Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Табагинская средняя общеобразовательная школа» городского округа «город Якутск»
677911, с. Табага, улица Пеледуйская 4, телефон 408-398, 408-344, факс 408-398
Исследовательский проект
«Образы Марии и Катерины в драмах Н. Неустроева и А. Островского. Сравнительная характеристика».
Кутилова Диана - ученица 10 класса
Руководитель: учительница КНРС(Я) и якутского
языка как государственного Сидорова Анастасия
Прокопьевна
Предмет изучения: Образы Марии и Катерины в драмах Н. Неустроева и А. Островского.
Актуальность: Огромное влияние на якутскую литературу оказали произведения русских классиков. Тем не менее, Неустроев остается самобытным, оригинальным якутским прозаиком, творческая индивидуальность которого формировалась на национальной основе. Объект работы: Драмы А.Островского «Гроза» и «Жестокая судьба» Н. Неустроева.
Цель исследования: Сделать сравнительную характеристику главных героинь драмы Н. Неустроева «Жестокая судьба» и «Гроза» А. Островского.
Задачи исследования:
1. Изучить жизнь и деятельность драматургов Н. Неустроева и А. Островского.
2. Знакомиться с их творчеством.
3. Сделать сравнительную характеристику главных героинь драмы Н. Неустроева «Жестокая судьба» и «Гроза» А. Островского.
4. Оформление работы.
Научно-практическая значимость: Материалы нашего исследования можно использовать на внеурочных мероприятиях по литературе и в краеведческой работе.
В истории распространения в Якутии произведений классической русской литературы и их влияния на развитие якутской литературы одно из видных мест занимают драмы Алексея Николаевича Островского. Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.
В драме «Гроза» Алексея Островского главная героиня Катерина в начале пьесы ничем не примечательная уездная мещаночка. И судьба у нее самая обыкновенная: безоблачное детство в родимом доме, солнечная юность, наполненная вышиванием, молитвами, прогулками по саду да рассказами странничков о заморских землях. Когда пришла пора - она вышла замуж, подчинившись общепринятому распорядку. Замуж за Тихона «без любви» - так это не смущало никого и саму Катерину не смущало, ибо в патриархальном сознании понятие брака и любви практически не соприкасались: брак заключается как основа продолжение жизни, а любовь же, как стихия, - нечто беззаконное, постыдное.
Своеобразие натуры Катерины состоит в том, что она не принадлежит к буйным характерам, разрушающим все на своем пути. Наоборот, ее можно назвать кроткой, стремящейся к покойной любви и мирному семейному счастью. Она едва ли не идеальная жена. Героиня пытается жить в гармонии с собой и окружающими, но, выйдя замуж, попадает в своеобразную клетку, в мир, которым правит надменная, властная Кабанова.
Любовь к Борису у Катерины рождается из безысходности. Этот человек из другого мира. Он ничего не требует, ни в чем не упрекает и не винит — просто по-доброму и спокойно говорит с Катериной. Но счастье нескольких свиданий оказывается недолгим. Героиня осознает степень греховности своей связи и не может жить в обмане, как Варвара. Себя не обманешь. Бога не обманешь. И женщина открывается и признается во всем, подвергая себя презрению, осуждению, ненависти со стороны калиновцев.
Самоубийство — самый тяжкий грех, этого не могла не понимать отчаявшаяся женщина. Она, глубоко и искренне верующий человек, идет не просто против устоев «темного царства» — идет против Бога. И в этом трагедия образа Катерины. Смерть ее скорее освобождение, чем гибель. Покинув пошлый и гнетущий мир, героиня сохраняет свою внутреннюю свободу. Теперь Кабаниха не властна над ней.
Поступок Катерины — вызов, брошенный всему «темному царству». В этом сила характера героини.
Николай Денисович Неустроев — один из основоположников якутской литературы. В своих драмах, рассказах и очерках он описывал нравы патриархально-феодального мира Якутии, жизнь ее простых людей, картины родной природы. В первых пьесах Н Неустроева нашли отражение негативные стороны проникновения буржуазных отношений в патриархальный мир, высмеивались жадные купцы.
Драматургия А.Н.Островского, заметна и в драме Н.Д.Неустроева “Жестокая судьба”, эпиграф к которой взят из драмы “Гроза” А.Н.Островского: “Жестокие нравы, сударь”.
В драме “Жестокая судьба” показана жизнь якутской женщины дореволюционной поры.
Героиня драмы «Жестокая судьба» Мария была единственным любимым ребенком в семье. Но, когда выросла, из-за долгов отца была выдана против ее желания замуж за некрасивого, глупого, но богатого Хабдьы. Не смирившись с этой судьбой девушка приходит обратно в свой родной дом, но деспотичный отец грозится силой отправить ее к мужу.
Мария открыто вступает против отца, говорит ему, когда тот приказывает возвращаться к мужу: «Я ничего постыдного не совершаю, это вы свою единственную дочь из-за долгов продали, насильно выдали замуж!»
Мария одинока в своем горе. Мама ее Степанида, покорная, бесправная в решении ее судьбы.
Возлюбленный Марии Барахсанов обещал освободить ее от «жестокой жизни», увезти ее в город, но патриархальный мир силен и беспощаден. Он уехал. Она осталась одна.
В конце драмы Марию видим в доме мужа похудевшую, подурневшую. Ее держат в неволе. В доме она находится под неусыпным контролем, но все же она не смирилась со своей судьбой. В последнем монологе Мария говорит, что жестокий тесть не сломит ее волю, и все еще она тоскует по любимому, ждет его.
Мне кажется, что судьба у Мария тоже будет печальной: она рано умрет от болезни или от жестоких обращений тестя или глупого мужа, так как тесть уже убил свою жену, жестоко избив…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Пьесы Островского сыграли важную роль не только в развитии якутской литературы, но и в развитии якутского театрального искусства
Национальный характер в драме Н.Неустроева «Жестокая судьба» — активная, цельная личность, которая стремится отстоять свои права и интересы, хотя еще не знает, как это сделать. Мария из "Жестокой судьбы" находится в таком же бесправном положении как героиня пьесы "Гроза" А.Островского. Если протест против "темного царства" Катерины пассивна, то Мария протестует открыто, пытаясь изменить свою судьбу. Она более дерзкая, смелая, даже в мыслях не мирится со своей трагической участью.