких открытиях мы узнаем? Доктор Амен смог немного приоткрыть завесу над истинной природой связи между головным мозгом и телом. С 1991 года в его клиниках Амен проводилось сканирование свыше 55 тысяч образцов мозга, до сих пор производится диагностика и лечение широкого спектра расстройств поведения, разного рода зависимостей и других патологий, так или иначе связанных с мозгом.
Мы, ведомые любопытством, попытались проверить его методики на практике с помощью анкеты, представленной в приложении к книге. Какие же результаты мы получили? Сам автор добавляет, что анкета не является единственно правильным инструментом исследования и имеет свои недостатки, так как человеку свойственно представлять себя немного иначе.
Тем не менее, при отсутствии возможности сделать сканирование, анкета помогает выяснить слабые и сильные стороны мозга. Проведя анкетирование и анализ, мы решили проверить их вычислением ИМТ и соотнести это с результатами, полученными ранее.
Достоверность анкеты не была стопроцентной, но имела большую вероятность проблем в выявленной зоне. Таким образом, методика имеет место быть.
Исследования, в области которых работает доктор Амен, в нашей стране малоизвестны. Своей работой мы хотели обратить внимание на то, как важно помнить о главенствующей роли мозга в нашем организме и о том, что своими ежедневными действиями мы влияем на его работу.
В наших силах с помощью врачей и нас самих изменить себя к лучшему.
Список литературы
Дж. Амен. Измени мозг – изменится и тело! - М.: Эксмо. 2011.
Сандра Амодт Сэм Вонг. Тайны нашего мозга. - М.: Эксмо. 2009.
Косицкий Г. И. Физиология человека. - М.: Медицина. 2012.
Дэвид Линденб. Мозг и удовольствия. - М.: Эксмо. 2012.
Самусев Р.П., Селин Ю.М. Анатомия человека. - М.: Медицина. 2010.
Севрюкова Г.А. Видеолекция. Системный принцип организации деятельности мозга. Нейрофизиология. – В.: 2014
Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – М.: Медицина. 2011.
http://ekomed-express.com.ua/kak-chuvstvovat-sebja-zdorovym/kak-ozdorovit-mozg Как оздоровить мозг. 2014.
Приложение 1.

Рис. 1 Вид мозга в разрезе (через центр между полушариями)
Приложение 2.

Рис. 2 Недостаток гормонов щитовидной железы
П
риложение 3.
Рис. 3 Гормональный каскад
Приложение 4.
КРАТКИЙ ОПРОСНИК AMEN CLINICS: ВЫЯВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ МОЗГА
Пожалуйста, оцените каждый из приведенных симптомов по шкале:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | Н/и |
Никогда | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Неизвестно/не имеет ко мне отношения |
1. Проблема с удерживанием внимания или легкая отвлекаемость | |
2. Откладываю дела до последнего и выполняю их, только когда наступает крайний срок | |
3. Не уделяю внимания деталям | |
4. С трудом откладываю порывы и желания, хочу получать желаемое сразу | |
5. Проблема выслушать других до конца | |
6. Не могу сидеть на одном месте (беспокойное поведение) | |
7. Отвечаю, не дослушав, перебиваю других | |
8. Принимаю решения импульсивно | |
9. Ищу сильных впечатлений | |
10. Чтобы сосредоточиться, мне нужен кофеин, никотин или сахар | |
11. Застреваю на отрицательных мыслях | |
12. Почти постоянно беспокоюсь о чем-нибудь | |
13. Есть тенденция к компульсивному (навязчивому) поведению или зависимостям от чего-либо | |
14. Склонен испытывать недовольство или зависть по отношению к людям | |
15. Расстраиваюсь, когда что-то происходит не по-моему | |
16. Расстраиваюсь, когда вещи лежат не на своих местах | |
17. Склонность спорить и возражать | |
18. Не люблю перемены | |
19. Мне необходимо, чтобы дела были сделаны так, как я считаю нужным, иначе я расстраиваюсь | |
20. Мне трудно видеть разные варианты выбора в ситуациях | |
21. Испытываю грусть | |
22. Испытываю негативные чувства | |
23. Неудовлетворен собой | |
24. Мне скучно | |
25. Низкая энергия | |
26. Сниженный интерес к тому, что обычно радует и занимает | |
27. Бывает чувство безнадежности, беспомощности, бесполезности или вины | |
28. Плачу | |
29. Низкая самооценка | |
30. Социальная изоляция | |
31. Состояние нервозности и беспокойства | |
32. Чувство паники | |
33. Симптомы ригидности мышц, такие, как головные боли или воспаленные мышцы | |
34. Тенденции предсказывать худшее | |
35. Избегаю конфликтов | |
36. Чрезмерный страх быть оцененным и осужденным другими | |
37. Избыточная мотивация, трудно оторваться от работы | |
38. Не очень уверен в своих способностях | |
39. Ожидаю плохого | |
40. Легко пугаюсь | |
41. Проблемы с выдержкой (взрывной характер) | |
42. Легко выхожу из себя | |
43. Раздражение накапливается, потом я взрываюсь, затем остываю, после вспышки чувствую себя уставшим | |
44. Непостоянные или непредсказуемые настроения | |
45. Считаю, что замечания других были негативными, хотя на самом деле это не так | |
46. Переживаю состояние «дежавю» | |
47. Думаю, что другие ждут случая, чтобы навредить мне | |
48. Бывают темные или жестокие, которые возникают внезапно | |
49. Трудно вспомнить подходящее слово | |
50. Головные боли или боль в животе неизвестного происхождения | |
51. Забывчивость | |
52. Проблемы памяти | |
53. Забываю о назначенных встречах | |
54. Забываю вовремя принимать лекарства и добавки | |
55. Проблема с тем, чтобы вспомнить недавние события | |
56. С трудом вспоминаю имена людей | |
57. Мне трудно запомнить вещи, необходимые для учебы, работы или хобби | |
58. Я забываю что-то важное на следующий день | |
59. Я забываю то, что я собирался сказать прямо в середине фразы | |
60. Мне трудно следовать указаниям (инструкциям), у которых несколько этапов | |
61. Неуклюжесть, склонность к несчастным случаям | |
62. Натыкаюсь на мебель или стены | |
63. Проблема с координацией | |
64. Плохой почерк | |
65. Проблема с поддержанием и организованности рабочего пространства | |
66. Беспорядок дома | |
67. Я чувствительнее к шуму, чем другие | |
68. Повышенная тактильная чувствительность, требовательность к качеству ткани одежды | |
69. Трудно усваивать новую информацию или новый образ действия | |
70. Проблема с поддержанием разговора | |
Ключ к опроснику AMEN CLINICS
Впишите ниже число вопросов, которым вы (или ваш близкий человек) присвоили 3 или 4 балла.
Вопросы 1-10 касаются проблем в работе лобной коры
5 вопросов = Проблемы очень вероятны
3 вопроса = Проблемы вероятны
2 вопроса = Есть некоторая вероятность проблем
Вопросы 11-20 касаются работы передней части поясной извилины
5 вопросов = Проблемы очень вероятны
3 вопроса = Проблемы вероятны
2 вопроса = Есть некоторая вероятность проблем
Вопросы 21-30 касаются проблем с лимбической системой
5 вопросов = Проблемы очень вероятны
3 вопроса = Проблемы вероятны
2 вопроса = Есть некоторая вероятность проблем
Вопросы 31-40 касаются проблем в работе базальных ганглиев
5 вопросов = Проблемы очень вероятны
3 вопроса = Проблемы вероятны
2 вопроса = Есть некоторая вероятность проблем
Вопросы 41-50 касаются работы височных долей
5 вопросов = Проблемы очень вероятны
3 вопроса = Проблемы вероятны
2 вопроса = Есть некоторая вероятность проблем
Вопросы 51-60 касаются проблем с памятью
5 вопросов = Проблемы очень вероятны
3 вопроса = Проблемы вероятны
2 вопроса = Есть некоторая вероятность проблем
Вопросы 61-70 касаются работы мозжечка
5 вопросов = Проблемы очень вероятны
3 вопроса = Проблемы вероятны
2 вопроса = Есть некоторая вероятность проблем
Приложение 5.

Классификация состояний здоровья в зависимости от ИМТ (16-25 лет)
Приложение 6.

Классификация состояний здоровья в зависимости от ИМТ (от 25 лет)
Приложение 7.

Выявление состояния систем мозга у испытуемых (16-25 лет)
Приложение 8.

Выявление состояния систем мозга у испытуемых (от 25 лет)
Приложение 9.
Рекомендации по профилактике «оздоравливания мозга»

