СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравниваем имя существительное и имя прилагательное. Урок русского языка в 3 классе по программе «Гармония».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Сравниваем имя существительное и имя прилагательное.(3 класс, УМК «Гармония»)

Просмотр содержимого документа
«Сравниваем имя существительное и имя прилагательное. Урок русского языка в 3 классе по программе «Гармония».»

Тема урока. Сравниваем имя существительное и имя прилагательное.(3 класс, УМК «Гармония»)


Цель урока:

  • совершенствовать знания учащихся об именах существительных и прилагательных, о специфичных особенностях их изменений, о зависимости имени прилагательного от имени существительного.

  • Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, навыки совместных действий.

  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе.


Ход урока

  1. Орг. момент

II. Актуализация знаний

- Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на группы.

Яблоки, свежий, белка, я, хлеб, облако, белое, пушистая, дует, сочные.

- Сколько групп у вас получилось? Какие слова вошли в каждую группу? Нет ли лишних слов?

(Получилось 2 группы слов – имена существительные и имена прилагательные, слово я – лишнее, так как это слово является местоимением, слово дует не войдёт ни в одну из групп, потому что является глаголом).

- Запишите получившееся группы в два столбика, попробуйте подобрать каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное.

- Докажите что задание выполнено правильно.

- Что заметили в данной записи?

(Имена существительные командуют именами прилагательными и заставляют их стать в ту же форму, в которой употреблены сами).

- Ориентируясь на наше рассуждение, запись на доске, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Тема нашего урока: «Имя существительное и имя прилагательное, зависимость имени прилагательного от имени существительного»).

III. Чистописание.

Минутка чистописания

- Попробуйте составить цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:

М. р. Ж. р. Ср. р.

ойый ий ая яя ое ее

- Прочитайте сочетания букв.

- Что можете сказать?

( Имена прилагательные мужского рода могут иметь три окончания, прилагательные женского и среднего родов могут иметь два окончания).

- На следующей строке запишите красиво слово отгадку. Определите, к какой части речи относится.

((что?) осень – слово называет время года – это имя существительное)

- Образуйте от слова осень однокоренное слово – имя прилагательное.

((какой?) осенний – слово обозначает признак – это имя прилагательное)

- Что ещё можете сказать о словах?

(Записанные слова – однокоренные, с корнем осен-, имя прилагательное образовано при помощи суффикса -н- ).

- Выполните задание: I вариант – фонетический разбор слова осень,

II вариант – разбор по составу слова осенний. IV. Работа со словарными словами. Хо..ей, . п.льсин, м.нд.рин, кр. ссовки. - Вставить пропущенные буквы. Записать слова в тетрадь. - Работа с новыми словами. Изморозь, изморось, свитер, компьютер. - Что заметили?

(Слова «изморозь» и «изморось» произносятся одинаково, а пишутся по-разному).

- Что обозначают эти слова?

- Обратимся к словарной страничке учебника.

(Изморозь – рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе. Изморось – мелкий моросящий дождь).

- Какие орфограммы есть в словах?

- Как можно проверить парные согласные?

- Запишите слова в тетрадь. Запомните их написание.

V. Физкультурная минутка.

- Если услышите имя существительное – хлопайте в ладоши, если имя прилагательное – подпрыгивайте.

VI . Работа по теме урока.

- Прочтите. Что заметили?

-Составьте правильное предложение. За, раскаты, далеко, молодым, грома, послышались, лесом, громкие. – Запишите по памяти.

(Далеко за молодым лесом послышались громкие раскаты грома.)

1. Повторение об имени существительном.

- Из каких частей речи состоит предложение? Слов какой части речи больше всего в предложении? (Имён существительных).

- Расскажите об имени существительном.

2. Повторение об имени прилагательном.

- Найдите словосочетания: существительное +прилагательное.

За лесом (каким?) молодым, раскаты (какие?) громкие

- Что заметили? (Имя существительное «командует» именем прилагательным и «заставляет» стать в ту же форму, что и само).

- Расскажите об имени прилагательном.

3. Работа в группах.

- Придумайте как можно больше прилагательных, для описания предметов – 1- кошка, 2 - яблоко, 3 – дом

VII. Домашнее задание.

- Выписать из орфографического словаря 5 имён существительных, подобрать к ним имена прилагательные для описания этого предмета.

VIII. Итог урока.